3. Обустройство в деревне (16)

Jan 18, 2013 20:03

хочу в деревню    купить дом в деревне    жить в деревне     переехать на ПМЖ в деревню
из города в деревню    выбор места жительства    жизнь в деревне, хуторе, селе

Информация от переехавших и исконных жителей об обустройстве в деревне (ответы на вопросы, описание опыта, нравов, уклада, советы, мифы о деревне и их развенчание):

предыд. стр. dlia-vsex.livejournal.com/33583.html

***
nac-myx.livejournal.com/13815.html

Дауны и шифер

"Городские интеллигенты оторвались от земли, от природы и во многом от реальности. Что ни возьми - везде создают проблемы на пустом месте.

Обычный, нормальный человек захотел уехать в деревню, он берет и уезжает.

Интеллигент же прочитает в какой-нибудь западной книжке что жить за городом модно, экологично и т.д. После чего обзовется каким-то там дауном с шифером и будет лет 10 обсуждать на разных форумах о том, что какой он герой - вот уже почти решился переехать туда, где живут только дикие недочеловеки. Потом переехав наконец, и купив нормальный сельский дом, сразу начинает его перестраивать по-городскому и огораживается двухметровым забором. Потом пишет на тех же форумах как он бедный страдает от этих злобных туземцев. Далее либо он просто уезжает обратно, либо сидит за своим забором как в крепости, либо потихоньку исправляется.
Он не понимает, что меняет не только вид из окна.

Многие вещи, считающиеся в деревне нормой, для городских дики, так же и наоборот.

Например, в деревне нормально если кто-то зашел в чужой заулок и сел там скажем распить бутылку.

Нормально - если чтобы не обходить - пройти через чужой огород.

Нормально зайти в любой дом.

Если кто-то отстраивает двухметровый забор, то сразу ясно - он противопоставляет себя обществу, а обществу само собой это не нравится.

А если гражданин интеллигент ещё и начнет по своей обычной считать себя самым умным в данном случае во всех деревенских делах, при этом ещё и поучать, то недоброжелательно отношение гарантировано.

Или ещё примеры - вот иду я из райцентра, как всегда пешком, кто едет из местных, даже незнакомых всегда остановит, подвезет. Летом едут дачники - ни один и никогда. Правда, было дело - одного остановил взглядом. Он проехал на джипе мимо, но остановился у колодца. В этот момент в моей голове крутилось что-то вроде "ах ты мать-перемать, водички попить захотел, а не пойти бы тебе...и т.д." Прочитав это во взгляде гражданин сдал назад и сказал буквально следующее "Ну ладно, куда тебе?".

Какое будет отношение у местных?

А посмотрите на сельские дома - они как часть природы и посмотрите на дачные дома, они криком кричат, как хотят выделиться на фоне. Прямо как люди в городе - все расфуфырены, разодеты, а внутри пустые. Поэтому когда приезжающие дачники начинают отбивать старую обшивку, наличники, вышибать старые окна, после чего ставить огромные стеклопакеты и зашивать сайдингом (прости господи за такие ругательства) мне кажется что-то безвозвратно уходит, что плюют в душу.....

А в чем суть проблемы то? В том, что весь этот западный дауншифтинг (прости ещё раз) - это попытка перенесения городской жизни и городского менталитета в деревню, где люди живут не так и думают совсем не так.

Если переезжать в деревню, то надо во многом менять и мировоззрение, а не только вид из окна. И учиться надо этому у деревенских, а не читать разную лабуду в сети.

Надо понять, что то, что на первый взгляд городскому кажется нерациональным и неправильным, с точки зрения сельской жизни очень даже обосновано и логично. Люди жили так столетия и сложились традиции не просто так.

Много раз убеждался, что если делаешь не как по-современному, а "как деды", то всегда получается лучше и, как правило, большая экономия.

Был такой советский фильм, где главный герой жил в деревне, а рядом строился город и жители постепенно переезжали туда, и вот когда переезжает один из последних. главный герой (его играл Рыбников) спрашивает - "ну что и ты?". Тот оправдывается, говорит "там ванная, туалет теплый и т.д".. На что Рыбников говорит ему "Значит, душу на сортир променял!".
Так вот душу то променять на сортир легко, а сортир на душу? Попробуйте поменяйтесь...."

