Вероятно, в 19 - начале 20 вв. гегельянство имело столь же сильное влияние среди интеллектуалов, как неоплатонизм в первые века христианства. Поэтому попытки выразить христианскую веру на языке философии Гегеля можно считать неизбежными. Но попытки эти оказались крайне неудачными
(
Read more... )
Comments 21
В христианстве есть чёткое различение между Богом и тварным миром. Если этого нет, то то, что получится, не может никак совмещаться с христианством. Начинать надо с этого, а не с квази-гегелевских интерпретаций.
Reply
Учение отцов о видении нетварного Света - это учение об обожении. Человек соединяется с Богом, и это не противоречит различию божественной и человеческой природ. Гегель хорошо знал учение неоплатоников, так что такое сходство его учения с учением отцов в этом вопросе не случайно. Но Гегель, в отличие от неоплатоников, всячески хотел преодолеть субъективизм, поэтому не ограничился таким соединением с Богом, свойственным блаженному состоянию святых после воскресения, а не нашему грубому состоянию.
Reply
Чтобы рассуждать о соединении с Богом, надо сначала выстроить фундамент для такого богословия. Если же в основе лежит учение о каком-то изменчивом мировом духе, то сходство дальнейших построений с христианством будет не более чем случайным, едва ли заслуживающим внимания.
Reply
Учение об изменчивой мировой душе было и у неоплатоников, но это не мешало христианским учиттелям брать значительные куски учения неоплатоников, конечно, очищая их от заблуждений.
Люди, хорошо знакомые с философией Гегеля и заинтересовавшиеся православием, конечно, должны были создать свою версию гегельянства, очищенную от заблуждений Гегеля. И в эту версию хорошо вошло бы учение о видении нетварного Света, как оно хорошо вошло в христианское учение, будучи неоплатоническим по своему происхождению.
Я просто хочу сказать, что раз уж философия Гегеля так широко распространилась, то ей можно было воспользоваться как понятийным языклм для выражения христианской веры. Мы ведь говорим о вере на современном русском языке, а не на греческом времён Евангелия.
Сама идея познания объекта субъектом как результат преодоления пропасти между ними не так уж плоха. Например, можно сказать, что мы постигаем законы физики, настроив наш ум на научный метод познания, а сами законы физики - это объективные для человеческого ума идеи о природе. Когда ум ( ... )
Reply
Leave a comment