Софийская набережная

Jul 16, 2019 19:00

    Софийская набережная идёт вслед за Раушской и расположена на правом берегу Москвы-реки между Большим Москворецким и Большим Каменным мостом прямо напротив Кремля. Получила своё название по расположенной на ней церкви Софии Премудрости Божией. Длина набережной всего 800 метров. На набережной есть два комплекса зданий, история строительства которых в реалиях нынешнего времени показалась бы просто фантасмагорией.



Остров, на котором находится набережная, не зря назывался Болотным. Из-за болотистой местности большие каменные дома здесь не ставили, и долгое время на набережной стояли деревянные дома и небольшие лавки, которые были снесены по указу Ивана III для устройства рекреационной зоны, для после чего здесь и разбили известный Государев сад. Неподалеку образовались и Садовнические слободы, в которых проживали работники, обслуживающие и сад царя, и Аптекарский огород. Именно этот люд стал инициатором строительства Софийского храма, по имени которого затем и назвали набережную. В 1701 году Государев сад сгорел и до его восстановления дело не дошло.
    В 1780-х годах приступили к укреплению Софийской набережной сваями и обрубами. Проектными работами занимался сам Василий Баженов. В 1786 году царица Екатерина Вторая решает устроить уже каменные набережные. Набережную решили расширять за счет Москвы-реки. Непосредственно к строительству приступили лишь в 1832 году и за четыре года заменили деревянные стенки укрепления каменными, устроенными в два яруса, поверх которых и соорудили полотно самой набережной. Стены сооружения выложили тесаным камнем.
    В 1937-1938 годах место вокруг Софийской набережной кардинально изменилось. Здесь построили два новых моста - Москворецкий и Большой Каменный. Набережные отделали гранитом. Асфальт уложили на прежние плиты и булыжные мостовые.

2. С 1964 по 1992 годы набережная носила имя Мориса Тереза - главного французского коммуниста.


3. Набережная начинается с делового центра "Царёв сад".


4. Для его строительства было снесено несколько исторических зданий, в том числе четырёхэтажное из левой части кадра.


Строительство началось в 1998-м году, но дело сразу не заладилось. Глава компании-застройщика села на 8 лет за хищения, стройка затормозилась, меняла хозяина. Слишком лакомый кусок прямо напротив Кремля имел много своих подводных камней. Тот недострой собирались уже было сносить. Даже не знаю, то, что сейчас на этом месте - это первый вариант проекта или уже какой-то следующий. Но судя по забору, пустырю и трубам на времянке, до окончания строительства ещё далеко. К строительным вопросам вернёмся ближе к концу набережной, а пока посмотрим, что же всё-таки сохранилось и в каком виде.

5. «Кокоревское подворье» - комплекс зданий, образующих замкнутый двор, который тянется в глубину до самой Болотной улицы.


Подворье построено в начале 1860-х годов как гостиница с магазинами и оптовыми складами знаменитым богачом купеческой Москвы Василием Кокоревым. Пояс из машикулей 4-го этажа, стилизации навесных бойниц средневековых крепостей в прошлом завершал здание и перекликался с башнями Кремля, стоящего на противоположном берегу Москвы-реки. Три этажа были надстроены позже и здание они явно не украсили.
    История этого участка в прошлом связана с церковью святой Софии Премудрости Божией, находящейся по соседству; в частности, там находились сады и огороды духовенства этой церкви. В 1773-1776 годах одним из владельцев участка слева от храма был зодчий Василий Баженов, работавший в Москве над Большим Кремлевским дворцом.

6.


7. Шикарное чугунное литьё при советской власти было утрачено и восстановлено только в ходе реставрации в 2015-м году. На фото 4 видно, что здание не имеет чугунного балкона во всю длину второго этажа.


8.


К началу 1860-х годов несколько соседних участков были объединены быстро разбогатевшим Василием Александровичем Кокоревым. Он прославился удачными финансовыми операциями, занимался железнодорожным строительством, винными откупами, участвовал в нефтяном промысле в Баку. Он был известен как активный общественный деятель и коллекционер. Разрешение на постройку большого подворья в 4 этажа было им получено в июне 1860 года, в четыре года спустя строительство было завершено. Автором проекта стал петербуржский архитектор Иван Черник, а руководил строительством А.В. Булгарин (Васильев). Западная часть подворья называлась «Монаховым двором», а восточная - «Стрекаловым».
    Это был первый в России многофункциональный деловой и общественный центр. После постройки в подворье насчитывалось 315 номеров ценой от 30 копеек до 4 рублей в сутки, общей вместимостью 700 мест. Торговая часть состояла из 20 магазинов, имелись подвалы и кладовые для товара.
    В 1866г. в «Кокоревском подворье» останавливалась делегация Конгресса США, посетившая Россию с визитом сочувствия по отношению к императору Александру II, на которого было совершено покушение. В номерах гостиницы в разные годы жили писатели П.И. Мельников-Печерский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, художники И.Н. Крамской и В.Д. Поленов. Здесь останавливались Л.Н. Толстой в 1867 году и многократно жил П.И. Чайковский во время своих визитов в Москву.
    Но удача отвернулась от Кокорева, и в 1889 году «Подворье» было продано Кокоревым из-за финансовых затруднений. Гостиница работала до революции, после чего здание было передано оборонному ведомству, которое и надстроило его на 3 невзрачных этажа.
    К началу ремонтно-реставрационных работ в 2015 году здание находилось в аварийном состоянии. Значительный объем работ был произведен по реставрации фасада, воссозданию утраченной чугунной галереи и карниза из машикулей. Были восстановлены и элементы планировки, включая сводчатые потолки коридоров, и декоративную отделку интерьеров.

9. Высотная доминанта набережной -  трехъярусная шатровая колокольня. Она была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского.


10. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор,


11. На втором ярусе - храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус - четверик.


12. На третьем ярусе - восьмерике - размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом.


13. Колокольня, построена в русско-византийском стиле.


Колокольня гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана Великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно - колокольня должна была стать частью "софийского ансамбля", в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи - Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции "Москва - Третий Рим" и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.
    Строительство колокольни продолжалось с 1862 по 1868 годы, и приходилось на период, последовавший за поражением в крымской войне и резким ослаблением позиций России. Вряд ли можно считать простым совпадением посвящение надвратного храма именно иконе Божией Матери "Взыскание погибших". в 1908 году, когда во время наводнения вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров, колокольня сильно пострадала.
    Храм был закрыт в 1930 году. с 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года - это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время - федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ "союзподводгазстрой". В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освятили в 1995 году.
    Колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х - начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, художник-реставратор Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни. Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ не хватало.
    В 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания. Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен.

14. Если бы не моя привычка соваться во все подворотни, я так бы и не узнал, что во дворе колокольни находится интересная церковь.


15. Впервые церковь Софии Премудрости Божией упоминается в письменных источниках в 1495 году - одна из древнейших в Замоскворечье


Церковь намного старше своей колокольни, отгородившей её от Москвы-реки. Софийская церковь была построена царскими садовниками, селившимися напротив Кремля, на территории самого сада. Впервые она упоминается в письменных источниках в 1495 году. Однако затем храм надолго исчезает и вновь упоминается как деревянный почти через 200 лет - в 1672 году. Через 10 лет, в 1682 году, он уже выстроен в камне - это здание и сохранилось с перестройками до наших дней.
    Изначально церковь Софии Премудрости Божией выглядела традиционно для своего времени: имела строение «кораблём» с запада на восток (от колокольни до алтаря), венчалась пятиглавием с горкой кокошников, которые были украшены изразцами. Старая шатровая колокольня была пристроена к западной части храма.
    Однако со временем облик храма изменился. В середине XIX века обветшавшая шатровая колокольня в западной части здания была разобрана. Вместо неё 1862 - 1868 по проекту архитектора Николая Ивановича Козловского со стороны набережной в русском стиле возведена отдельно стоящая трёхъярусная колокольня. По замыслу архитектора, она должна была создавать ансамбль с кремлёвскими башнями напротив. Во втором ярусе колокольни на средства купца Котова был освящён храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
    В 1891 - 1893 годах на смену старой трапезной пришла новая - более широкая, с крупными окнами, украшенными псевдорусскими остроконечными наличниками. В ней были освящены приделы Андрея Первозванного и святого Николая Чудотворца. Кокошники на главной части церкви оказались скрыты под поздней крышей. В 1932 году храм закрыли, росписи закрасили. В 1992 году церковь, в которой до этого поочередно размещались заводской клуб, квартиры, техническая лаборатория, была передана верующим. В 2017 году были проведены работы по консервации, реставрации и воссозданию авторской живописи.

16. На углу Софийской набережной и Фалеевского переулка располагается красивый четырехэтажный дом-дворец.


17. На самом деле этот дворец - дом бесплатных квартир, построенный братьями Бахрушиными для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек (курсисток). А теперь представьте, что в наше время какой-нибудь олигарх построил красивое социальное жильё по соседству, на месте снесённых старых зданий. Смешно, правда? Скорее грустно...


