murmanec напомнил о строгости древнего поста, настаивая на том, что пост понимался древними как полное невкушение пищи в определённое время. Если понимать его критику современных представлений о посте лишь как неприятие неоправданных послаблений поста, порой доходящее до потери понимания поста как необходимого в аскетике физиологического телесного упражнения (сведение поста лишь к устроению души и чисто формальному воздержанию от некоторых видов пищи) - то я бы с такой критикой охотно согласился. К сожалению, автор идёт дальше, настаивая на исключительной допустимости для православных только такого понимания поста. То есть, автор берёт применявшуся когда-то практику, отрывает её от исторического и бытового контекста и настаивает на её применимости в любых условиях. Я бы сравнил такой подход с законничеством иудеев, которые восприняли буквалистический подход к соблюдению заповедей, потеряв понимание их внутреннего смысла. Если в нынешних условиях точное соблюдение древних установлений о посте затруднительно, означает ли это, что нужно стремиться хотя бы формально их соблюсти, или же лучше попытаться сосредоточиться на сохранении смысла поста хотя бы и не в наиболее строгой внешней форме? Я полагаю, что второй вариант единственно правилен. Чисто формальный критерий легко введёт в заблуждение. Например, абсурдно воздерживаться от пищи в течение дня, чтобы потом предаться объядению «в запас», ради тяготы поста следующего дня - это не полезно ни для души, ни для тела. Гораздо мудрее питать плоть умеренно, чтобы она смиряла нас своей немощью, но и была способна к перенесению трудов и не подвергалась болезням. Пост отличается от обычных дней тем, что большее предпочтение отдаётся духовному деланию по сравнению с телесным и умственным. Такое распределение нагрузки позволит и душу укрепить добродетелью, и о земном заботиться по мере нужды. С другой стороны, неумеренность в питании противоестественна и греховна в любые дни, не только в постные - пища нужна для поддержания тела, а не для услаждения. Я полагаю, что такое рассмотрение цели поста надёжнее приведёт к правильному его пониманию, чем попытка чисто буквалистического применения древних уставов.