Оригинал взят у
serg_slavorum в
Пасха и Евхаристия в Ассирийской Церкви Востока.
Мой перевод главы из книги
Сурмы д’Бет Мар Шиммун (сестры патриарха-католикоса
Мар Биньямина Шиммуна XXI) «
Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна»
Глава IV.
Пасха и Евхаристия. Как мы отмечаем Воскресение Христово.
В некоторых местах молитвенные бдения совершались всю ночь, но в Кудчанисе мы начинали их в полночь. Если накуша (доска, в которую били молотком, созывая народ на богослужение) была разбита, деревенский раис стрелял из ружья с крыши своего дома. К полночи вся церковь украшается свечами и начинается чтение молитв, начиная с той части службы, которую мы называем Кьямта (Kyamtha, воскресение) все отправляются на церковный двор, распевая гимны: в конце каждого гимна они говорят: «Наш Господь воскрес» и «Слава Ему» и в конце все прихожане хлопают в ладоши. Стоит такой шум! И затем предводитель молящихся обращается с Рождественским приветствием. Сначала он, потом все остальные за ним должны поцеловать крест, и после чего даёт каждому маленькую свечку. Все приветствуют друг друга словами «Воскресение нашего Господа», и отвечают «Воскресение, Жизнь и Обновление тебе».
Затем
У нас есть такой обычай: каждый должен посетить могилы своих родных и поставить свечку на могилу; когда это делают, всё кладбище оказывается залито светом. [Это всё делается до наступления рассвета -Виграм Эйнджер Виграм]. После Пасхальной церемонии и Святого Причастия каждый должен пойти домой и отдохнуть, в каждом доме специально для этого дня заготавливают крашеные яйца. Соседи зовут друг друга в гости «Благословить праздник», немного едят и пьют. После завершения трапезы проводятся атлетические соревнования, борьба и игра в мяч, иногда стрельба по мишени и т.д.
У независимых племён существует обычай каждой семье приносить еду к дверям церкви и все желающие угощаются ею. В понедельник Мадраши (Madrashi, Пасхальный понедельник) может исполняться Мадраша (вероучительный гимн) для держания в уме прихожан памяти смертной. Священник и диакон ходят вокруг кладбища с кадилом и Евангелием. Также в этот день в церкви разыгрывают сцену по написанной Нарсаем метрической гомилии «Вход Кающегося разбойника» в Рай. Диакон (или в некоторых случаях мальчик), изображающий Кающегося Разбойника, стоит в нижней части Хайклы (нефа), а священник, представляющий Ангела, охраняющего врата Рая держит копье, украшенное свечами, символизирующее пламенный меч, стоя перед дверью алтаря и отталкивая его, когда он пытается войти. Разбойник просит ангела открыть дверь Рая ему, ангел отвечает: «Невозможно для человека войти в это место, почему ты пришёл?» После диалога разбойник показывает крест, который он скрывал и говорит: «Это знак моего Господа, что я могу войти» Тогда ангел отступает перед святым Крестом и со словами «Теперь ты показал это, я не могу устоять перед сим знаком. Добро пожаловать." отдергивает занавес, и вор заходит (в импровизированный рай - алтарь).
Как совершается таинство Святого Причастия.
Пшеницы, выбранное для священного хлеба должен самого лучшего качества, и каждое зерно тщательно перебирается либо диаконами либо девственницами. Зёрна тщательно промывают и сушат на солнце. Затем их измельчают в специальной ручной мельнице; эта чистая мука называется Ншипа (прекрасная мука), она используется для выпечки хлеба. В то время как диакон или чтец разводит огонь в Таннуре (небольшая ямообразная печь), священник или диакон готовит тесто с закваской, одновременно повторяя псалмы, пока готовый хлеб не вынимают из печи. Затем в Бейт Канки Букри (маленькие хлебов, по форме напоминающие толстые пластины, около двух дюймов в поперечнике) помещаются в дискос, и вино смешивается с водой в чаше. Все действия производятся в Канки перед входом в святилище.
