Путешествия по Беларуси - Усадьба в деревне Великая Липа

Oct 11, 2008 18:26

Усадьба имения Великая Липа, что между Несвижем и Сновом, прошла долгий исторический путь, являясь на его протяжении одним из крупных дворянских центров на территории Беларуси. Имение в Великой Липе относится также к числу наиболее старинных белорусских усадеб, ведь первые постройки появились здесь, согласно исследованиям, ещё в начале 17 столетия. А история самой этой местности известна нам ещё с 16 века - тогда здесь находились владения различных небольших шляхетских фамилий: Пацевичей, Сачкевичей, Стецкевичей и др. Тогда ещё не было нынешнего чёткого деления на населённые пункты, и вся довольно обширная местность (на её территории сейчас находятся целых три деревни с окрестностями) на которой располагались шляхетские дворы, носила одно название - Липа.
Вскоре на Липу положил глаз, стремительно возвышающийся и богатеющий род Радзивиллов, который начал формировать вокруг своей резиденции в Несвиже крупные владения, ставшие впоследствии ординацией. В 1528 году Анна Радзивилл из рода Кишек (благодаря которой, кстати, Радзивиллам и достался, в результате тянувшегося долгие годы судебного процесса, Несвиж), вдова виленского воеводы Яна Радзивилла по прозвищу Бородач, приобретает в Липе первые владения. Покупку подтвердил тогдашний король польский и великий князь литовский Жигимонт I. В 1558 году сын Яна и Анны Николай Радзивилл по прозвищу Чёрный получил сначала во временное, а затем и в постоянное владение от Николая Глебовича липский двор. А окончательно скупил все земли в округе в 60-х - 70-х гг. 16 ст. сын Николая Радзивилла Чёрного, известный Николай Радзивилл Сиротка. С тех пор Великая Липа стала неотъемлемой частью Несвижской ординации и была обозначена на знаменитой первой достоверной карте Великого княжества Литовского, изданной в Амстердаме в 1613 г. на средства всё того же Николая Радзивилла Сиротки.



Фрагмент "радзивилловской" карты Великого княжества Литовского, где рядом с Несвижем обозначено имение Липа

Но всё же, несмотря на такую радзивилловскую «экспансию», в Липе осталась часть земель принадлежащих и другому дворянскому роду. Это были Обуховичи герба Ясеньчик - род происходивший из Волыни и переселившиеся на территорию Беларуси сначала в Мозырь, а под конец 16 века в Новогрудок. В Великой Липе, окружённые со всех сторон радзивилловскими владениями, Обуховичи создали своё родовое имение.
Первым известным владельцем этого имения был Филипп Казимир Обухович (ум. в 1656 г.) - смоленский воевода, оставивший потомкам свой «Дневник» или «Дыярыюш», в котором отражены многие события истории Речи Посполитой 30-х-50-х гг. 17 века. Именно во времена Казимира Обуховича двор на Липе застраивается первыми кирпичными постройками. До наших дней с тех времён дошли насыпи оборонительных усадебных валов.



Вид с оборонительных валов в усадьбе в Великой Липе

Затем, оправдывая статус родовой резиденции, липское имение строго наследовалось его Казимира Обуховича: сыном Теодором Иеронимом (1643 - 1707), внуком Игнатием, правнуком Иосифом (1730 - 1796) и праправнуком Михалом (1760 - 1818). Михал был последним минским каштеляном до аннексии земель Речи Посполитой Российской империей и участвовал в 1794 году в восстании Тадеуша Костюшки, направленного против этой самой аннексии.
В 1776 г. в деревне Липа насчитывалось 26 дворов. В имении Обуховичей, согласно инвентарю 1787 г. находились жилой дом, спиртзавод, хозяйственные постройки. А на одном из холмов рядом образовалось кладбище, на котором в середине 18 века была построена ещё одна достопримечательность Великой Липы - церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Точная дата её постройки неизвестна, но впервые она упоминается в описи деревни в 1773 году. То время было отмечено на территории Беларуси расцветом униатской церкви, а также архитектурного стиля барокко. И то, и другое были причастны к строительству в Липе этого храма. С тех униатских времён в церкви сохранился сделанный из камня алтарь. В 1-й пол. 19 века возле храма была построена небольшая звонница с тремя колоколами. С самого первого упоминания при церкви существовала приходская школа, в которой, по всей видимости, учились дети здешних крестьян.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Великой Липе