*
http://derevnya-online.ru/user/maramara/blog/6114.html

maramara

Деревня - "Убежать" или "ПРИбежать"?

«Не впервые сталкиваюсь с тем, что мой переезд в деревню большинство людей воспринимает как ПОБЕГ. От действительности, от социума, от проблем...

Бесспорно, это отчасти верно, за исключением остова - это не побег от себя, а наоборот побег К СЕБЕ.

И в деревне жить ну ничуть не легче, с точки зрения того же социума. Если в городе по большому счету всем на тебя наплевать, то здесь все иначе - ты на виду. Постоянно. 24 часа в сутки.
Не будем вникать отчего так - потому ли, что людям скучно, потому ли, что нас здесь очень мало. Однако, усилий для коннекта здесь приходится прилагать чуть ли не гораздо больше.
Да и проблем здесь не меньше. Они иного рода, но сказать, что жизнь в деревне беспроблемна - так может заявить человек, который ни разу в деревне не был.

Что касается действительности - то так ощущать "здесь и сейчас", как это возможно в деревне - я не знаю других мест. Уходит всё лишнее, ненужное, наносное, случайное. Остается голая "правда". Здесь только ТЫ и ЖИЗНЬ.

Возможно, кто-то может иметь такой прямой контакт и живя в городе - я преклоняюсь перед такими людьми. Это глыбы! "Гвозди бы делать из этих людей!" (с)

Лично мое ощущение, что я всё сделала правильно. Об этом говорит и событийность моя - и счастье мое на печке меня нашлои еще много чего... И одно я скажу честно - я необычайно, просто неприлично счастлива, что я смогла увидеть этот выход. Выход в настоящее.

И вот теперь, когда мне здесь так хорошо, я хочу спросить тех, кто перебрался из города в деревню. Что это для вас - "убежать" или "прибежать"?»

Realist
«Лично для меня - не "прибежать" или "убежать", а жить так, как хочется именно сейчас. Собственно и в городе особых проблем не испытывал, скорее некий дискомфорт от скученности, толкотни, не нужной суеты. А в деревне получил то, чего не хватает в городе - простор и уединение. Всё остальное осталось по-прежнему. Разве только двигаться стал побольше. Но и за этим тоже ехал в деревню.
P.S. От себя не убежишь, сколько не бегай))»

Maha
«Здесь и сейчас, это главное! Осознанное существование в каждый момент времени! Ощущение этого существования каждой мышцей, каждой клеткой своего тела. Механичность здесь не возможна, потому как каждый день другой (новый). Как в сказке!!!»

ykrezo83
«Филосовский ВОПРОС Вы поставили, в разрезе ЧТО ДЕЛАТЬ!!
Да, действительно, от себя не убежать, просто можно изменить сферу, которая тебя окружает. В городе - это общность людей, которых ты в большинстве не знаешь, но и удобства: легкость доступа к продуктам, к развлечениям, к знакомым (друзьям), к бытовым удобствам :ремонт, одежда, мед. услуги.
В деревне частичная, даже можно сказать, иногда почти полная изоляция. Да, всё на виду - сфера общения ограничена и бытовые удобства лежат полностью на тебе. Хочешь тепла - готовь дрова, топи печь, хочешь воды - в руку ведро и вперёд по обледенелой тропинке к колодцу. И так во всём: и в одежде, и в питании, и при лечении (особенно зубов).
Сейчас, в своём возрасте, я почувствовал отсутствие общения, в частности, с друзьями. И с людьми, с которыми у меня были единые увлечения. Кто-то ушёл вообще, кто-то сменил род занятий, кто-то увлёкся поездками за границу. Если я не поддерживаю контакт, то и друзья, и знакомые отпадают, даже не звонят. Я уже не говорю о личных встречах - они теперь очень редки. В итоге - уже частичая изоляция, несмотря на то, что город близко.
Родственники, правда, не забывают. Но всё это - ПОКА. При оторванности от мира, в котором жил продолжительное время, он захлопывается для тебя и ты вынужден раскрывать новые возможности в новой сфере - деревенской, куда более изолированной, чем городская.»

