В Перми я пробыл в общей сложности два дня. Рассказы мои о городе будут построены как по тематическому признаку (конструктивизм, храмы, заводы), так и по хронологическому - просто описание всего подряд, увиденного мною во время прогулок. Первая прогулка была даже и не прогулка, а поездка на машине в Хохловку. но по пути, увидев или вспомнив что-то интересное, останавливались и осматривали.
Главная интересность на нашем пути - это, конечно же, КамГЭС.
Решение о начале проектирования Камской (Пермской) гидроэлектростанции было принято Советом народных комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) 23 марта 1932 года. Для строительства ГЭС была создана организация «Средневолгопермстрой», в 1935-м году переименованная в «КамГЭСстрой». Проект станции был разработан к 1937 году, Камская ГЭС должна была иметь мощность 504 МВт (7 гидроагрегатов по 72 МВт), в состав сооружений входило здание ГЭС длиной 254 метра, водосливная плотина длиной 95 метров и двухниточный однокамерный шлюз. Подготовительные работы на площадке строительства (возведение жилья и объектов инфраструктуры) были развёрнуты в 1934 году.
Но в процессе строительства выяснилось, что основание сооружений ГЭС имеет сложное геологическое строение - под слоем глин залегают карстоопасные гипсоносные породы, что делало рискованным возведение ГЭС по изначальному проекту, несмотря на предусмотренные меры по борьбе с фильтрацией, включая создание мерзлотной завесы. В результате в августе 1937 года строительство станции было остановлено, силы строителей были переброшены на площадку Куйбышевской ГЭС. На Каме более перспективным признаётся сооружение Соликамской ГЭС мощностью 648 МВт, которая должна была стать частью масштабного проекта по соединению Камы, Вычегды и Печоры путём создания одного общего для трёх рек водохранилища. Однако начатые в 1937 году работы по сооружению Соликамской ГЭС были прекращены в сентябре 1940 года.
2. В таком состоянии в 1937-м году были остановлены строительные работы на КамГЭС.
В 1941-м году специалисты «Гидроэнергопроекта» пришли к выводу, что первоочередным объектом нового строительства на Волге и Каме является Камская ГЭС. Было принято решение изменить проект станции с учётом геологической ситуации створа. Проектировщики отказались от заглубления электростанции в загипсованные грунты, решив увеличить количество гидроагрегатов и длину здания ГЭС, а также совместить его с водосливной плотиной. С этой же целью были применены шестикамерные шлюзы вместо однокамерных. В результате удалось уменьшить заглубление здания ГЭС с 23 до 9 м, сократить объём бетонных работ в 3 раза, в целом удешевить строительство и сократить сроки возведения станции. Проектное задание Камской ГЭС было рассмотрено Госпланом СССР в 1943 году и утверждено в 1945 году. Технический проект станции был утверждён 2 июня 1948 года.
Строительство ГЭС было вновь санкционировано постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 18 января 1944 года, для возведения станции создаётся трест «МолотовГЭСстрой» (в дальнейшем переименованный в «КамГЭСстрой»). Но до 1949 года строительство станции ограничивалось подготовительными работами и велось крайне медленными темпами в связи с дефицитом финансирования и ресурсов.
С 1949 года с приходом нового руководителя строительство Камской ГЭС было значительно активизировано, были начаты работы непосредственно на площадке станции - возведение ряжевых перемычек котлована. В августе 1950 года котлован был осушен, в нем начались земляные работы. В 1950-1954 годах строительство станции возглавляет И.И. Наймушин, впоследствии руководивший строительством Братской и Усть-Илимской ГЭС. Первый бетон на строительстве станции был уложен 18 июня 1951 года. Станция возводилась быстрыми темпами - уже 6 октября 1953 года было начато перекрытие Камы, которое заняло 12 дней. В апреле 1954 года было начато наполнение Камского водохранилища, 1 мая того же года через судоходный шлюз прошло первое судно.
