Обычно я приезжаю на работу довольно рано. Радует то, что небо в апреле начинает сереть еще до шести утра, и в гараж я сейчас иду не в кромешной тьме, как зимой, а уже по вполне светлым улицам. На прошлой неделе, воспользовавшись наличием с собой фотоаппарата, не устоял перед искушением пару раз остановить машину у обочины и сделать несколько снимков, которые и легли в основу этой подборки, чуть разбавленные кадрами, сделанными на выходных.
1 Реконструкция каскада улиц Павла Морозова - Шевчука - Пионерской и параллельной каскаду Краснореченской после наводнения 2013 года обернулась великим благом для жителей южной части города. Даже десять лет назад, когда машин на дорогах было ощутимо меньше, а за многие жилмассивы по трассам еще и не принимались, не получалось добираться в центр города и обратно так быстро, как сейчас. По утрам я доезжаю из Южного микрорайона до самого центра города за 17-20 минут, по вечерам в начале часа пик на обратную дорогу обычно уходит не более получаса.
На снимке фигурирует парадный фасад микрорайонов Строитель и на Флегонтова. Тут даже объективно довольно скучные типовые башни отнюдь не вызывают отторжения, за границами исторического центра они только украшают город. Лично мне эта картина нравится, с удовольствием здесь проезжаю.
2 Построенный тут же ледовый дворец «Ерофей» для считающегося «фирменным» видом спорта хабаровчан - хоккея с мячом. На мой взгляд, очень правильно, что арену не стали пихать в и без того перегруженный центр города, а просторно и вольготно расположили на берегу Амурской протоки в южной части Хабаровска.
3 Взгляд направлен с того же надземного перехода, только в противоположную сторону - на юг на юг, за едва различимой гладью Амурской протоки тянется хребет Хехцира.
4 Градирни и трубы ТЭЦ-1 служат фоном не слишком живописным окрестностям улицы Индустриальной. К слову, оборудование теплоцентрали стремительно ветшает, и давно уже строятся планы сооружения новой ТЭЦ-4 в промышленной зоне в конце улицы Суворова на юго-восточной окраине города.
5 Основное русло Амурской протоки уже испещрено проталинами, а на ледяной поверхности затона РЭБ флота будто задержалась зима. Вдали, за домами микрорайонов Строитель и на Флегонтова, вновь можно видеть трубы ТЭЦ-1.
6 Люблю я такое предзакатное освещение! Объекты волшебным образом приобретают объем, будто нанесены на холст снимка щедрыми мазками шероховатой масляной краски.
7 Снимок в уже ставшем для меня каноническом ракурсе был сделан еще до основного ледохода.
8 Каменные джунгли. Можно долго и вполне заслуженно ругать современные проекты домов повышенной этажности, но даже они не так сильно обезличили исторический центр Хабаровска, как типовые «панельки» советского периода. Единственное достоинство последних, на мой взгляд, заключается в более скромной этажности, чем у нынешних «слонов в посудной лавке».
9 Питомник имени Шуранова в оправе окружившей его застройки. Уже вырос новый жилой дом на улице Запарина. Интересно, как там собираются решать проблему парковки...
10 Вновь сплошная стена башен. В разрыве между южной из двух «Корон» и пилонами первой очереди ЖК «Дендрарий» виден район ДОСов близ пересечения проспекта 60-летия Октября и Восточного шоссе. Еще дальше сверкает аляпистым сайдингом бизнес-центр «Золотые башни».
11 Вновь южная часть города. Известное среди жителей Южного микрорайона озеро Рица - сравнительно большой и грязный пруд в районе улицы Прогрессивной, чудом находящийся заметно выше уровня Амурской протоки. В теплое время года на его берегах много отдыхающих, загорающих и шашлычничающих, причем не только из числа жителей прилегающих кварталов. Серо-бетонное предельно запущенное здание было построено еще в 1960-х как спортивный комплекс находящегося рядом
Хабаровского судостроительного завода. Уже продолжительное время здание принадлежит частному лицу, никак не используется и потихоньку разваливается.
