Свобода и свобода

Dec 24, 2014 02:27

Насколько я представляю, это два протовоположных  понимания свободы:
- кантовское: свобода как автономия, самоопределение при неизвестности результата и благодаря этой неизвестности (нет гарантированного знания, припирающего к стене, и нам остается только внутреннее решение). Свобода, происходящая от незнания и неотделимая от риска ( Read more... )

философизмы

Leave a comment

Comments 31

prostopop December 24 2014, 05:37:35 UTC
Гегелевский вариант русскому человеку известен по теории и практике коммунистов. И выражается в искусстве, вроде "Поднятой целины". Где построение светлого будущего, вопреки желаниям косных единиц, отчаянно неизбежно.
Кантовский имплицитно содержится в, например, голливудской продукции. Где нравственный выбор одинокой личности почти всегда делается в безвыходной ситуации. И хэппи энд неизбежен, как сие ни парадоксально.
И то и другое - кино.

Reply

dmatveev December 24 2014, 17:12:01 UTC
Ну да, марксизм это же такое социал-гегельянство.
А кантовскую трактовку я вслед за весьма уважаемыми мной людьми понимаю как философское обоснование либерализма.

Reply


evgeniirudnyi December 24 2014, 07:50:46 UTC
Все-таки непонятно, как можно что-то изменить в мире неумолимых законов. Ведь вроде бы в этом случае все предопределено. Разве не так?

Reply

estera December 24 2014, 08:22:13 UTC
Можно добиваться своих целей с использованием этих законов. И чем законы незыблемее, тем лучше работают методы, основанные на их использовании. Но только если цель принципиально достижима.

Reply

evgeniirudnyi December 24 2014, 10:15:53 UTC
"Можно добиваться своих целей с использованием этих законов."

Это утверждение предполагает, что есть нечто, у чего есть свобода воли, и что может подчиняется этим законам или же не подчиниться.

Reply

estera December 24 2014, 10:28:18 UTC
Почему? Вот я, если хочу завести свой бизнес, обладаю свободной волей или нет? Можно сказать, что да (могла бы и не бизнес завести, а монастырь построить), а можно сказать, что нет (выросла и живу в такой среде, где принято заводить бизнес, а не строить монастыри).

И когда использую свои знания о том, как работает рынок, - подчиняюсь законам работы этого рынка или нет? Тоже можно по-всякому повернуть: можно сказать, что подчиняюсь законам, потому что их учитываю и считаю неизменными, а можно сказать - что нет, потому что хочу быть не рядовым (наемным работником), а рулевым (владельцем бизнеса).

Но самое главное - это совершенно неважно. Есть нечто, что субъективно ощущает, что чего-то хочет, и думает, что знает, как этого достичь. А откуда пришло в голову это желание, чем детерминировано - да какая разница, ежели по Гегелю.

Reply


triglochin December 24 2014, 10:38:45 UTC
вроде как одни понимают свободу как возможность ("право"?) никогда не вставать по будильнику, а другие считают это необходимым для развития и в итоге для достижения какой-то цели. Но ведь в обоих случаях можно преуспеть (достичь своей цели, реализовать и понять что-то важное) и можно проиграть, потерять что-то главное - вот от чего это зависит, от какого качества?

Reply

dmatveev December 24 2014, 17:29:24 UTC
Я так понимаю, что и кантовская, и гегелевская трактовки связаны с разумным целеполаганием. Если за "правом никогда не вставать по будильнику" у человека вдруг что-то такое стоит (а вдруг? все же бывает), тогда, видимо, оно как-то соотносится со свободой.

Reply

triglochin December 24 2014, 18:07:44 UTC
связаны с разумным целеполаганием

да, наверно так.
***
(а вдруг? все же бывает)
Думаю, что бывает. Хотя ценность достижения тоже спорный вопрос - для одного это важно, для другого все - прах, так просто не получится рассуждать.
***
Но и пример получился какой-то неудачный? Потому что первый вариант он не отражает. Самодисциплина или подчинение внешней дисциплине - тоже своего рода риск, а вдруг все это зря? Т.е. получается первое - это свобода веры, любой.

Обыно думаешь сразу о свободе действий или слов. Тогда вообще очень многое как бы ограничивает свободу - работа, семья, любая ответственность. Из чего даже делают вывод, что лучше обходиться без всего этого (это ведь серьезная проблема, религиозная).

Reply

dmatveev December 24 2014, 18:12:46 UTC
Я тут уже написал в другой ветке, что свобода всегда реализуется на фоне детерминизма, в человеческой жизни присутствует и то, и другое. Тиллих называет это "полярностью свободы и судьбы".
Да, есть очень мощный тип религиозного сознания, где предполагается, что для освобождения надо отбросить весь этот якобы мешающий фон. Хотя тут вопрос, не попадаешь ли при этом в другие детерминизмы.

Reply


olgaw December 24 2014, 15:02:29 UTC
Я понимаю свободу как возможность принятия субъектом решения, не определяемого жестко ничем в материальной части реальности, включая и состояние мозга субъекта

Reply

Посре dmatveev December 24 2014, 17:20:04 UTC
А без мозга-то как? Чем? Посредством чего, точнее?

Reply

Re: Посре olgaw December 27 2014, 12:40:25 UTC
Думаю посредством того же, посредством чего человек осознает информацию в мозгу в виде ощущений, эмоций, желаний и т.д. Мозг лишь создает эту информацию, но не мозг ее осознает
Подробнее в
http://olgaw.livejournal.com/78604.html
http://olgaw.livejournal.com/78119.html
http://olgaw.livejournal.com/77641.html

Reply

Re: Посре dmatveev December 27 2014, 20:17:12 UTC
Ну, пусть так. Но если будет поврежден этот орган информации, будет ли что таким образом осознавать?
По ссылкам все, похоже, очень интересно, но читать так долго... сразу едва ли смогу откликнуться.

Reply


n_vilonov January 2 2015, 09:25:28 UTC
Да, думаю, что Вы совершенно правы. Кант или Гегель? - это очень важная развилка для всей европейской мысли XIX-XX (а может быть и XXI веков ( ... )

Reply

dmatveev January 2 2015, 16:29:39 UTC
Да, у меня близкое восприятие. Хотя Гегель действительно многих завораживает - наверное, прежде всего динамизмом. Даже такой сильный теолог как Кюнг отзывается о нем очень хорошо. При том, любопытно, что Кюнг совсем не гегельянец и и о Канте он пишет не хуже. Более того, строит свою апологию и теологию именно на критической рациональности, в основе которой кантианская по сути посылка (реальность лишена каких-либо гарантий) (его книга "Existiert Gott?"). И именно это мне только и кажется перспективным для теологии.
Но о гегелевском динамизме и у Кюнга находятся добрые слова, что интересно.
Хотя и роль гегелевского стиля мышления в формировании идейной базы тоталитаризма давно вскрыта Поппером и др., никуда не деться.

Reply


Leave a comment

Up