Набережная Тараса Шевченко

Nov 18, 2019 19:10

    Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами на правом берегу Москвы-реки, её протяжённость составляет 3,4 километра. Набережная возникла в 19 веке, когда на берегу Москвы-реки стали появляться первые дома и был построен Трёхгорный пивоваренный завод. Дальнейшее развитие набережной происходило уже в советский период. Изначально она называлась Дорогомиловской по имени района, в котором была расположена. Своё нынешнее название набережная получила в 1961 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Тараса Шевченко.
    Набережная Тараса Шевченко, как и Берсеневская, тупиковая, автомобильное движение здесь осуществляется только в нижней половине, да и там оно не слишком интенсивное. От Дорогомиловского моста до Украинского бульвара набережная застроена комплексами сталинок, дальше же она вполне зелёная, сталинки отступают от берега вглубь суши. к Кутузовскому проспекту.

Здесь сталинская высотка соседствует с дореволюционной фабрикой. А если посмотреть на другой берег, то вообще возникает ощущение, что ты путешествуешь не только в пространстве, но и во времени.



    Начинается набережная с величественного здания - Дома нефтяников. Здание строилось долго, целых 15 лет с перерывом в войну. Проект архитектурной мастерской братьев Весниных. Строился для работников  наркомата нефтяной промышленности. Пишут, что для убедительности на крыше стояли макеты нефтяных вышек. Левая часть здания, которая расположена вдоль Большой Дорогомиловской строилась уже для тружеников Моссовета. В войну в недостроенную центральную часть попала бомба, но она не разорвалась. Но всё равно пришлось подрывать её на месте, обезвредить не смогли. Но зато жильцы остались живы, их эвакуировали на другую сторону улицы.

2.


Из известных жильцов - тогдашний министр нефтяной промышленности Байбаков, дочь Луиса Корвалана, многие артисты, из наиболее известных - Гафт, Грамматиков. Хоть дом и был элитным, без коммунальных квартир и в этом случае не обошлось

3. В башенке сейчас двухэтажный пентхаус, а ещё в середине 1990-х там была коммунальная квартира.


4.


5. Вид со стороны Смоленского метромоста.


Набережная Тараса Шевченко вообще богата на мосты, он рекордсмен как по их количеству. так и разнообразию, их целых пять - два автомобильных, по одному пешеходному, железнодорожному и метромосту.

6. Бородинский мост


С 1788 года на месте нынешнего моста существовал деревянный Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 года, после Бородинской битвы, проходили и русские и французские войска. В 1868 году старый деревянный Дорогомиловский мост был заменен железным с верхними фермами. В 1912 г. из-за все усиливающегося движения к Киевскому вокзалу пришлось построить новый мост (архитектор: Р.И. Клейн; инженеры: Н.И. Осколков, М.И. Щёкотов), который в честь столетия со дня сражения при Бородине был назван Бородинским. В 1952 г. мост был перестроен под руководством Ю.В. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26 м для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. В 1999-2001 годы обветшавший мост еще раз перестроили с изменением конструкции. Современный мост сохранил клейновские обелиски и портики.

7. Смоленский метромост - старейший в стране, первый поезд по нему прошёл в 1937-м году. Однопролётный стальной арочный.


8.


9. А вот береговые арки над автомобильными дорогами уже бетонные.


На конкурсе проектов был выбран самый скромный, без украшений. С 1953 по 1958 год был перерыв в работе моста, Арбатско-Покровскую линию перевели на глубину, а с постройкой Филёвской линии мост запустили вновь.

10. Следующий дом - восьмиэтажная сталинка 1957-го года постройки.


11. Предыдущий дом стоит вплотную к более раннему четырнадцатиэтажному. В этом доме жил Игорь Нетто, часть квартир занимают сотрудники посольства Канады.


12.Дом № 7. Дом издательства "Известия"


13. Дома 3, 5 и 7, хоть и построены в разное время, образуют единый комплекс.


14. Следующий мост - автомобильный. Новоарбатский мост построен в 1957-м году.


15. Именно с этого моста в 1993-м танки стреляли по Белому дому.


