![](https://img-fotki.yandex.ru/get/110545/19773811.183/0_1523df_550fecb6_L.jpg)
Зарисовка внутреннего убранства церкви Мар Шаллита. Из книги Уильяма Виграма "Колыбель цивилизации" (1922 год)
Мой перевод отрывка из книги леди
Сурмы д'Бет Мар Шиммун "
Традиции Ассирийской Церкви и убийство Мар Шиммуна".
Церкви.
Наши церкви построены из твёрдого камня и из прекрасного селенита, подобного гипсу. Их двери обычно обрамляют низкие арки. Это современный обычай и защита от осквернения. Церковь Мар Гиваргис в Хананисе имеет широкие двери.
Церкви часто использовались, как и в Англии во времена смут и войн, в качестве крепостей и убежищ. В основном они были построены на возвышенных местах и располагались на своих собственных землях, в окружении фруктовых садов и рощ. Некоторые, подобно церкви Раббан Петйон (Rabban Pethiun) в Тхуме, стоят высоко на склонах горы, а некоторые, подобно церкви Мар Авдишо (Mar Abd-Ishu) в Тале (Tal) или
Мар Шаллита в Дизе, наоборот среди голых скал у пропастей, хотя причина (нахождения в том или ином месте) часто в том, что изначально на месте церкви находилась келья какого - нибудь древнего отшельника. Алтарь каждой церкви находится в восточной стороне, так чтобы (во время службы) прихожане были обращены лицом на восток. Часть алтарного помещения (как правило, северная, но не всегда) занимает «Бейт Канки» (Bait Qanki), иначе - ризница, и очаг, в котором пекут хлеб для Причастия. Выпечка хлеба для причастия (как и везде на Востоке) производится прямо в церкви, после проведения специальной предварительной службы.
Баптистерий может находиться в Бейт Канки (Bait Qanki) или в другом помещении в северной части «Хекли» (Haikla) или нефа.
Прочная стена отделяет алтарь от нефа и туда ведёт единственный дверной проём. Эта дверь закрыта занавесом, открываемым в определённые моменты службы. Три ступени ведут нас из нефа в алтарь (и в ризницу, которая находится на одном уровне с алтарём), на средней из этих ступеней стоит «Шкинта» (Shkinta). Слово того же происхождения, что и «шехина» (Shechinah) - на иврите обозначает славу, окружающую трон Господа, но в нашем случае «шкинта» - каменная трибуна, покрытая шёлковой тканью, на которой лежит Евангелие и маленький серебряный крест. Её иногда называют "крестовым столом", но чаще так именуют другие трибуны, стоящие в нефе, на которых лежат кресты, к которым прикладываются прихожане при входе в храм. Мы не используем распятия, но только ровный крест, хотя кресты с изображениями Христа были привезены из России.
Угодья, принадлежащие церквям в землях независимых племён, используются для производства продовольствия, которым обеспечивали странников, чужеземных гостей и бедняков. Обязанность по руководству данными работами возлагалась на «Риш Умру» (Rish Umra) - церковного старосту, и «Куанкайю» (Quankaya) - ризничего. Эти клирики избирались народом и представлялись Патриарху в
Кудшанисе для официального посвящения, и с тех земель определённое количество риса посылалось каждый год Патриарху. Риш Умра (Rish Umra) отвечал за земельные участки, а Канкайя (Qankaya) отвечал за церковные облачения, свечи, книги и другую утварь. Однако в 1913 году мой брат Патриарх решил со своими советниками, что все церковные земли должны использоваться для поддержки народных школ и содержания учащихся в них, вместо просто окормления большого числа гостей. Некоторые из этих церквей, такие как Мар Сава в области племени Тйаре, часто принимали до двух сотен гостей в день по причине расположения у дорог.
Подобные школы начали функционировать (перед самой войной), пока Великая война не положила конец всем реформам и начинаниям.