Первый гидроагрегат Камской ГЭС был пущен 18 сентября 1954 года. До конца 1954 года были введены в эксплуатацию ещё пять гидроагрегатов. В сентябре 1955 года был затоплен котлован второй очереди, после чего до конца года пустили пять гидроагрегатов. В 1956 году были введены в эксплуатацию оставшиеся 12 вертикальных гидроагрегатов. Камская ГЭС достигла мощности 483 МВт и её строительство было в целом завершено. К 1958 году мощность Камской ГЭС возросла до 504 МВт. 31 декабря 1964 года станция была принята государственной комиссией в промышленную эксплуатацию. Помимо вольнонаёмного персонала, на строительстве Камской ГЭС широко использовался труд заключённых ГУЛАГа.
3. По мосту вдоль плотины со стороны нижнего бьефа проходит автомобильная дорога и пешеходный тротуар .
4. И железнодорожные пути по дамбе со стороны верхнего бьефа.
5. Слева на склоне нечто похожее на монумент.
6. Вид с плотины вниз по течению. Рыбалка на протяжении 2-х км ниже плотины запрещена, но две лодочки с рыбаками можно разглядеть на фото. Скорее всего рыба, прошедшая через турбины либо ранена, либо оглушена и является лёгкой добычей для хищника. А за хощником и рыбаки следуют.
7. Здание-башня Камводпуть
Камводпуть - администрация Камского бассейна внутренних водных путей. Обеспечивает судоходство на более чем 3000км Камы и её притоков. Главные функции - обслуживание навигационных знаков, гидротехнических сооружений, расчистка и углубление фарватера. Эксплуатирует 148 единиц технического и сервисного флота.
8. В состав ГЭС входит две нитки шестикамерных шлюзов для пропуска судов. До 1990-го года через шлюзы проходили и плоты с древесиной. Башня с предыдущего фото стоит как раз между двумя нитками шлюзов. Наверняка на верхнем этаже располагается диспетчерская, контролирующая шлюзование судов.
9. Вид с башни на верхнюю часть шлюзов. Плот спускается вниз, а баржа поднимается вверх.
В верховьях Камы велась интенсивная заготовка древесины. Там было (да и сейчас есть) много колоний. Зэки в основном и пилили лес. Брёвна сталкивали в воду, и они уже сами по течению плыли до посёлка Керчево, где их собирали в пучки, из которых формировали плоты. Каждый плот состоял из четырёх "шлюзуемых" секций размером 200х25 метров, как раз под размер шлюза. Тащил такой флот по водохранилищу буксир. Я ещё застал времена, когда работали колёсные буксиры. Перед шлюзом секции расцепляли и загоняли в шлюз при помощи электровозов.
10. Секция плота на шлюзовании.
Плоты сплавляли вниз по течению Камы и Волги разным потребителям вплоть до Астрахани, так что шлюзов им приходилось проходить много. Ширина Камского водохранилища в районе Чёрмоза достигает 33 км, ветру есть где разгуляться. Случались сильные шторма, способные разбить плот и тогда брёвна сплавлялись молевым способом, т.е. каждое само по себе вниз по течению. Для ГЭС это была серьёзная угроза.
11. Одна из таких аварий, случившаяся в 1960-е годы.
12. 4 ноября 1994 года на правой нитке Пермского шлюза, входящего в состав Камского гидроузла в Перми, произошла крупная авария.
В комментариях вы найдёте детальный профессиональный разбор этой аварии, а здесь я приведу версию Википедии.
Во время шлюзования сверху вниз грузового состава (буксир-толкач и две баржи с минеральными удобрениями), во время опорожнения верхней камеры произошло открытие нижних ворот этой же камеры, в результате чего состав устремился вместе с потоком воды в следующую камеру, снеся затем все последующие ворота расположенных ниже камер. В результате аварии погибло два человека - рыбаки ловившие рыбу в запретной зоне шлюза - их смыло водой. От полного разрушения нитки шлюза и сброса воды из Камского водохранилища в нижний бьеф, где расположена Пермь, спасли действия персонала шлюза, успевшего закрыть аварийные ворота, расположенные ниже последней камеры. Попавшие в Каму удобрения много рыбы погубили.
13. Автобусная остановка "Набережная" с портретом академика Веденеева. Улица, названная в его честь, находится на другом берегу Камы.
