Храмы "греческого закона" города Клецка

Nov 02, 2008 20:50

Впервые город Клецк упоминается в летописи под 1127 год. Это был один из региональных (удельных) центров Туровской земли, который уже в то время имел собственного князя (летопись называет им Вячеслава Ярославича). Княжеский замок стоял на детинце на вершине насыпного городища, которое, сохранившись до сих пор, является важной исторической достопримечательностью современного Клецка.
Согласно же церковному административному делению, Клецк входил в состав одной из первых епископий на территории Беларуси - Туровской (основана в 1005 г.). Во время археологических раскопок на клецком городище были найдены бронзовая лампадка и глиняная плитка конца 12 - начала 13 вв., обычные для внутреннего убранства древних белорусских церквей. Это следы первых православных клецких храмов.



Клецкое городище

Более точные сведения о церквях Клецка мы получаем только с середины 16 века. Тогда великая княгиня Бона, жена великого князя литовского Жигимонта I начала проводить в Клецком княжестве земельную реформу, разделяя землю на фиксированные участки - волоки. Это мероприятие сопровождалось соответствующим делопроизводством, в котором описывалось состояние земельных угодий. В 1552 г. деление на волоки произошло в самом Клецке, после чего остался специальный «Реестр размера земель на волоки», который можно считать первым городским инвентарём. В этом «Реестре…» упоминаются четыре клецкие православные церкви: соборная замковая церковь Рождества Богородицы, церковь Воскресения Христова, церковь Спаса и посадская (на торговой площади) церковь св. Николая. Скорее всего, эти церкви были деревянными, и, к сожалению, они не пережили бурный период Реформации а затем и Контрреформации вкупе с наступлением униатства. Исключение составила лишь церковь св. Николая. Её изображение донёс до нас радзивилловский гравер Томаш Маковский, создавший в нач. 17 века панорамную гравюру города Клецка. На ней мы можем видеть типичное для Великого княжества Литовского здание православного деревянного храма с высокой шатровой крышей, завершающейся башенкой-«луковкой» с крестом. На гравюре Маковского над этим зданием стоит специальная подпись «Templum Russum».