16. Вид с набережной на Новый Арбат.



17. Самое известное и заметное здание на набережной - гостиница "Украина". Вернее, сейчас она носит плохо запоминающееся название Radisson Collection Moscow 5*, но для меня она останется навсегда именно "Украиной".


Она вообще должна была называться "Дорогомиловская", но в 1956-м году, когда закончилось строительство, вождём у нас был уже Хрущёв, потому гостиницу назвали в честь его родины. Центральный объём здания включает 34 этажа, его высота - 206 м, это вторая по высоте сталинская высотка. Угловые башни украшают стилизованные под снопы пшеничные колосья и вазоны. Здание открывает Кутузовский проспект - созданную в послевоенное время московскую магистраль. Западная часть здания - жилой дом.
    В процессе реконструкции, которая закончилась в 2010 году открытием новой гостиницы с обновлённым именем, были воссозданы былые интерьеры, которые при первоначальном строительстве не были осуществлены. После реставрации её холлы пополнились новыми интересными приобретениями. При входе установлены скульптуры «Материнство» и «Царица полей». А в глубине, где ныне расположен лобби-бар, и бегают официантки в кокошниках эпохи 1970-х гг., находится изюминка всей коллекции, уникальный экспонат - диорама «Москва - столица СССР». Макет общей площадью 300 с лишним метров установлен в специально сконструированном помещении, и оборудован всякими разными техническими устройствами, имитирующими время суток. На диораме представлен исторический центр Москвы того времени.
    Диорама была создана в 1977 году по заказу МИД к выставке в США коллективом художников-макетчиков под руководством Ефима Дешалыта. «Миниатюрная Москва» была выставлена в Нью-Йорке и произвела настоящий фурор - в день экспозицию посещали по 30-40 тыс. человек! Предприимчивый астронавт Нил Армстронг обратился позднее к нашему правительству с просьбой выкупить диковинный проект, на что получил довольно закономерный и вполне логичный ответ: «Москва не продается»!
    В 1980-х годах диорама совершила большой вояж по миру и на Лейпцигской ярмарке была награждена золотой медалью. Ну а по возвращению на родину, некоторое время выставлялась в одном из павильонов ВДНХ, затем почти на 10 лет была забыта и хранилась в выставочном комплексе на ул. Намёткина. И уже в 2007 году на аукционе была приобретена специально для экспозиции в гостинице «Украина».
    На потолке в центральном холле есть интересный живописный плафон, «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине». Его создавала группа авторов - А. Гавриков, И. Вайнман, Ч. Ахмаров. В здании также насчитывается свыше тысячи картин известных художников. Среди классиков и Александр Дейнека и Василий Поленов.
    На скоростном лифте можно подняться на 29 этаж, где находятся рестораны и смотровая площадка. В летнее время есть выход на уличную террасу, с которой открываются виды на город. На 35-м этаже раньше был "ресторан для двоих", может и сейчас есть.

18. В сквере у гостинице в 1964-м году установлен памятник Тарасу Шевченко, имя которого и носит набережная.


19. Рядом с гостиницей расположены причалы рэдисоновской флотилии. Плавучие рестораны.


20. И "цветочная" флотилия. Здесь они все десять.


21. Загадочное здание странной архитектуры. В Викимапии пишут, что это особняк. Построен в 2009-м на месте общественного туалета.


22. Дальше идёт уже дореволюционная застройка. Бывший Бадаевский пивзавод.


23. Трёхгорная пивоваренная мануфактура была построена архитектором Романом Клейном.


24. Завод достоин отдельной статьи, но всё никак не выберусь туда.


25. А надо торопиться, пока из него не сделали чёрте что.


26. Скорее всего это зернохранилище.


27.


28. Мост "Багратион", названный в честь полководца войны 1812 года Петра Багратиона, связывает набережную Тараса Шевченко с Краснопресненской набережной. Фактически, мост построен для соединения двух частей "Москвы-Сити": делового центра в районе Пресненской и Краснопресненской набережных и офисного здания "Башня-2000" на Тараса Шевченко. Мост чисто пешеходный с торговыми точками. С велосипедом переправляться по нему на другой берег крайне неудобно.


