Завтрак с Прокофьевым

Apr 30, 2015 16:44


От разговоров о Счастье за завтраком я невольно перешел к рассказам о музыке, что не так уж и странно для музыкальной радиостанции, где вспомнил добрым словом Сергея Прокофьева и помянул его "казус".



Это dmagog, и он рассказывает про Сергей Сергеича

В общих чертах

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года. По современным меркам он был типичным "вундеркиндом": в шесть лет сочинял небольшие фортепианные пьесы, в девять написал две детских оперы, в тринадцать - поступил в консерваторию, где стал учеником Римского-Корсокова и Лядова.

Запись из дневника: «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. „Это мне нравится!“ - сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен».

И он ее закончил. Дважды: как пианист и композитор. В историю музыки Прокофьев вошел как новатор музыкального языка. Он добивался сверхмощного звучания и выразительности, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных многоплановых узоров струнной группы. Думаю, если бы в то время у него была "педаль", он бы нашел подходящее место, где на нее нажать.

Его подход к музыке не сразу нашел понимание у публики. Боясь "заведомого" на их взгляд провала, труппа могла саботировать премьеру балета. Или публика могла особо яро выражать свое недовольство музыкой во время первого исполнения сюиты:

Рецензент «Театрального листка» писал: «Прямо невероятно, чтобы такая, лишенная всякого смысла пьеса могла исполняться на серьезном концерте.... Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающие, кроме бесконечного бахвальства».

Весной 1918 года Прокофьев задумался об отъезде из России, решив, что везде будет лучше, чем на Родине, где его (точнее, его творчество) не встречает приятия. Он выехал из Москвы Сибирским экспрессом и прибыл в Токио, где два месяца добивался американской визы. Его долго мурыжили, подробно обо всем расспрашивая - стараясь убедиться в его благонадежности:

«А вы когда-нибудь сидели в тюрьме?», «да», «это плохо, а где?» - «у вас на острове», «изволите шутить?!»

Но визу ему дали. Он покидал страну не востребованным, но его музыка начинала звучать сама в Чехословакии, США, Франции и других частях Европы. Так что уезжая просто "талантливым", в 1936 возвращался он уже "великим" или как минимум признанным. Не всегда принятое полностью, но его мастерство композитора уже не могло оставаться незамеченным.

В 1921 году Париж открывал для себя Прокофьева, газеты писали: "Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев..." "Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест..."

Он остался в памяти (и энциклопедиях) как автор симфоний, концертов, опер, балетов, многочисленных произведений для театральных постановок и кинофильмов - в частности, лент Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и "Иван Грозный". Прокофьев умер  5 марта 1953 года - в один день со Сталиным. Так одно омрачающее событие было затмено другим. Все, кто хотел с ним проститься, шли в Дом композиторов, где проходила гражданская панихида, с комнатными цветами в горшках: других не было - все «достались» Сталину.

Прокофьев о смерти: "...мне стало казаться, что после смерти все же крайне неприятно быть заколоченным в гроб и отправленным под землю. Но быть сожжённым тоже досадно и крайне глупо стоять в баночке в виде пепла. Я решил, что завещаю мой скелет в музей, дабы меня там поставили под стекло. У ног будет надпись: "Друзья, мне приятно, что вы здесь"".

"Казус Прокофьева"

Композитор был женат дважды. Первую жену - испанку - он привез в СССР из длительного путешествия по миру. Когда спустя 20 лет совместной жизни они охладели друг к другу, НКВД воспользовалось моментом (и отсутствием формальной протекции): обвинил ее в шпионаже и сослал в лагерь. Способствуя новому браку, московский суд постановил, что первый - заключенный в 1923 году в Германии и не зарегистрированный в советском консульстве, - недействителен, и позволил заключить новый.

Однако, когда Прокофьев умер, а несколько лет спустя его первую жену реабилитировали, тот же московский суд пересмотрел дело и отменил первое судебно решение, признавая тот брак законным и, следовательно, обеих жен Композитора вдовами одновременно.

Влияние

На развитие современной зарубежной музыки активно влияли классики XX века. Новые жанры искали в их новаторстве свежие идеи, комбинировали их опыт со своим и просто активно вплетали прямые цитаты из произведений, не всегда в этом признаваясь даже себе. Явление было настолько естественным, что упоминание этого лишь вскользь проскакивает у американских историков музыки: "Было. Повлияло. Смотрите, как здорово у нас получилось!".

Музыка Прокофьева нашла свое отражение, в том числе в блюзе,  джаз- и арт-роке. В нем черпали вдохновение Chicago, Blood, Sweat & Tears, Emerson, Lake & Palmer (эти больше любили Мусоргского). Значительно позже, можно найти цитаты и у Стинга: например, в песне "Russians" мелодию "Романса" из сюиты "Порутчик Киже". Где музыка значимого для страны композитора подчеркивала фразу "Believe me when I say to you // I hope the Russians love their children too".

В заключение

Работая над докладом я наткнулся на странноватую статью 2011 года, в которой идейный вдохновитель и главный дирижер Пасхального фестиваля (две недели был концерт XIV фестиваля в нашей филармонии) Валерий Гергиев говорил с тогда еще/уже премьером Владимиром Путиным:

"Собственно, начал Гергиев с благодарности премьеру за то, что "перед нами такая огромная страна", и сравнил его с Прокофьевым, рассказав историю о том, как к композитору подошел петербуржец и сказал: "Вы очень плохое произведение написали, очень плохую музыку". "А Прокофьев взял и потом еще лучше произведения написал! "Вот так и вы", - грубо польстил руководитель Мариинского театра кандидату в президенты.

"Вы сказали про Прокофьева. Это хороший пример. Как все быстро меняется, быстро меняются оценки. Вы помните, как авторитетные люди говорили: "Нет повести печальней на свете, чем музыка Прокофьева в балете". С тех пор много изменилось. И сейчас многое меняется. В будущем то, что мы делаем, надеюсь, будет получать объективную оценку", - сказал Путин.

Это я к чему: времена меняются, а с ними меняются и суждения. Изменчиво восприятие, но не созданная музыка. Так что давайте предоставим времени судить о качестве и значимости, а сами будем получать удовольствие от  того, что близко лично нам. Будь то Прокофьев или Игги Поп [прим.: в день доклада на рок-завтраке отмечалось день рождения музыканта], Игорь Николаев или Oppa gangnam style.

Предыдущие доклады:

И просто о рок завтраках: здесь

рок-завтрак, #КультурныйБлогер, радийное

Previous post Next post
Up