Клецк начала 17 в. на гравюре Томаша Маковского

Здесь стоит сделать небольшое отступление и вспомнить, что некоторые специфически настроенные люди считают такие храмы (а особенно, такие купола и башенки) «несвойственными» для белорусских земель, а сам подобный стиль - «занесённым москальской оккупацией». Как мы видим, такая позиция не выдерживает исторической критики. На гравюре Клецка, а также, например, на гравюре Гродно 16 в. мы наблюдаем именно такие типы православных храмов - с самыми настоящими «луковками» (которые, на самом деле, конечно, вовсе не «луковки») которые сближаются с традициями того же российского зодчества. В Клецке и Гродно кон. 16 - нач. 17 вв. никакой «москальской оккупацией» даже не пахло, из чего делается очевидный вывод о том, что такой стиль был сознательным выбором православных строителей Великого княжества Литовского. Более того, стиль, который мы теперь почему-то ассоциируем с Россией имеет на тер. Беларуси глубокие корни. Достаточно вспомнить один из древнейших белорусских храмов - церковь св. Спаса в Полоцке. В этом замечательном храме некоторые приёмы, ставшие впоследствии неотъемлемой частью «русского стиля» (например, кокошники) используются едва ли не впервые. Таким образом, белорусские земли были даже не просто последователями, но и творцами этого стиля! Кроме этого, мы вынуждены напомнить нашим «ревнителям традиций», что, в общем-то, только «русский стиль» и является действительно исконным в белорусской храмовой архитектуре. Все остальные - что готика, что ренессанс, что барокко - появились далеко за пределами нашей земли, а храмы в этих стилях строились чаще всего иностранными зодчими в какой-то степени как подражание заграничным аналогам. Ярким примером здесь служит костёл Божьего Тела в Несвиже, построенный итальянским архитектором Бернардони по образцу итальянского же храма. Почему-то в этом и остальных подобных случаях голоса наших «бойцов за идентичность» не слышно. Не скрывают ли подобные двойные стандарты вовсе не исторически-патриотическую, а современную антироссийскую политическую подоплёку подобной риторики?..
Но вернёмся к древнему Клецку. Кроме четырёх упомянутых церквей в городе, а вернее, в пригороде, находился и православный монастырь св. Параскевы. Он размещался напротив замчища на другом берегу реки Лань, на берегу которой это замчище находилось. Он, как и большинство клецких церквей не пережил протестантскую и униатскую эпоху, уже в 17 в., оставив на месте своего нахождения лишь исторический топоним - «огороды монастырские».
С конца 16 в. владельцы Клецка, а именно сын князя протестанта Николая Радзивилла Чёрного Альбрехт и его внук Ян Альбрехт искореняют в городе реформационные введения своего предка, укрепляя позиции католической церкви. Православным церквям в городе впоследствии также места не нашлось - их место заняли греко-католические, или униатские. Уже в 1626 году упоминается первая униатская клецкая церковь - Воскресения Христова. Этот храм был деревянный и неоднократно перестраивался в зависимости от поступления денег от владельцев города князей Радзивиллов. Например, в 1774 г. большую сумму денег Воскресенской церкви пожертвовал Йозеф Радзивилл, после чего в инвентаре она описывалась так: «Деревянная, роскошно выстроенная, крытая черепицей с двумя башенками на фронтоне и на них железными крестами… Внутри резные царские врата, на железных петлях, расписанные, над которыми составлен иконостас из двенадцати апостолов, пророков и других икон. Большой резной алтарь. В нём икона Воскресения Божьего, при которой серебряная корона, которая весит 8 лотов… Два боковых алтаря по бокам царских врат. У одного из них, справа, икона Св. Троицы…». Скорее всего, этот храм имел в своём облике черты стиля барокко. В 1784 г. возле церкви упоминается небольшое огороженное кладбище с брамой. На рыночной площади находилась и приходская школа («школа русская»), а также церковный госпиталь. Последний, однако, из за отсутствия средств в кон. 18 в. закрылся, а его деревянные здания сгнили.
Вторая униатская клецкая церковь также впервые упоминается в инвентаре города за 1626 г.: «… перед городом на арыне вторая церковь, заложенная Вознесению Господнему». На «арыне» - это значит посреди пашенного поля (от бел. «араць» - пахать). В то время Вознесенская церковь действительно находилась не совсем в городе, а стояла у въезда в Клецк со стороны Несвижа на высоком холме. Это месторасположение способствовало появлению у храма простонародного названия - Арынская церковь, которую позже стали осмыслять как Ирининская церковь (от св. Ирины). В 1774 г. уже упомянутый Йозеф Радзивилл выделил Вознесенской церкви значительную сумму денег (как, вы помните, и церкви Воскресения). На них усилиями прихода был построен поистине грандиозный храм! По описаниям начала 19 в. Вознесенская церковь имела 5 куполов (центральный и 4 малых), была высотою в 12 сажней и имела в плане форму правильного креста, размерами 38х38 аршин. Такое здание могло вмещать до 1500 человек! Церковь славилась иконой Пресвятой Богородицы, к которому собиралось множество паломников, особенно на престольный праздник Вознесения Господнего, а также на праздники Успения, Покрова и Рождества Богородицы. Эта икона была перенесена в Клецк из Несвижского иезуитского костёла архангела Михаила, оказавшегося заброшенным после упразднения ордена иезуитов в 1773 г. Возле храма также появилось кладбище, которое стало, и до сих пор является, главным кладбищем города Клецка. Погост занимает все склоны холма, на котором была поставлена церковь.
После 1839 года, когда униатская церковь соединилась с православной (что повлекло соответствующие изменения в конфессиональной принадлежности клецких храмов), князья Радзивиллы, к сожалению, не захотели поддерживать не связанное с костёлом вероисповедание. Это произошло совсем некстати, ибо клецким церквям как раз требовался капитальный ремонт. Поэтому в 1845 г. минский епископ Антоний Зубко просил губернские власти просто-таки заставить владельца Клецка Леона Радзивилла отремонтировать Вознесенскую и Воскресенскую церкви. Это не помогло. Между тем, в Воскресенской церкви уже прекратились всякие богослужения из-за вероятности разрушения здания. Та же судьба постигла и второй храм Клецка. В 1851 г. дело дошло до самого императора Николая I. Он сделал особое распоряжение на этот счёт, однако и после этого дело затянулось. Лишь в конце 1870-х гг. были собраны средства и построен новый храм на месте церкви Вознесения Господнего. К сожалению, из-за скудных, прежде всего финансовых, возможностей прихода, он получился меньше и скромнее, чем его предшественник, но на фотографиях всё равно смотрелся красиво.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Клецке. Снимок 1920-1930-х гг.

На этом уникальном снимке, очевидно, изображён православный праздник. Прихожане выстроились вдоль дороги к церкви, чтобы священник освятил что-либо, будь то свечи, вербы на Вход Господень в Иерусалим или какие-то продукты. Клецкая церковь, носящая со времён постройки имя Покрова Пресвятой Богородицы, как мы видим, возвышается своим светлым силуэтом ретроспективно-русского стиля над молодыми тогда деревьями. Сегодня же густая растительность выглядит едва ли не ровесницей самого храма.
На старинном снимке, кроме вида Покровской церкви важную ценность представляют изображения верующих жителей из Клецка и его окрестностей - мы теперь можем представить, как выглядели в ту пору люди из преимущественно крестьянского сословия. Также очень интересно изображение старого клецкого кладбища, которое представляет собой замечательный пример традиционного местечкового белорусского погоста. Как видно, тогда было обычаем ставить на могилах высокие тёсаные кресты. Ну и конечно, хватало там и поныне сохранившихся монументальных надгробий, которые составляют отдельную достопримечательность клецкого кладбища. Могильный холм с тех старых пор, как мне показалось, как-то вытянулся, то есть стал выше. Завершающийся Покровским храмом, он поистине являет собой воплощённую память веков, устремленную в Небо.



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Клецке

Вторая же клецкая церковь - Воскресенская - также возродилась, причём довольно интересным образом, но об этом мы поведём рассказ уже в других тематических главах.

путешествия, история Беларуси, Беларусь, храмы

Previous post Next post
Up