Рядом с храмом Обуховичи хоронили умерших представителей своего рода. До наших дней у Покровской церкви сохранилось несколько часовен в стиле классицизма, в которых когда-то нашли посмертное пристанище тела последних потомков Казимира Обуховича.

В начале 19 века деревню Липа Радзивиллы отдали в аренду Игнатию и Теофилии Моравским, о которых мы писали в рассказе про усадьбу в Заушье и Душково. В то же время (по другой версии - ещё в конце 18 века) усадебный двор Обуховичей перестраивается: были снесены оборонительные валы, создан пейзажный парк, построен усадебный дом в стиле классицизма, а также хозяйственные постройки.
Случилось так, что у упоминаемого выше владельца липской усадьбы Михала Обуховича не было детей мужского пола. Чтобы сохранить родовое гнездо он передал его своему брату Ксаврию, но у того тоже была только единственная дочь Изабелла. Тогда он, в свою очередь, оставил усадьбу своей племяннице, дочери Михала, Софии (жене Станислава Чапского), а от неё усадьба перешла к другой линии Обуховичей.

Эта параллельная ветвь рода отделилась от липской ещё, вероятно, в 16 столетии и всё это время проживала в окрестностях Мозыря, в Мозырском и Речицком уездах. Родовым гнездом Обуховичей в тех местах можно считать шляхетский застенок Обуховщина Речицкого уезда (ныне деревня в Калинковичском районе). Именно владелец этого застенка - Каэтан Обухович - в середине 19 века покупает усадьбу в Великой Липе у упомянутой Софии Чапской из Обуховичей. С этого времени Липой владел он, а затем его потомки - сын Вацлав и внук Ксаверий.
Во второй половине 19 столетия Липа стремительно развивалась. В нач. 20 века здесь располагалась деревня (541 житель), усадьба священника и собственно имение. В Липе было две ветряных и одна водяная мельницы, винокурня (основанная в 1887 году), сыроварня, скипидарный завод. Бывшая церковно-приходская школа была реорганизована в училище.



Винокурня, основанная Обуховичами в Великой Липе

В конце 19 - нач. 20 вв., при Ксаверии Обуховиче, в усадьбе произошёл капитальный ремонт и окончательно утверждена её планировка. К имению были подведены мощёные, обсаженные традиционными в литовских усадьбах липами аллеи, при въезде с дороги построена брама в неоготическом стиле, в широких боковых крыльях которой размещались конюшни. Напротив брамы стоял центральный усадебный дом, построенный ещё в конце 18 - начале 19 вв. и теперь также реконструированный в неоготическом стиле. Вход в дом был оформлен выступающей галереей с тремя стрельчатыми арками, которая образовывала на втором уровне широкий балкон. Внутри дома центральной комнатой традиционно являлся салон, от которого в правое крыло уходили другие салонные комнаты, а в левое - кабинеты. Были и другие комнаты, имевшие жилое и хозяйственное значение.



Усадебный дом в Великой Липе. Снимок ок. 1914 г.

По бокам усадебного дома, напротив друг друга стояли дом для прислуги и гостей (официна) и старинный амбар. Официна имела восемь комнат на двух этажах.



Вид усадебной официны в Великой Липе

Весь облик усадьбы в целом был выдержан в стиле неоготики, с многочисленными декоративными элементами в духе средневековых замков и должен был символизировать древние рыцарские традиции рода Обуховичей, уже четыре столетия живших и служивших на этой земле!