С начала 19-го века на этом месте находилось владение Д.Ф. Фалеева: главный дом и расположенные по бокам флигели. Во второй половине 19-го века усадьба переходит к купцам Бахрушиным, владельцам кожевенной и суконной мануфактур. Семейство Бахрушиных было известно своей благотворительностью: богадельня и училище в Зарайске - на родине предков, больница в Сокольниках (лечение в больнице было бесплатным: больные именовались пенсионерами братьев Бахрушиных), дом призрения для неизлечимых больных, городской сиротский приют в Сокольнической роще с неприкосновенным капиталом в 450 тыс. рублей, Театральный музей, театр Корша.

18. Радует, что сохранил практически первозданный вид.


Всего между Болотной площадью и Софийской набережной было построено три дома. Корпус на Софийской набережной возведен он по проекту любимого зодчего Бахрушиных К.К. Гиппиуса архитектором Ф.О. Богдановичем. Фасад, отмеченный тремя ризалитами, богато декорирован лепниной, выполненной по растительным мотивам. Стройная и величественная архитектура здания соответствует месту, ведь на противоположном берегу - Кремль.
    В 1903 году была освящена церковь Николая Чудотворца, выполненная по проекту всё того же Ф.О. Богдановича. Церковный купол, возвышающийся над зданием, перекликается с куполами кремлёвских соборов. Часовня после этого была упразднена, но на углу здания, выходящего на Болотную площадь, под самой крышей, в напоминание о ней был установлен барельеф «Всевидящее Око». В советское время Око было заменено на серп и молот.

19.


Всего в Бахрушинском доме было 456 квартир. Каждая в одну комнату площадью от 13,2 до 30,4 метра. При доме работали начальное училище, два детских сада и ремесленные мастерские, бесплатное обучение для курсисток на 120 человек и столовая. Незадолго до Первой мировой войны в Бахрушинском доме проживало 2000 человек (631 взрослых, 1378 детей), в том числе, 160 курсисток. С 1916 года по завещанию одного из братьев - Александра Алексеевича Бахрушина - на улучшение питания в столовой выделялось дополнительно 5 тыс. руб. в год. Всего же обошёлся дом Бахрушиным в 1 257 тысяч рублей.
    После революции и национализации Никольский храм был закрыт, крест сломан. В доме разместились коммунальные квартиры. В послевоенные годы у здания появился новый хозяин - Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР. В настоящее время - «Роснефть».

20. Здесь размещается руководство компании и лично Игорь Иванович Печкин Сечин. Какой вид из окон кабинетов - вы сами можете оценить.


21. Дальше всё печальнее. Идёт стройка. Два доходных дома, являющихся памятниками архитектуры, затянуты плёнкой. Что мы увидим, когда её снимут. я не знаю. Надеюсь, что хоть фасады и этажность будут сохранены.


22. Дом купца Лобкова.


Построен в 1816 году на руинах старой дворянской усадьбы. Памятник стиля ампир. «Атлас промышленности Московской губернии» упоминает о том, что здесь располагалась фабрика на 26 рабочих мест (вероятно, в пристройках на заднем дворе). В 2003 году дом был реконструирован с надстройкой мансардного этажа и полной заменой перекрытий и задней стены.

23. А реставрация ведётся так - оставляется одна стена, выходящая на набережную, а всё. что за ней, строится заново. Это всё, что осталось от дома Якова Сивова и особняка княгини Оболенской.


24. Жилой дом Н.А Терещенко постройки 1844-го года. Перестроен в начале 20-го века. Видно, что серьёзно отреставрирован.


25. А это вторая сказка Софийской набережной - "крестьянская изба".