Smarina
«Для меня переезд - это ни убежать и ни прибежать.
Эволюционный переход на следующий свой жизненный этап, просто движение вперед.
Если бы засопротивлялась, то все, деградация была бы обеспечена.
Все маски сброшены, ты на виду и все естественно. Такой какой есть на самом деле, никаких условностей. Это просто кайф. И тоже счастлива.
Вот только мечтаю когда, наконец то, наступят долгие зимние вечера, когда можно перечитать книжки, усердно собранные за последние десять лет. И как бы в спячку не впасть, тянет сильно:)).»

maramara
«Простите, если разочарую. Сама ждала. НЕТУ их тут - долгих и зимних вечеров. Время летит быстрее, чем летом! :)»

Natalia
«Я с семьёй два года в деревне, не разочарована. Когда приезжаю по делам в город, хочется побыстрее уехать обратно, в чистоту и тишину. в городе плохо спится - лифт гремит, соседей слышно и т.п. Иногда удивляюсь, как раньше там жила всю жизнь.»

Videlina
«Для меня это был именно побег "к себе". Ну не было у меня в городе условий для того, чтобы чувствовать себя полноценно. Что в городе делать? Ходить на работу к дяде? Дома приготовил-поел-помыл посуду-почитал книжку, дети. Рукоделие иногда.... Не знаю.. было ощущение искусственности, невзаправдошности.. иллюзии.
В деревне чувствуешь себя тут и сейчас, по-настоящему. Радуешься, что ты сам себе хозяин и что зависит все в большей степени от тебя. Вот я тут на работу вышла, казалось бы, тот же график, что и в городе. А ощущения, что я зря трачу жизнь - нету. Вот к этому я и стремилась.»

mashanadache
«Как-то нет ассоциаций с глаголом "бежать"... Скорее нырок в подсознание, туда, где тебе хорошо и уютно, где есть гармония жизни, в самом ее течении, с ее радостями, горестями... И хорошо, что есть возможность совместить сознательное и желаемое, суровую реальность и радужные мечты, действительность и придуманное может в детстве что-то...

А ведь еще это шаг, господа, и Шаг с большой буквы... Шаг, который не каждый человек сможет совершить в течении всей жизни, и не важно, что многие этот шаг считают "неправильным" - Боже, а что есть правильно? Искания, метания, мечтания - вот и привели нас в деревню, а дальше что? Да только Бог ведает, а вот у нас может будет прибавление в хозяйстве, цыплятки, поросятки... Урожай тучный, травы вдоволь для скотинки... Да это ли не богатство жизни, разносторонние ее проявления, все краски бытия... Да будет так!

У кого другое мнение - тоже хорошо, только подумайте сначала, не хотели бы вы проснуться под пение птиц, крики петуха во дворе, выйти посмотреть на землю, собственными руками перебранную, или просто разгрести снег у крыльца СВОЕГО дома. Искренне нравится город - Бога ради, но не надо селить сомнения о правильности выбранного пути у ближнего, подумайте, если осуждаете-недоумеваете-поражены, а может вы просто не осмеливаетесь на собственный Шаг?»

cxfcnmtvjt
«Милая Маша! Хочу вернуться к Вашему высказыванию: "В деревню! И чем глуше, тем лучше!"
Не знаю, по каким критериям вы выбирали "глухость" деревни, главное - не переборщить.

Кто-то будет смеяться, но я мечтаю уехать в Российскую деревню, чтобы вырваться из "глухой дыры". Туда, где есть почта, школа, где бегают детишки - друзья для моих детей.

Приезжают ко мне друзья: "Да вы в раю живете!" Да, чистый воздух, зелень, горы, речка (в последнее время все это загадили "отдыхающие")

С другой стороны - отсутствие дорог, почты (теперь спасибо интернету), скорая помощь сюда не ездит (мама умерла потому, что "скорая" не приехала в нашу "дыру"), мои дети в первый раз увидели своих ровесников только когда пошли в школу; школа за несколько километров - детям тяжело добираться. Сотовая связь "не ловит" сигнал.

Я улыбаюсь, когда кто-то говорит о "тихой, спокойной деревенской жизни". Это возможно, если человек - состоятельный рантье, или, на худой конец, имеет стабильный бизнес в интернете. Если же голова забита мыслями о том, к примеру, на какие шиши я в этом году буду детей в школу собирать, то "осознанное существование в каждый момент времени" как-то не получается.

Больше мысли такие (схематично): "Сейчас сделаю вот это, потом вон то, потом то, да, еще не забыть это и это, а если время останется - вон то и то". Вся жизнь - этакий фривольный полугалоп. Вот только сейчас "подсела " на интернет, муж уже косо смотрит (11ч. вечера - спать пора).