Рыцарский картуш в арке въездной брамы в усадьбе в Великой Липе

Ещё одно изменение 19 века в Липе заключалось в том, что после того, как униатская липская церковь стала православной, католики Обуховичи перенесли место захоронения умерших представителей своего рода на новое место к северу от усадьбы. Там было основано новое католическое кладбище, на котором Обуховичи продолжили традиции своих родовых захоронений.



Главный усадебный дом в Великой Липе. Фотография Яна Булгака 1-й трети 20 века.

Первая мировая война, распад Российской империи и вхождение Липы в состав Польши в 1921 г. не принесло в жизнь деревни и усадьбы серьёзных изменений. Она по прежнему принадлежала Ксаверию Вацлавовичу Обуховичу . Но вот события 1939 г. и последующих лет принесли Липе неоднозначные изменения. После установления советской власти в 1940 г. усадьба была конфискована в «социалистическую собственность», после чего в ней была создана школа. Прошлое же образовательное учреждение Липы, коим было, напомню, церковно-приходское училище, естественно, было при новой власти невозможным. В его здании сделали фельдшерско-акушерский пункт. В 1963 г. была закрыта и сама Покровская церковь…
С тех пор жизнь в усадьбу так и не вернулась. От главного дома не осталось и следа. Официна, где, видимо, до самого закрытия располагалась школа, также постепенно разрушается. Внутри ещё валяются остатки паркетного пола с выразительным рисунком, остались кафельные камины и печи. Если же рискнуть, и пойти по разрушающимся перекрытиям на второй этаж, то можно попасть на одну комнату в торце здания, которая отделена от остальных каменной стеной с тремя стрельчатыми арками. Говорят, там была панская библиотека, в которой когда-то хранился родовой архив Обуховичей (корреспонденция, завещания, королевские привелеи) с документами с 16 века и редкие книги, среди которых были написанные на пергаменте и закрывающиеся на замок.



Интерьер усадебной официны

Очень интересен двухэтажный амбар, также, видимо, до последнего времени использовавшийся. У него кирпичный в стиле классицизма фасад, с тремя арками, образующими галерею, а сам корпус традиционно деревянный. Центральный вход сделан через второй этаж, на который вела деревянная лестница. Такой монументальный и даже парадный вид амбара обусловлен тем, что он, вместе с главным домом и официной, входил в комплекс парадного двора. Ещё не так давно усадебный амбар был хоть и замусоренный, но в довольно сносном состоянии, однако, к огромному сожалению, в последние годы этот уникальный памятник усадебной архитектуры интенсивно разрушается и рискует быть полностью уничтоженным.





Исчезающий на глазах амбар в усадьбе в Великой липе. Фото с разницей в 9 лет...

Очень интересно его подземелье с крутым спуском и сводчатыми потолками.



Вход в амбарное подземелье



Подземелье усадебного амбара

Единственное здание, которое кое-как используется в нынешнее время - это бывшая въездная брама. Там теперь что-то вроде хлева и конюшен, причём совершенно не таких аккуратных, как при Обуховичах. Органические отходы от скота сливаются здесь же рядом в каких-то десяти метрах. Сквозной проём в бывших воротах теперь «остроумно» заложен кирпичом, чтобы создать дополнительное внутреннее пространство. Прямо перед брамой валяются ещё обуховичских времён повозки-двуколки, которые (как оказалось, к нашему счастью) никто до сих пор не удосужился убрать, а судя по новым оглоблям, кое-кто использует и теперь.



Брама усадьбы в Великой Липе

Само пространство усадебного двора совершенно заросло травой, а парк заброшен. Правда, старые липы на подъездных аллеях с остатками брусчатки ещё сохраняют изюминку этого древнего усадебного места…
К счастью, в начале 1990-х годов ожила Покровская церковь, благодаря которой держится в достойном состоянии и прилегающее кладбище. Очень хотелось бы надеяться, что, может быть, когда-нибудь возрождение достигнет и славного усадебного комплекса.

усадьбы, путешествия, история, Беларусь, культура, храмы

Previous post Next post
Up