Хотѣлось бы поднять вопросъ о томъ, что собою представляетъ постъ какъ таковой (хотя и лишь съ тѣлесной, а не духовной его стороны), съ точки зрѣнїя с~тоотеческаго Преданїя. Если кто найдётъ изложенное ниже очевиднымъ и общеизвѣстнымъ, то въ оправданїе сего текста сошлюсь на многочисленные случаи недоумѣнїя и даже несогласїя по поводу содержащихся здѣсь мыслей.
1. Что такое постъ?
Итакъ, что же такое тѣлесный постъ - употребленїе такъ называемой “постной” пищи вмѣсто скоромной (морковки вмѣсто сосисокъ), или что-то иное? Вотъ отвѣтъ Паисїя Величковскаго: «Постомъ называю вкушенїе однажды днёмъ мало, - ещё будучи алчнымъ вставать отъ трапезы» [1].
Въ самомъ дѣлѣ, постъ есть совершенное воздержанїе отъ пищи и питїя на опредѣлённый перїодъ времени. Какъ пишетъ М. Н. Скабаллановичъ, «существеннымъ въ постѣ считался и въ V в. не родъ пищи, а продолжительность полнаго воздержанїя отъ нея, т. е. часъ вкушенїя её. Другими словами - существеннымъ въ постѣ было то, что въ постный день не было завтрака (άριστον, prandium), а лишь обѣдъ или ужинъ (δεΐπνον, соеnа - у древнихъ обѣдъ не различался отъ ужина)» [2].
Самымъ короткимъ по продолжительности является еѵхаристическїй постъ (за исключенїемъ случаевъ, когда литургїя служится вечеромъ): онъ продолжается съ вечера до самого причащенїя и обѣда. Самый длинный общеобязательный постъ по Іер~лимскому Тѵпикону - трёхдневный на первой седмицѣ с~той четыредесятницы. 2 - 6-ая великопостныя седмицы и прочїе такъ называемые «многодневные» посты суть совокупность однодневныхъ.
Собственно родъ вкушаемой по разрѣшенїи поста пищи второстепененъ. На сей счётъ могутъ быть различныя установленїя, которыя и опредѣлили разницу между многочисленными постными уставами. Какъ предполагаетъ тотъ же Скабаллановичъ, въ мїру къ идеѣ ограниченїя себя постомъ также и въ родѣ употребляемой по его завершенїи пищи пришли только къ V вѣку, заимствовавъ такую практику у отшельниковъ [3].
Замѣчательной иллюстрацїей къ сказанному является постный уставъ среды и пятка сырныхъ, къ сожалѣнїю, превратно понятый поклонниками «масленицы». Съ одной стороны - это дни несомнѣнно постные (трапеза поставляется единожды въ день, вечеромъ), что и естественно для особаго богослужебнаго устава сихъ дней. Съ другой - даётся разрѣшенїе на вкушенїе сыра и яицъ. Вотъ случай, когда въ постные дни ограниченїе имѣтся развѣ что на мясо.
Это и есть православное пониманїе поста, категорически противорѣчащее современной практикѣ формальной замѣны скоромнаго стола “постнымъ”. Послѣднее тоже встрѣчается, въ частности, и въ нашемъ Тѵпиконѣ, но является чисто дисциплинарнымъ ограниченїемъ. Понятїя «поста» (неяденїя) и только измѣненїя «качества снѣдей» тамъ чётко разграничиваются [4]. Безусловно, чисто гастрономическїя ограниченїя вообще не являются постомъ ни въ какомъ смыслѣ (т. е. даже послабленїемъ въ постѣ).
2. Разборъ возраженїй.
Должно быть, съ такимъ утвержденїемъ согласятся не всѣ. Такъ, извѣстный патрїархїйный писатель Н. Е. Пѣстовъ, въ одной изъ своихъ брошюрокъ описавъ действительныя требованїя постнаго устава, замѣчаетъ: «описанная выше и рекомендованная ц~рвью норма для Великаго поста не считается теперь всѣми такъ строго обязательной для всѣхъ. Церковь рекомендуетъ, какъ извѣстный минимумъ, лишь переходъ постомъ на постную пищу въ согласїи съ ея указанїями для каждаго изъ постовъ и постныхъ дней» [5].
