Вероятно, в 19 - начале 20 вв. гегельянство имело столь же сильное влияние среди интеллектуалов, как неоплатонизм в первые века христианства. Поэтому попытки выразить христианскую веру на языке философии Гегеля можно считать неизбежными. Но попытки эти оказались крайне неудачными
(
Read more... )
Учение об изменчивой мировой душе было и у неоплатоников, но это не мешало христианским учиттелям брать значительные куски учения неоплатоников, конечно, очищая их от заблуждений.
Люди, хорошо знакомые с философией Гегеля и заинтересовавшиеся православием, конечно, должны были создать свою версию гегельянства, очищенную от заблуждений Гегеля. И в эту версию хорошо вошло бы учение о видении нетварного Света, как оно хорошо вошло в христианское учение, будучи неоплатоническим по своему происхождению.
Я просто хочу сказать, что раз уж философия Гегеля так широко распространилась, то ей можно было воспользоваться как понятийным языклм для выражения христианской веры. Мы ведь говорим о вере на современном русском языке, а не на греческом времён Евангелия.
Сама идея познания объекта субъектом как результат преодоления пропасти между ними не так уж плоха. Например, можно сказать, что мы постигаем законы физики, настроив наш ум на научный метод познания, а сами законы физики - это объективные для человеческого ума идеи о природе. Когда ум ( ... )
Reply
Успенский ведь не в вакууме жил, он опирался на сложившуюся вокруг традицию. Так и зачерпываются новшества.
Reply
Конечно, читать надо с фильтром. Успенский поднимает вопросы, но иногда с ним можно и не соглашаться.
Reply
Leave a comment