Борис Евгеньевич Веденеев - учёный в области энергетики и гидротехники. Участвовал в разработке плана ГОЭЛРО, а потом и в его воплощении в жизнь, строил Днепрогэс, Волховскую и Кондопожскую ГЭС. В строительстве КамГЭС поучаствовать не успел, умер в 1946-м году, но в проекте и экономическом обосновании строительства доля его труда есть. Расчёты оказались верными, ГЭС окупилась к 1971-му году.
Наш путь в Хохловку лежал через Коммунальный мост, далее по правому берегу Камы через Гайву. Сейчас Гайва - это один из микрорайонов Орджоникидзевского района Перми, а когда-то здесь была маленькая деревушка, названная по протекавшей здесь речке Гайва. Развитие посёлка связано с началом проектирования и строительства Камской ГЭС в 1931-м году. Но потом по уже описанным причинам затормозилось и продолжилось уже после войны. Наряду с частными домами строились многоквартирные двухэтажки. Таких было построено 12 штук. Во второй половине 1950-х к КамГЭС добавился ещё и завод Камкабель, один из крупнейших в то время в стране.
14. Угол улиц Репина и Лобвинской, центр старой части Гайвы.
15. ДК им. Чехова. Явно типовой проект клуба на 530 мест Константина Барташевича. Раньше был ведомственный ДК - камгэсовский или камкабелевский, точно не знаю.
16. И памятник Антону Палычу здесь же. За ДК есть парк им. Чехова со скульптурными композициями, изображающими героев его пьес.
17. Фонтан с дождевой водой напротив ДК.
18. Воинский мемориал.
19. Одна из пермских мечетей на улице Бирской. Новодел, построена в начале 2000-х.
Обратно Каму переезжали по плотине и в центр поехали через Мотовилиху.
20. Товарищ Серго - локомотив индустриализации. Бюст установлен возле проходной завода "Камтэкс-Химпром", бывшего Пермского завода им. Орджоникидзе, в нарде просто Кислотного. Остановка электрички так и называется - Кислотный. Кстати, бюст Орджоникидзе в городе не один.
21. Въехав в город с трассы Пермь - Екатеринбург, по пути остановились возле станции Бахаревка и я решил проведать старый бахаревский вокзал. Он оказался вполне живой, только используется в служебных целях, а не для пассажиров.
22. Построен в 1910-м году. деревянный модерн. Жаль, что покрасили все детали в один цвет, скрыв красоту модерна.
23.
24. Вид со двора.
На линии Пермь-2 - Кунгур сохранилось ещё несколько вокзалов эпохи модерна. Надо бы при случае проехаться, проведать их. В Мулянке, Ергаче, Юге они вроде как почти в первозданном виде, а вот в Кукуштане вандалы из РЖД обшили его керамогранитом.
25. Водонапорная башня в комплекте.
26. Здание железнодорожных касс тех же годов постройки. Со стороны путей оно смотрится посимпатичнее.
Весь комплекс из трёх объектов признан памятником истории и архитектуры, что радует. Вроде бы давным-давно там был ещё и навес, но точно не помню, много воды утекло с тех времён.
27. Вид на станцию с моста.
Было бы времени побольше, сгонял бы на Подснежник, там сейчас восстанавливается женский монастырь, бывший в мою юность туберкулёзной лечебницей, а за ним восстановили Покровскую церковь, побывавшую школой. Вот только пруда я на картах не вижу. Неужели спустили?
28. А вот и первый встреченный мной в Перми трамвай. Надо сказать, трамвайный парк сильно разнообразился в последние годы. Если не ошибаюсь, это белорусский AKSM-60102. А ведь когда-то в городе были исключительно усть-катавские "погремушки" КТМ-5. Трамвай маршрута № 5 развернулся на кольце и сейчас пойдёт в сторону Перми-2.
Другие отчёты об этой поездке:
Село Калинино Водонапорные башни Грибочки-масляточки Белогорский монастырь Хохловка, часть 1 Хохловка, часть 2Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермские храмы
Пермский трамвай
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми