В поисках Кёнигсберга. Городские ворота. Часть 1

Jun 29, 2019 22:50

    Калининград, как туристический город, существенно недооценён. Он по своему уникален. Не только как доставшийся стране в качестве трофея город с остатками другой архитектуры, но и в мире. Я не знаю, в каком ещё городе можно увидеть столько сохранившихся и восстановленных фортификационных объектов постройки 19-го века. Причём объекты эти вкраплены по всей территории города и это главное его историческое сокровище. Я побывал во многих европейских городах, но в них обычно центральная крепость, а город уже построен вокруг неё.
    Несколько раз мне на ум приходили сравнения с Москвой, как ни парадоксально это звучит. То же укреплённое оборонительное кольцо - Белый город и ворота на нём - Покровские, Никитские, Пречистенские. Земляные валы, в Москве это сейчас Садовое кольцо. Крепости на подходах к городу с разных сторон. В Москве - это кольцо монастырей, в Кёнигсберге - кольцо фортов. Разве что своего кремля нет у Кёнигсберга. Хотя, с определёнными допущениями таковым можно было бы считать Кёнигсбергский замок, который, увы, не сохранился. Просто в Москве это было построено на несколько веков раньше и многое не сохранилось.
    Реально оценивая свои силы и имеющееся в наличии время (три полных дня + день приезда и день отъезда), я понимал, что всё посмотреть не успеем. Да ещё и жара внесла свои коррективы. Но решил, что все ворота посмотреть надо. От этого плана и отталкивались. Всего городских ворот в Кёнигсберге было 10, но сохранилось 8, что не мало, учитывая бомбардировки, штурм города в войну, да и отношение советского руководства к немецкому наследию в послевоенные годы. Итак, начнём. Повествование будет идти в том порядке, в каком мы ворота осматривали.

Россгартенские ворота (Roßgärter Tor). От них начинался Литовский вал - Литауэр Вальштрассе.


   Единственная из башен, сохранившая примыкающие земляные укрепления. К западу от ворот расположена башня Дона, к востоку - бастион Обертайх. У ворот был один центральный проезд и по три каземата по сторонам, обращённым в сторону города окнами, а в обратную бойницами.
    Ворота построены в 1852-55 годах на месте одноимённых ворот начала 17-го века.

2. Эти ворота сохранились практически в довоенном виде.


3. По бокам от главной арки расположены два медальона с изображением прусских военачальников.


4. Герхард Йоганн Давид фон Шарнхорст - видный прусский военачальник, реформатор армии. Повторил судьбу Багратиона - умер от ранения ядром в ногу в сражении с наполеоновскими войсками.


5. Нейдхардт фон Гнайзенау - генерал-фельдмаршал эпохи наполеоновских войн. Кавалер высшей российской награды ордена Андрея Первозванного. Его именем в городе названа улица (ныне Банковская) и форт № 4.


В наше время в воротах работает ресторан.

6. Королевские ворота (Königstor) расположены на пересечении Литовского вала и улицы Фрунзе. Улица Фрунзе имела много разных имён: Ленина, Энергетическая, Штрассе дер С. А. (Strasse der SA), Королевская (Koenigstrasse), Пожарная (Brandstrasse), Гумбинненская (Gumbinnenstrasse), Нойе зорге (Neue Sorge).


Нынешняя версия ворот построена в 1843 - 1850-х годы, реконструированы они были уже в 21-м веке. У ворот интересная история. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811-м году в связи с переименованием улицы ворота были переименованы в Королевские. Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.
    В конце середине 19 века в Кёнигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.
    В конце 19-го века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910 году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

7. Так выглядели ворота в 19-м веке. (фото из Википедии)


8. А так на рубеже 19-20 веков. Трамвай уже ходит, но вал срыт не до конца. (фото с Pastvu).



При бомбардировках британской авиацией практически все жилые дома вокруг ворот были уничтожены или сильно повреждены.

9. Предвоенное фото с Pastvu. Вала уже нет.


10. А так - в 2004-м году. Восстановили их всего за год, к 750-летию города.


11. Горельефы короля Чехии Оттокара II, короля Пруссии Фридриха I и герцога Пруссии Альбрехта (слева направо), которые можно видеть на фасаде, выполнены в 1848-м году архитектором Вильгельмом Людвигом Штюрмером.


С ними во время реставрации произошла любопытнейшая история. До 2004-го года они дожили, но без голов. "Три безголовых короля" - так они были окрещены в народе. Головы были восстановлены, скажем так, приблизительно. Но когда они были уже готовы, в одном из архивов были обнаружены детальные фотографии. пришлось изготавливать заново. Зато теперь есть "запасные головы".

12.


13. Изначально в воротах был один центральный проезд шириной 4,5 метра, через который проезжали повозки и проходили пешеходы. В 1875-м, когда ворота утратили своё оборонительное значение, боковые казематы были перестроены под проходы для пешеходов.


14. Сейчас в воротах располагается экспозиция, посвящённая Великому посольству Музея Мирового океана.


15. Третьи и последние на Литауэр Вальштрассе - Закхаймские ворота расположены на пересечении с Московским проспектом (Sackheim-strasse, Tapiauer-strasse).


Через эти ворота проходила дорога на Инстербург (Черняховск), Вильно, Минск.
    Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине 19-го века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале 17-го века. До конца 19-го века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.
Ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам были также меньшие арки, которые, возможно, использовались как пешеходные проходы, однако до наших дней они не сохранились. На углах Закхаймских ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова.

16. С внешней стороны - изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии). Его видно на этом фото над самой аркой.


После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию стали своего рода аналогом триумфальной арки. Пустотелые башни имеют узкие стрельчатые окна, сверху прикрытые декоративными коронами. Между ними расположены защитные зубцы. Чуть выше раньше были размещены горельефы генерала фон Йорка и генерала фон Бюлова, которые во время войны с Наполеоном собрали народное ополчение (почти как Минин и Пожарский) и участвовали в освободительных походах 1813−1815 годов. На верхушках башенок можно заметить крестообразные выемки, возможно там были закреплены каменные или металлические кресты.

17.


18. В начале 20-го века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Мимо ворот прошла широкая дорога (нынешний Московский проспект).


После войны вплоть до 2006-го года ворота использовались под склад, несмотря на наличие статуса памятника истории федерального значения. В 2006 году началась реставрация ворот. Планировалось передать их федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии» под лаборатории и небольшой музей, с весами и другими старинными измерительными приборами. В 2013 году ворота отданы под управление "Калининградского союза фотохудожников",и создание арт-платформы "Ворота". Арт-платформа «Ворота» функционирует, два раза в месяц здесь проходят выставки современного искусства от местных авторов, а также художников из других городов России и мира. Также здесь происходят различные мероприятия публичного и просветительного характера, кинофестивали, мастер-классы, лекции, конференции. Кроме того, в «Воротах» работает кофейня «Хлеб и Турка». Но это всё по информации из Википедии. Мы же какой-то жизни в воротах мы не заметили, хотя и сидели обедали в ближайшей кафешке с видом на ворота.

19.


20. Сейчас, конечно, ворота выглядят какими-то обрезанными. Так они смотрелись лучше.


21. Литовский вал по обе стороны от ворот застроен краснокирпичными домами времён Пруссии. Атмосферное место. Жалко будет, если эти дома снесут.


День выдался трудным - ранний подъём, перелёт, поэтому от Закхаймских ворот мы повернули в сторону дома, но пошли уже по другой, западной стороне Литовского вала. Ещё пять ворот оставили на второй день. Про те пять ворот, которые мы посмотрели во второй день, будет в следующий раз.

Ещё о Калининграде и области:
Калининградское железнодорожное.
Светлогорские разочарования.
Музеи Калининграда.
Калининград. Артефакты из прошлого - люки, клейма. гидранты.
Зеленоградск-Кранц.
Пара слов о калининградцах.
Зеленоградск-Котоградск
Калининград заборный
Калининград. Эхо мундиаля.
Как мы жили в Калининграде.

О чём будет ещё написано:
В поисках Кёнигсберга. Городские ворота. часть 2.
Калининград фортификационный.
Верхний пруд - Обертайх.
Хуфен.
Амалиенау.
Калининград мемориальный.
Калининград туристический.

Калининград, готика

Previous post Next post
Up