Храм Христа Спасителя в Москве, собор св. Софии в Киеве, костёл св. Станислава в Вильнюсе, Домский собор в Риге - каждый народ, каждая страна по своему пытаются осознать свою христианскую веру, выразить её строительством храма, который становился мощным символическим духовным центром в сознании людей. Образ такого храма в какой-то степени был и есть одним из фундаментальных образов идентичности, когда речь заходит о какой-либо стране как о стране христианской. Так вот, как мне кажется, у Беларуси такого, по крайней мере православного, храма нет.
Изначально им был призван стать храм св. Софии в Полоцке, но нашей политической элите и интеллигенции не удалось зафиксировать в народном сознании его образ как важнейшего духовного христианского символа страны. А сделать это можно было только через раскрытие глубинного духовного смысла, заложенного в строительстве храма, который есть компактное отражение сути христианской веры. У нас же к этому относились доселе, в основном, равнодушно, а для Софийского собора нашли - за неумением и нежеланием понять христианское значение - значение новое: «национально-государственное». Уже и его основатель князь Всеслав, оказывается, выстроил его просто для того, чтобы от него отстали всякие (практически «расейска-маскальскія») захватчики со своим захватническим христианством. А сам князь, на самом деле, между прочим, предпочитал не молиться в этом храме какому-то еврейско-византийско-москальскому богу, а бегать в тьмутараканских степях исконным кривичским волком-оборотнем. Само собой, что в таких условиях собор св. Софии должен был стоять над Полоцком не символом вселенской Христовой Мудрости, а эдаким надменным вышибалой, одним своим видом говорящим, что полоцкие мальчики уже очень самостоятельные, у них есть своя песочница, и если в неё зайдёт мальчик из чужого двора, то ему дадут по голове лопаткой.
Таким образом, храм Божий был низведён до статуса обыкновенного секулярного монумента a-la «Родина-Мать», а его строительство - до уровня полуритуального запугивания конкурентов в борьбе за физическое существование. Поэтому, мне кажется, что белорусам, по большому счёту, всё равно, что находится внутри собора: православный или униатский храм, или вообще, как в советское время, органный зал - абы стены были повыше да покруче, чтобы самозабвенно ублажать масштабом свои местечковые pride & honour.
А духовный центр Полоцка, по-моему, уже давно переместился в Спасо-Ефросиньевский монастырь. А ему просто по статусу сложно - да и недосуг - становиться всенародным духовным центром.