По крайней мере, двое диаконов должны сослужить священнику на празднике: когда они входят в алтарь один диакон держит кадило, другие бубны, которые будут звучать в определенное время. После «Отче наш» and «Святой Господь Боже» (то есть «Трисагион») диакон выходит к двери алтаря и читает литанию (ектенью ), затем чтец Ветхий Завет, а диакон Послания; по окончании чтения Посланий прихожане восклицают «Славен будь, Господь Павла» или «Господу Петра» в зависимости от обстоятельств.
Священник берёт Евангелие и Крест, держа их у груди, один из дьяконов держит кадило, другие двое свечи. Один из дьяконов говорит: «Встаньте в готовности услышать Евангелие Христа». Другие отвечают: «Слава Господу нашему Иисусу Христу." Священник говорит: «Мир вам». Ему отвечают: «С тобой и с твоим духом». Затем он переводит отрывок из Евангелия, читаемый в этот день, с классического сирийского на современный и излагает его слушателям. В конце концов, клирики произносят: «Слава Христа, Господа нашего Иисуса." Затем следует Никейский символ веры: «Веруем…». Священник поворачивается к диакону и говорит: «Даруйте мир друг другу в любви Христовой». Затем диакон целует руку священника и «даёт мир» одному из стоящих там так, как описано выше, и все будут «даровать мир», касаясь рукой друг друга и затем каждый целует свою руку. Диакон говорит: «Кто не крещен, то пусть выходит, а кто не получил знак Жизни, может выйти на улицу. Идите, слушающие. Смотрите на двери». Этот обычай восходит к ранним временам, когда там были оглашенные и слушатели.
Освящение Святых Даров совершается при помощи молитвы призывания Святого Духа и Словами установления чина Таинства. После освящения Святых Даров священник вручает дискос одному диакону и чашу в другому, один стоит слева, а другой справа перед дверью алтаря. Первым ко Причастию подходят маленькие дети. Человек кладёт руки одна на другую крест на крест, и священник кладёт ему в руки хлеб. В некоторых местах священник кладет хлеб сразу в рот, точно также как и детям; потом причащающийся идёт и пьёт жертвенное питие (то есть вино причащения).
В конце священник дает последнее благословение и отпускает всех. Мужчины и женщины разделены в церкви; женщины стоят в нижней части Хайклы, где для них есть специальный крест, положенный на Шхинте, который они целуют.
Наши церкви не имеют скамей, поэтому очень маленькая церковь может вместить большое число прихожан. Четыре сотни человек могут собраться в Хайкле (нефе) площадью 30 квадратных (английских) футов.
На выходе из церкви пожилые мужчина или женщина, сидящие у дверей, дают кусок хлеба в честь окончания поста. Подобным образом воспроизводится древний обычай Агапе. На некоторых праздниках хлеб посыпается мукой или намазывается маслом.
Пожертвования.
В праздник св. Марии (в середине мая) каждая семья, у которой есть овца, должна принести к церковным дверям сыр для угощения каждого члена общины.
В праздник Преображения (в августе) каждый, у кого есть пчелиный улей, жертвует на общие нужды мёд.
Порядок отпущения грехов (на сирийском Taksa)
Кто просит об отпущении грехов священник даст ему, а в некоторых случаях оно дается публично, после публичного покаяния. Кроме того, оно читается над всеми прихожанами. Всякий, кто не хочет, может подойти к Святому Причащению без обязательного исповедания, хотя пользующемуся дурной славой человеку может быть отказано в Причастии до тех пор, пока тот не продемонстрирует плодов покаяния; такое отлучение редко используется, но при использовании - очень грозная вещь.
Части книги леди Сурмы, переведённые мною:
Введение.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2178340.html Глава I. Ассирийский народ.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2134280.html Глава II. Крещение, церкви и их орнаменты.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2167450.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2156185.html Глава IV. Пасха и Евхаристия. Как мы отмечаем Воскресение Христово. Пожертвования. Порядок отпущения грехов.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2214158.html Глава V. Праздники, паломничества, монахи и монахини:
http://serg-slavorum.livejournal.com/2200445.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2130573.html Глава VII. Девять степеней клира и Семь Таинств.
http://serg-slavorum.livejournal.com/2201895.htmlhttp://serg-slavorum.livejournal.com/2205191.html