Мы с упоением ругаем цивилизацию, сколько в ней плохого. И не замечаем, что ежедневно пользуемся благами этой самой цивилизации. В том числе и интернетом. Стоит ли лишать себя и своих детей всего хорошего, что дала нам цивилизация? Ну и, конечно, в наших силах по мере возможности оберегать своих близких от нежелательных "побочных продуктов" антропогенного фактора.

Пожила я в глухомани 37 лет. Теперь хочу в деревню, к цивилизации, к людям!!!»"
*

http://www.utro.ru/articles/2012/09/24/1073534.shtml

Татьяна СОЛЯНАЯ
Четыре главных мифа о провинции. Из Москвы жизнь регионов часто видится несколько искаженно, что порождает далеко не безвредные стереотипы

«На днях привезла из подмосковного городка полную сумку еды. Знакомые провели по наиболее популярным магазинам: колбаска местного завода, мясо кролика от местного же фермера, фирменные рулетики из индейки, тоже свои, хлеб городского хлебокомбината. Все невероятно вкусное и той неподдельной свежести, которую в Москве можно получить разве что в супердорогом люксовом супермаркете. Это уже не первый мой опыт "продуктового десанта" в провинции: по дороге на дачу подруги в Ярославской области мы непременно покупаем местные куриные котлетки с сыром, знакомая регулярно привозит из-под Нижнего Новгорода мед и мясо.

Может, кому-то это покажется странным, но провинция, во всяком случае, не слишком глухая, питается сегодня куда лучше Москвы. Возможно, у них на полках нет авокадо, но капуста гораздо крепче, а морковь слаще. Кстати, мои рассказы об импортной морковке и картошке провинциалы встречают смехом, а то и с осуждением: вот, мол, с жиру бесятся. А я после каждой такой поездки захожу в наши магазины и удивляюсь: ну почему на прилавке лежит импортная еда, если то же самое, но в сто раз вкуснее (хотя бы за счет свежести, если не за счет меньшего количества химикатов, консервантов и прочего) уже в 50 км от МКАД - завались. Понимаю еще, когда мне говорят, что импортные сорта овощей, например, более лежкие, и потому лучше сохраняются до зимы. Но сезонная-то продукция? Колбаска из мяса, поставляемого местными фермерами?

Впрочем, я о другом. О том, что из Москвы жизнь регионов часто видится несколько искаженно, что порождает далеко не безвредные мифы. Голодная жизнь провинции - только один из них. Упадок сельского хозяйства, связанный с ним, тоже достаточно мифологичен. Упадок по сравнению с чем? По сравнению с голландским фермером - да, наверное, это упадок. А по сравнению с советским периодом... Тогда мы с мужем возили в деревню апельсины тоннами - детям, которые мечтали о мороженом, которого в глаза не видели. Ну и колхозы-"миллионеры" повсеместно. В смысле, должны были миллионы. Передовые хозяйства, которые тогда были, есть и сегодня, но называются по-другому.

Да, у нас еще доиндустриальное АПК. Эксперт по агропрому мне рассказывал, что у нас ежегодная проблема с зерновыми, потому что сеют их гораздо больше, чем нужно для собственных нужд и даже для эффективного экспорта. И сеют, в основном, сорта, пригодные для комбикорма: как в СССР начали сеять в эпоху "подъема животноводства", так и продолжают. Хотя из животных - три собаки на селе. Сеяли бы другие культуры, тот же рапс, весьма ценимый на мировом рынке, зарабатывали бы больше. Но если иностранные хозяйства, да даже отдельный фермер, всегда в курсе цен на фьючерсы под будущий урожай, читают советы экспертов и так далее, то у нас этим занимается только руководство крупных агрокомплексов. Да, у нас дефицит переработчиков, транспортников - и переизбыток посредников, что понятно при таком раскладе. Но слухи о смерти нашего сельского хозяйства сильно преувеличены: оно, конечно, с трудом попадает на московские прилавки, но провинциальные вполне успешно завоевало.