29. В основном люди переходят по нему для того, чтобы сделать селфи на фоне небоскрёбов Москва-Сити.


30. Бывшая школа 711, теперь 1726. Характерная сталинская архитектура.


31. Примерно в районе нынешней школы было Дорогомиловское кладбище с церковью преподобной Елисаветы.


Кладбище старое, существовало с 18-го века. Здесь похоронены многие участники войны 1812-го года, в основном умершие от ран по пути в полей боя. Кладбище было закрыто в конце 1930-х. В 1950-х на месте кладбища началось масштабное строительство. Даже сейчас при земляных работах попадаются кости, черепа, куски надгробий. Кутузовский проспект - правительственная трасса, пэтому дома здесь ставили не абы какие.

32. Из окон этого дома, пожалуй, открываются лучшие виды на Москва-Сити.


33. Один из самых больших домов в Москве, если не самый большой. Он занимает целый квартал, длина периметра около 700 метров, 22 подъезда, 1040 квартир. Построен в 1949 - 1953 годы частично на кладбище. В этом доме людей живёт больше. чем в ином городе.


34. Театр-мастерская Петра Фоменко с газоном и цветником на крыше встроен в склон, сверху совсем низкий, в один этаж. Со стороны набережной смотрится куда внушительней.

Это здание построили в 2008-м году. В двухъярусном помещении малого зала установлены подъемные механизмы и трансформируемые щиты, с помощью которых можно не только изменить габариты и пропорции зала, но и раскрыть его во внешнее пространство - на набережную и панораму Москвы-Сити.

35. Расписная машинка у театра.


36.


37. На участке выше моста Багратион набережная совсем пешеходная, да и пешехода здесь редко встретишь.


38. Зато с этого участка набережной лучшие виды на Москва-Сити.


39. Три башни. Слева направо дом на Кудринской площади, гостиница "Украина" и Башня 2000. В ней хоть и те же 34 этажа, что и в "Украине", но по высоте она почти в 2 раза ниже, 104 против 206. Строительство завершено в 2001-м году. Мост Багратион входит прямо в башню.


39а. А так здесь было примерно 70 лет назад.


40. Очередной офисный долгострой. Строить начал скандально известный Полонский со своей Миракс-групп и назывался\ он изначально "Миракс Плаза". Теперь это "Суворов Плаза" и достраивает "Стройгазконсалтинг".


41. Потихоньку приближаемся к концу набережной.


42. Дорогомиловский автомобильный мост, построен на месте Смоленского железнодорожного моста. запущен в эксплуатацию в 2000-м по нему проходит Третье транспортное кольцо.


Мост двухъярусный. В нижнем, не используемом сегодня, ярусе заложены 2 пути для скоростной транспортной системы Внуково - Шереметьево, пешеходная галерея и помещения для инженерных коммуникаций. Со стороны Москва-Сити проход закрыт, а с набережной Тараса Шевченко вроде можно туда пробраться, на сам не лазил, утверждать не буду.

43. Дорогомиловский железнодорожный мост, по нему идут поезда МЦК.


Мост был построен в 1907-м году для Малого кольца МЖД. Два раза реконструировался - в 1938-м и 2013-м.

На этом наше движение вверх по течению закончено, дальше пути вдоль берега нет. Есть ещё прогулочная Филёвская набережная, я даже катался по ней года 4 назад, но фотографий не делал. В следующий раз начнём движение вниз по течению. А по какому берегу - я пока не решил.

Другие набережные в моём журнале:
Бережковская набережная
Андреевская и Воробьёвская набережные.
Пушкинская набережная.
Крымская набережная.
Берсеневская набережная.
Софийская набережная.
Раушская набережная.
Космодамианская набережная.

В перспективе:
Пресненская и Краснопресненская набережные.
Смоленская и Ростовская набережные.
Саввинская и Лужнецкая набережные.
Фрунзенская набережная.
Пречистенская набережная.

Дорогомилово, Набережные МР, велопрогулки, старые фабрики, Москва

Previous post Next post
Up