Усадьба принадлежала фабрикантам Харитоненко. Основателем купеческой династии был Иван Герасимович Харитоненко, выходец из украинских крестьян. В 1860‑х годах он занялся выращиванием сахарной свеклы и основал в городе Сумы первый сахаро-рафинадный завод. К концу жизни он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков в России. Прославился как щедрый благотворитель: на его средства в Сумах были построены городская больница, духовное училище, детский приют, в Харькове - общежитие для студентов; также немало жертвовал он в пользу местных храмов. Семейное дело унаследовал и приумножил его единственный сын Павел Иванович, который прославился и как благотворитель, и как один из крупнейших коллекционеров живописи. Его собрание, большая часть которого хранилась в особняке на Софийской набережной, включало в себя западноевропейскую и русскую живопись, а также древнерусские иконы. Бо́льшая часть картин висела в рокайльном зале. В коллекции Харитоненко были работы художников Крамского, Нестерова, Айвазовского, Верещагина, Васнецова, Репина, Серова и других. Как и его отец, Павел Иванович не жалел денег на благотворительные цели - он построил в Сумах собор, кадетский корпус, приют, больницу, жертвовал на нужды церкви и Общества попечения о больных детях, выделил средства на создание памятника Богдану Хмельницкому в Киеве и на строительство московского Музея изящных искусств. За свои заслуги, в том числе и на ниве благотворительности, Павел Иванович Харитоненко в 1899 году был возведен в потомственное дворянское достоинство, на его гербе был начертан девиз «Трудом возвышаюсь».
    В особняке Харитоненко часто устраивались приемы и концерты, на которых выступали Федор Иванович Шаляпин и Александр Николаевич Скрябин, а Иван Михайлович Москвин был режиссером домашних любительских спектаклей.

26. Гордыня обуяла разбогатевшего крестьянина.


Здания, которые мы можем видеть сейчас, были построены в 1891-1893 годах  Участок принадлежал семье Харитоненко еще с 1870‑х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. В начале 1890‑х годов Павел Иванович решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.
    Усадьба была спроектирована архитектором Василием Герасимовичем Залесским в ренессансно-барочном стиле. Строгий и в то же время нарядный фасад дома отделан рустом, окна оформлены классическими наличниками, замковые камни над окнами первого этажа украшены маскаронами. Центральная часть здания выделена ризалитом с балконом второго этажа, который покоится на четырех тосканских колоннах. Здесь находится вход в особняк, к которому ведут два изгибающихся пандуса.
    Для оформления интерьеров дома П.И. Харитоненко пригласил молодого архитектора Федора Осиповича Шехтеля - это была одна из первых самостоятельных работ будущего мастера. Богато отделанные интерьеры главного дома, которые сохранились до наших дней практически в неизменном виде, были оформлены в разных стилях. Все помещения первого этажа (столовая, гостиная, кабинет с библиотекой), а также вестибюль, парадная лестница и две гостиных второго этажа выполнены в излюбленном тогда Шехтелем «готическом» стиле. Большой парадный зал на втором этаже отделан в классическом стиле с изящной позолоченной лепниной и наборным паркетом. Соседний рокайльный зал украшен потолочной росписью в стиле XVIII века, её автор - известный французский художник Франсуа Фламенг.

27. Сейчас здесь резиденция посла Великобритании.


В 1931 году в усадьбе разместилось посольство Великобритании. В разные годы здесь останавливались многие английские политики и дипломаты - Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер. В 1994 году во время своего официального визита в Россию здесь побывала королева Великобритании Елизавета II, в разные годы особняк посещали и другие члены британского королевского дома - принц Филипп герцог Эдинбургский, принцесса Анна, принц Эдвард, Диана принцесса Уэльская.

28.


После 1917 года вся семья Харитоненко покинула Россию, а их особняк (как и все владения) был национализирован. Сначала здесь разместилась миссия датского Красного Креста, потом усадьба была передана в ведение Наркомата Иностранных дел. Здесь были устроены квартиры сотрудников НКИД, главный дом часто использовался для приемов иностранных гостей - так в 1920 году здесь останавливался писатель Герберт Уэллс, позже - бизнесмен Арманд Хаммер, король Афганистана Аманулла; бывала здесь и знаменитая Айседора Дункан.

29.


30. После усадьбы Харитоненко опять всё затянуто плёнкой.


31. А были там контора Механического завода Акционерного общества Листа и главный дом городской усадьбы.


32. Следов Мариинского женского училища я не нашёл.


33. Зато сохранился жилой дом с квартирами классных дам и смотрителя училища. "Классная дама" - это училка на современном русском.


34. Внутри квартала полным ходом идёт строительство.


35. Обещают, что по окончанию стройки местность выглядеть будет так.


36. Ну а мы подъезжаем к Большому Каменному мосту, а значит наша экскурсия заканчивается.


Встретимся на следующей набережной - Берсеневской.

Использована информация с сайта "Узнай Москву" и старые фотографии с сайта Pastvu.

Другие набережные в моём журнале:
Раушская набережная
Космодамианская набережная.

В перспективе:
Берсеневская набережная.
Пушкинская набережная.
Фрунзенская набережная.
Пречистенская набережная.
Котельническая + Гончарная набережные.
Краснохолмская + Новоспасская набережные.
Крутицкая + Симоновская набережные.

Замоскворечье, Набережные МР, велопрогулки, Балчуг, Москва

Previous post Next post
Up