Орган как река, в которую невозможно войти дважды: его музыка разливается из труб всякий раз с иным напором и силой. Неделю назад мне довелось еще раз услышать его звучание, на этот раз в исполнении Марко Ло Мушьо - итальянского пианиста и органиста собора Святого Александра в Риме.
Марко Ло Мушьо непросто Итальянец, он, как принято говорить с подчеркиванием, - Римлянин. Ему не свойственно останавливаться на достигнутом. Начав карьеру (и образование) как пианист, изучал педагогику, чтобы преподавать, и композицию для самостоятельных экспериментов с музыкой. После, овладел искусством игры на органе. На концерте он проявил себя во многом как композитор и аранжировщик, представляя свою транскрипцию произведений Баха, Лацетти, Робертса и других именитых и не только давно почивших авторов.
Исходная партитура была только у Педальной прелюдии Баха. Она и правда играется только ногами - на нижней (ножной) клавиатуре. Представьте, что вы видите человека, сидящего на деревянном помосте причала и болтающего ногами в воде. Его руки расставлены чуть за спиной, пока он неторопливо преодолевает сопротивление толщи воды. Недостает лишь всплесков. Когда эта клавиатура задействована в других произведениях, музыкант будто бы играет в четыре руки, подобно Доктору Осьминогу или ниндзя, карабкающемуся по стене.
Н.Вильнер (музыковед): "Музыка, в отличие от другого искусства, заставляет нас испытать что-то непонятное, и только потом мы осознаем "что". Мы предпочтем прочитать новую книгу, посмотреть новый фильм, но в музыке - тянемся к знакомому. Не так важно "что" играют, важно "как"."
.
В этот раз орган звучал плотнее, чем
в прошлый. Когда дошли до вариаций на тему Паганини, это не походило на 8-и битную музыку приставочных игр. Это было самостоятельное звучание, а не подражание. Могущественное, но умеренное. Орган играл, не сдерживая сил, хоть и не во всю мощь - как дышать полной грудью, не пытаясь напряженно раздувать легкие.
"Джейн Сеймур" (моя память подсказывает, что это третья жена Генриха VIII) Рика Уэйкмана стала для меня образцом тревожной и эпической органной музыки, но не той, под которую не стоит спускаться в подвал. Под такую в катакомбах Ватикана нужно искать ключ к спасению мира от последствий деятельности тайного ордена Иллюминатов.
Марко Ло Мушьо за роялем
Часть вечера Марко провел за роялем. После органа его звучание казалось более усыпляющим, но переложение 1-ой Виолончельной сюиты Баха изменило мое восприятие, преобразив первоначальное впечатление. Это ощущение спокойной силы расцветающей природы, вступающей в свои права по весне. Это плывущие "Облака", щебетание птиц, шелест листьев - эта музыка впору хоббитскому Ширу.
Вслед за этими впечатлениями Марко представил две собственных сюиты по Властелину Колец, исполнив одну на рояле ("Гендальф"), а другую ("Минас Тирит"), что требовала всей эпичности инструмента - на органе. Все же за 14 лет с момента выхода экранизации Питера Джексона на экраны, музыка Говарда Шора неразрывно сплелась с образами мира и его персонажей, так что сюита хоть и воспринялась благожелательно, но в памяти ничего не оставила.
В завершение концерта он исполнил "Фантазию на фанфары" Кита Эмерсона, и если в начале это напомнило трубную интерпретацию Nirvana, то ближе к концу в ней узнавалась "We will rock you" Queen.
Слушатели проявили себя странно, с одной стороны они бурно ликовали и аплодировали без остановки, но в то время, как одна часть замерла на месте, другая стремительно старалась покинуть зал. Марко вышел на бис и снова исполнил что-то педальное. Публика ликовала вновь, но очередная ее часть проталкивалась к выходу. Он вышел на бис во второй раз, обратившись уже к роялю. Но после третьего шквала аплодисментов и длительных поклонов он сказал на русском: "я очень рад, но очень устал". Это все потому, что на концерте не было симпатичной девушки-перевертмейстера. Весна наступила и она наверняка тоже обросла платьишком, так что может и хорошо, что ее не было - ничего не отвлекало от музыки и ее исполнителя.
P.S. Я вот думаю про педальные произведения: это же все произведение смотреть на ноги и размышлять идут ли эти носки к туфлям, не запылились ли те, не прохудились ли и все в том же духе! Это как сидя на песчаном пляже рассматривать пальцы ног которыми только что взрывал песок. Хотя, профессионал на то и профессионал, что может играть не глядя на инструмент.
Этим вечером был и орган и рояль
.
"Смотрите как я могу! А вы не можете себе позволить так же сесть в своем кресле", - как бы говорит его вид :О)
.
Наверняка странно стоять на сцене, когда половина зала аплодирует, а вторая спешит его покинуть, стремясь в гардероб
.
Длинная очередь за автографом
Еще записи про орган: