Орган. Евгения Лисицына (Домский собор, Латвия)

Feb 17, 2015 16:08


Притом что за судьбой Екатеринбургского органа я слежу довольно давно: меня коснулся его частичный демонтаж и реконструкция - я ни разу не был на органном концерте. Эту встречу не ускорили ни мои частые визиты в концертный зал, ни наличие штатного повелителя Короля инструментов. Новая жизнь начинается с понедельника и органистки Домского собора.




"Музыка Домского собора" это не какое-то особое направление или жанр, это подборка того, что традиционно исполняется под его сводами. У каждого инструмента свой характер, и если от скрипки к скрипке будут меняться только интонации, то каждый орган - это кладезь неповторимых черт.

Орган - это инструмент, играющий незаметно. Со стороны он остается неподвижным, а то, что человек копошится в "бельевом шкафу" распростертых дверец пульта, так то неважно. Это же не трубач, который старательно надувает щеки, или виолончелист, неистово елозящий смычком. Органная музыка не зрелищна, если только не сопровождает обрушение стен собора или иное эпическое событие. Это состояние, к которому нужно прислушиваться, закрыв глаза. Представьте, что на сцене сидит четыре тысячи духовиков, каждый под своей трубой, и дует в нее, когда органист нажимает соответствующую клавишу.

Каждому инструменту нужен помощник, чтобы раскрыть себя. Но Королю инструментов требуется свита, пусть и состоящая из двух человек. Точнее, один человек с собственной свитой, пусть другому надлежит только перелистывать страницы партитуры - как же к монарху без соответствующего статуса!



Евгения Лисицина, органистка Домского собора в Риге, Латвия

В первом отделении играли токкаты и фуги Баха E-dur, C-dur, F-dur - не самые известные, но мелодичные. Во втором были авторские переложения для органа произведений, написанных для оркестра и иных инструментов. Эта традиция пошла как раз с Баха. Сперва, для расширения репертуара молодого инструмента, затем, из азарта и для собственного удовольствия. Концерты "Весна" и "Лето" из цикла "Времена года" Вивальди, "Пение птиц" из цикла "Органная книга" Мессиана и три пьесы из цикла "Картинки с выставки" Мусоргского.

Иногда это напоминало 8-битные мелодии в старых играх: Contra, Br.Mario или воплощенный саспенс мрачных подземелий Prince of Persia. Звучание высоких регистров напоминает игру великана в бирюльки - не такую впечатляющую по сравнению со сдвигами гор или хотя бы смахиванием снежных шапок с их вершин. Орган может быть как ломовой порыв ветра, а может просто заигрывать с травинками. И если ювелирное подражание достойно восхищения, то самобытность и сила звучания повергают в трепет, пронизывая его мощью все тело, и с каждым раскатом увлекают за собой в пучину.

Если не икать за органными регистрами нечто большее, то все это остается отдельными нотами, напоминающие местами каких-то птиц или отдельные инструменты.



.



Музыка затягивает

музыка, фото, впечатления, #КультурныйБлогер, филармония, орган

Previous post Next post
Up