Еще один миф, связанный во многом с первыми двумя - о нищете российской провинции. Да, она небогата, особенно если сравнивать с московским уровнем жизни (вернее, с уровнем жизни столичных менеджеров среднего и высшего звена). Но вот недавно дочь коллеги, часто и много жившая у родственников в провинции, вернулась из США, где жила в провинциальной семье по программе обмена. Вернулась с убеждением, что "Америка - отстой". Принимавшая ее семья, как и большинство семей их городка, покупала одежду на сезонных распродажах, вела строгий учет тратам, отпуска (неделя, не больше) проводила на побережье соседнего штата, а понравившуюся девочке ветчину позволила себе купить только в четверг, когда та продавалась со скидкой.

Я готова даже поспорить с убеждением о неимоверном пьянстве российской провинции, потому что видела, как пьют, например, в провинции польской.
Нет, я не о том, что надо немедленно перестать желать лучшей доли и гордиться тем, что есть. Я о том, что пора перестать считать, что у нас "за МКАД жизни нет", о мифах, заставляющих опускать руки и мечтать уехать в Москву, потому что дома - мрак. О Москве амбициозным мальчикам и девочкам мечтать стоит, но только для удовлетворения этих амбиций. Все остальное можно найти и за МКАД. Там есть жизнь, и вполне достойная.»
*

http://kot-begemott.livejournal.com/1544538.html

Из комментарий:

Аноним

«Есть вот какой момент. Расскажу на примере Украины.
Жизнь в селе - это очень тяжелый, грязый физический труд при очень маленьком финансовом доходе.
И вообще источников дохода в селе весьма мало, и все они рискованные.
Урожай может быть низким, свиньи и куры невероятно часто болеют и умирают.
Цыплят уже невозможно вырастить без того, чтобы с первого дня не пичкать их антибиотиками: вначале это "выпойки", потом, когда они подрастают - уколы.
Свиньям делают уколы с первой недели жизни. Выращивать свинью без добавок невыгодно - она очень медленно набирает вес, а добавки дорогие.
За любую сельхозуслугу - вспахать огород, например - надо платить наличными.
Закупочные цены на молоко и свиней - грабительски низкие.

Еще меньше в селе постоянных источников получения наличных денежных средств. На самом деле их всего 4: школа, амбулатория, сельсовет и работа в агрофирме (бывшем колхозе/совхозе).
На первые места дикий лом, просто так не устроишься, а в агрофирме ты по сути раб. Тебя могут в любой момент уволить, поэтому люди вынуждены очень многое терпеть и проглатывать

Еще одна очень тяжелая психологическая проблема - привязанность к месту жительства. Если у тебя полный двор животных, которые требуют регулярного обслуживания, выехать куда-то (даже лечь в больницу), становится очень тяжело решаемой проблемой. О том, чтобы уехать отдыхать на 1-2 недели не может идти и речи - кто согласится подменить тебя на такой срок? Куда ты денешь животных? Люди чувствуют себя крепостными.

Далее. Лето, которое для городского жителя это пора отдыха, в селе является самым горячим временем. Огород и заготовки на зиму, без которых не выживешь, занимают время от рассвета до заката. Люди ложатся не раньше 11 вечера и встают не позже 6 утра, без выходных. Исключение - крупные религиозные праздники, но после 17-00 считается, что работать можно, а мелкую нетяжелую работу можно делать и в праздник.

Едем дальше - тяжелейшие бытовые условия: отсутствие дорог, централизованной подачи воды и отопления, удобства на улице.

В итоге: за те же деньги, которые городской человек получает за месяц непыльной работы в офисе, сельскому труженику приходится пахать физически с утра до ночи месяца 2-3.
Городской человек волен в любой момент закрыть квартиру и уехать отдыхать, селянин такой возможности не имеет, он привязан к дому.
Летом, когда городские приезжают на дачи и жарят шашлыки, селяне зачастую не имеют достаточно времени даже на сон.
Бытовые условия, которые в городе есть по факту, в селе приходится устраивать самому: рыть канализацию, ставить паровой котел, устраивать ванну и туалет, подводить воду - все самому, все за свои деньги.

Даже если в селе есть много наличных денег, с наймом на такие работы не так-то просто: односельчане заняты своими делами, им некогда наниматься, в наем идут алкоголики и наркоманы, которые и сделают плохо, да плюс высмотрят, что где лежит, вернуться ночью украдут и пропьют.