Мнѣ неизвѣстны документы, подтверждающїе то, что хотя бы сергїанская «Церковь» оффицїально узаканивала такой «извѣстный минимумъ». Впрочемъ, кто бы ни отважился на такой шагъ, онъ столкнулся бы съ ситуацїей своего рода канонической «вилки». Неразрѣшимой становится проблема ограниченїй въ пищѣ для воскресенїй и субботъ, выпадающихъ на перїоды многодневныхъ постовъ. Если подъ постомъ понимать измѣненїе рода пищи, а не продолжительность неяденїя, то разница между праздничными и будними днями стирается. Носители таковаго воззрѣнїя, «постясь», по ихъ словамъ, всѣ эти дни, нарушаютъ 64-ое ап~льское правило: «Аще кто изъ клира усмотренъ будетъ постящимся въ день Г~день, или въ субботу, кромѣ единыя токмо (великїя субботы): да будетъ изверженъ. Аще же мїрянинъ, да будетъ отлученъ». Если же придерживаться противоположной точки зрѣнїя, то приходится признать, что ими попрано ап~льское правило 69-ое: «Аще кто епїскопъ или пресвѵтеръ, или дїаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится во с~тую четыредесятницу предъ Пасхою, или въ среду, или въ пятокъ, кромѣ препятствїя отъ немощи тѣлесныя: да будетъ изверженъ. Аще же мїрянинъ: да будетъ отлученъ». Полагаю, что сколь угодно долгая и уже ставшая традицїонной порочная практика «соблюденїя» поста никогда не извинитъ преступниковъ с~тыхъ каноновъ.
Ещё однимъ встрѣчавшимся мнѣ возраженїемъ является ссылка на немощь, необходимость послабленїй, даже увѣренїя въ физїологическихъ различїяхъ между людьми прошлаго и нашими современниками (!). Въ потокѣ подобнаго пустословїя норма подмѣняется икономїей. Во всѣ времена было очевидно, что, какъ пишетъ Вальсамонъ въ толкованїи на 69-ое правило, «постъ придуманъ для укрощенїя плоти. Если же плоть удручена болѣзнїю, или другою какою немощїю, то уже не необходимо это укрощенїе чрезъ постъ». Разумѣется, приведённыя слова подразумѣваютъ действительно серьёзную причину несоблюденїя поста, и въ любомъ случаѣ не даютъ права называть «постомъ» его (за ненадобностью) отсутствїе.
Большую снисходительность въ отношенїи держанїя поста проявляютъ авторитетныя въ Православной Ц~рви правила Іоанна Постника. 20-ое правило постановляетъ: «Монахи, живущїе въ монастырѣ, въ теченїе поста с~тыхъ ап~ловъ и поста с~таго Филиппа, также по средамъ и пятницамъ, могутъ вкушать пищу только однажды въ день, вечеромъ; а тѣ, которые занимаются полевыми работами, послѣ 6 часа могутъ обѣдать и вечеромъ ужинать». 48-ое правило относительно перїода с~той четыредесятницы дополняетъ, что такая неуставная трапеза (состоящая изъ малаго количества хлѣба) разрѣшается въ 9-ый часъ, а полноцѣнная трапеза бываетъ позже.
Есть ещё оригинальное патрїархическое преданїе, особенно любимое въ тамошней монашеской средѣ, о разрѣшенїи поста для путешествующихъ. Согласно данной теорїи, сутками валяющїйся на полкѣ въ поѣздѣ «путешествующїй» можетъ оставить постъ, тогда какъ трудящїйся на послушанїяхъ монахъ долженъ его соблюдать.
Въ любомъ случаѣ, повторюсь, послабленїя - для нѣкоторыхъ, а правило - для большинства.
3. Частные вопросы.
Интересно разсмотрѣть, какъ рѣшаются сложные случаи «наложенїя» постовъ и праздниковъ нашимъ Тѵпикономъ. Учитывая то, что сегодня ещё только суббота Антипасхи, данный вопросъ представляетъся къ тому же весьма актуальнымъ.
Преданїе говоритъ о запрещенїи поста во весь перїодъ с~той пятидесятницы, что, какъ представляется, представляетъ собою слишкомъ большую льготу. Необходимость хотя бы нѣкоторыхъ ограниченїй и обязательность двухъ трапезъ во всѣ эти дни вызвало къ жизни слѣдующее установленїе: «Отъ Новыя же недѣли понедѣльника, по еже пѣти 3-й часъ, и 6-й, въ чину ихъ съ междочасїи, къ симъ же и обѣдницу: дается бл~гословенїе братїи, въ понедѣльникъ, среду и пятокъ, во всю пятьдесятницу. Бл~гословенїе же мѣрити подобаетъ, двѣ онгїи чисты паксимады (сухари), и то снѣдати точїю подобаетъ, и по отпѣтїи 9-го часа совершеннѣ ясти» [6]. Такимъ образомъ, постъ здѣсь «не соблюдёнъ» почти формально. Вмѣсто обѣда предлагается лишь около 70 г сухарей на человѣка. И всё же Тѵпиконъ считаетъ этого достаточнымъ, чтобы не считать уставъ такихъ дней постнымъ. Тотъ же порядокъ соблюдается и «въ навечерїи Р~жства и Б~гоявленїя Г~дня, аще случится въ субботу, и недѣлю» [7].
О времени постной трапезы Тѵпиконъ говоритъ слѣдующее: «Въ 9-й часъ ясти единожды, по преданїю с~тыхъ отецъ. Якоже и с~тый чудотворецъ Сѵмеонъ вообрази глаголя: яко да постится монахъ не мнѣе 9-го часа. Подобнѣ же и въ житїи пр~пдбнаго отца нашего Пахомїя, глаголетъ аг~глъ: по преданїю общежительному, яко въ 9-й часъ» [8]. Для уха, непривычнаго къ солнечному времени, можно выразиться точнѣе: однодневный постъ есть неяденїе до трёхъ четвертей свѣтоваго дня.
Кстати, хотя въ общихъ устновленїяхъ относительно поста Іер~лимскїй Тѵпиконъ всюду говоритъ о трапезѣ въ именно девятый часъ [9], реально устанавливаемая имъ практика строже. Установивъ неизвѣстную древности практику соединенїя службы девятаго часа съ вечернею, палестинскїе отцы сдвинули трапезу на болѣе позднее время.
4. Моё отношенїе къ нарушенїю поста.
Въ личномъ планѣ общераспространённая нынѣ практика «пощенїя» является грѣхомъ безвременнаго яденїя (ранояденїя), превращаетъ постъ изъ подвига въ формальное соблюденїе предписанїй о вкушенїи/невкушенїи варенїя, елея и проч. Безвременное яденїе въ качествѣ широко распространённой практики бытуетъ въ наши дни и въ иномъ видѣ, органично сочетаясь съ безумїемъ богослужебной практики: по патрїархїйнымъ монастырямъ мнѣ хорошо извѣстно обыкновенїе ужинать послѣ совершенїя того, что они называютъ «всенощнымъ бдѣнїемъ». Этотъ примѣръ подчёркиваетъ, что разбираемое здѣсь ложное пониманїе поста есть ни что иное, какъ попранїе С~таго Преданїя, причёмъ въ вопросѣ исключительной важности. По сути, это упраздненїе поста какъ таковаго, молчаливо принимаемое Ц~рвью, подмѣна с~тоотеческаго Преданїя «преданїемъ человѣческимъ» (Мк. 7:8).
Примѣчанїя:
[1] Паисїй Величковскїй. Крины сельные. Слово 8. О постѣ.
http://www.omolenko.com/biblio/velich1.htm [2] М. Н. Скабаллановичъ. Толковый Тѵпиконъ. С. 193.
http://pstgu.ru/download/1188316961.t_typikon.pdf [3] Тамъ же. С. 194-195.
[4] Тѵпиконъ. Гл. 48. 29-е августа.
http://orthlib.ru/worship/tipikon [5] Н.Е. Пѣстовъ. Что такое постъ и какъ правильно поститься.
http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_9n-all.shtml [6] Тѵпиконъ. Гл. 32.
[7] Тамъ же.
[8] Тамъ же. Гл. 35.
[9] Зри главы 33, 35 Тѵпикона.