В селе люди живут с ощущением несправедливости и обделенности по сравнению с городскими.
Поэтому семья расшибется в лоб, не будет есть и спать, но отправит детей учится, заплатит любые деньги, только чтобы дети выучились и остались жить в городе, чтобы не жили как рабы (а в селе люди открытым текстом говорят: мы - рабы).

А вот как раз с досугом в селе совсем не так страшно.
Во-первых, это очень шумные и веселые семейные мероприятия: дни рожденья, свадьбы, крестины, проводы в армию и т.п. Это всегда очень роскошный стол, множество нарядных гостей (покупаются самые лучшие наряды), музыка и танцы до утра. Ни в одном ресторане не погуляешь так, как на сельском семейном празднике.
Вот это как раз современное исполнение традиционного досуга. На всех этих мероприятиях существует определенные ритуалы, и все они соблюдаются ("так положено").
В селе всегда есть минимум 1 бар (а то и 2), и дискотека (самые светлые воспоминания у всех, кто рос на каникулах у бабушек в селе - это сельская дискотека). Если нормальный председатель сельсовета и директор школы, то есть кинотеатрик в доме культуры, там показывают фильмы и самодеятельные представления.
Плюс, школьные мероприятия - выпускной и 1 сентября - становятся общесельскими, на торжественную часть ходят все.
Иные праздники зависят от председателя сельсовета и директора агрофирмы: но обычно празднуется День села, День Независимости, День Победы (на западе вероятно нет, но центр, север юг и восток празднуют день Победы), Новый год и 8 марта.
Религиозные праздники соблюдаются: Рождество, Святки - там куча обрядов, даже колядки сохранились, но уже дети колядовать ходят не по всему селу, а по договоренности с родственниками; Пасха, св. Николай-Зимний, Спасы и так далее).
Наконец, в городе основной досуг это интернет и телевизор, и в селе с этим всем получше, чем в городе: через одного стоят спутниковые тарелки, и интернет по модемам, которые продают мобильные операторы, есть везде, где ловит телефон.

Так что с досугом проблем нет.
Проблемы совсем в другом. И никаким досугом не заставишь закрыть глаза на все то, что есть в повседневной жизни.»
*
bezdarshina

«Подпишусь под каждым словом анонима сверху, на Урале всё так же, тут выглядывает самое основное - закупочные цены на сельхоз. продукцию, они низки потому что: перекупы скупают мясо как им хочется, корма барыги продают как им хочется, тут крестьянин меж двух огней, ГСМ туда же, в общем, ещё эти чёртовы государственные программы, лучше бы их не было. Покупает колхоз комбайн, ему говорят, бери у этой фирмы под такой-то процент за такую-то цену, а рядом другая фирма продаёт - там процент и цена ниже, но у неё купить нельзя, иначе тот, который программу решает просто не даст ссуду.
Это только один пример, там везде и во всём так. Вот если убрать эти факторы, тогда на селе останутся люди, которых будет устраивать их жизнь, тут без государственного вмешательства, регулирования цен никак, но они же там про невидимую руку рынка говорят саморегулирующую (которую давно пора оторвать по самую майку).
Ну и от головы всё конечно зависит, у нас тут есть колхозы, у которых на полях берёзы с руку растут, а есть такие которые живут лучше чем в городе, и зарплаты сопоставимы с областным центром. Перекупщиков много во всех сферах , это зло , посредников, с ними надо бороться .

Ещё дополню, у Вас был текст, где описывалась традиционная схема, когда хилый подросток уходил в монастырь, а здоровый пахал, сеял и т.д.
Сейчас то же самое - только хилый уходит в город, а здоровый остаётся в колхозе, тут ещё корреляция по образованию, здоровому его не достаётся ))) вот и катается на тракторе, это всё из личных наблюдений, тема очень близка, парни, что остались в деревне держат бычков на мясо, работают (воруют) в колхозе, браконьерят, частный извоз, мастерские по авторемонту.
В общем полный мужской набор ))) и от этого в город не торопятся, скажу, что в городе, чтобы столько заработать, нужно тоже попахать, а тут за три года меняют машину, дворовые постройки и крышу дома, Те же, что уехали в город, живут на съёмных квартирах или общагах.»
***
след. стр. dlia-vsex.livejournal.com/35119.html
***
содержание блога dlia-vsex.livejournal.com/898.html

выбор, как жить в деревне, деревня, адаптация, мнения, взаимодействие

Previous post Next post
Up