12 Еще один водоем, на этот раз третий, он же Верхний городской пруд. Появился он к 125-летию Хабаровска, хотя история водоемов в этом месте
восходит к событиям еще 1913 года. Помню, когда сооружали пруды в начале 1980-х, через парк «Динамо» от Уссурийского бульвара до улицы Карла Маркса пройти было практически невозможно - все было перекопано и превращено в настоящий лабиринт из ям и заборов.
13 В середине апреля краски на городских прудах еще осенние. Но это только до появления первой листвы.
На заднем плане можно созерцать в лучших городских традициях практически лишенный парковки бизнес-центр «Хабаровск-сити» - мощнейший генератор припаркованных как попало машин вдоль бульвара и улицы Постывшева.
14 Гордость Хабаровска - ледовый дворец спорта «Платинум арена». На момент завершения строительства в 2003 году он был едва ли не крупнейшим такого рода сооружением в стране. Вот он уже может похвастать обширной стоянкой, которой, впрочем, во время проведения игр все равно не хватает, о чем горько переживают жители прилегающих кварталов, чьи дворы плотно забивают автомобили зрителей.
15 В пору моего детства из окна дома дедушки и бабушки, стоящего в створе улицы Советской близ железнодорожного института, были отлично видны Амур и левый берег, не говоря уже о салютах над набережной. Я любил сидеть на подоконнике с биноклем, подзорной трубой, а то и с небольшим телескопом и рассматривать даль за крышами города. Сейчас же в редких разрывах жилых домов виднеются лишь другие дома, отличающиеся лишь тем, что стоят несколько ближе к берегу. Это в общем-то объяснимый объективный процесс развития города (если вынести за скобки фактор точечной высотной застройки), только вот ностальгия все равно остается...
16 Тем, что сейчас называют микрорайонами, Хабаровск стали застраивать еще до революции. Правда, изначально то были жилые дома военного ведомства - чаще всего одно- или двухэтажные казармы либо квартиры для офицеров и их семей. В 1930-х стали появляться целые кварталы типовых деревянных домов -
как для власть имущих (в комфорт-варианте), так и
для служащих и рабочих крупных предприятий. Затем такие, как сейчас их называют, бараки возводились и для простых обывателей. Однако кварталы вдоль Краснореченского шоссе (ныне одноименной улицы) для работников тогда еще только растущего крупного промышленного узла города нередко приводят как первый пример комплексной жилой застройки с полной инфраструктурой. Уникальность этих кварталов я вижу в другом - это уже более крупные каменные многоквартирные дома, при этом еще не утилитарной хрущевской архитектуры.
17 Их, построенные на рубеже 1950-х и 1960-х, каким-то чудом еще не успело коснуться постановление об архитектурных излишествах, и они нашли воплощение в формах советского (он же сталинский) неоклассицизма, хоть и в не слишком парадном, иногда называемом провинциальным его варианте. В этом смысле очень велик контраст с появившимся следом Первым микрорайоном, заполненным безликими дешевыми коробками пятиэтажек с очень тесными квартирками.
На фотографии запечатлен дом по улице Кутузова.
18 Школа №56, не только ставшая ядром 29-го квартала, но и давшая имя всему этому микрорайону.
19 Стоящий неподалеку чем-то похожий на ренессансный замок четырехэтажный дом. Обшарпанные стены все еще несут на себе следы былого неоклассического великолепия. Сдали его, как и весь квартал, к концу 1960-го года.
20 Перенесемся в раскинувшийся неподалеку Южный микрорайон.
За осень и зиму на месте трех старых торговых павильонов, которые занимали продуктовый магазин «Корсар», салон «Сотовый мир» и подпольный зал одноруких бандитов, выстроили новое здание. Эту стройку я всю зиму поминал недобрым словом, так как она вкупе с некими коммунальными раскопками полностью перекрывала нечетную сторону улицы Ворошилова - обходить приходилось или по проезжей части, или далеко дворами. На втором этаже новостройки даже появился ресторан с многообещающим названием «Панорама», предлагающий в разрывах баннеров наружной рекламы романтические виды грязного перекрестка Первого кольца с перекопанными тротуарами. Впрочем, надо признать, по части развития инфраструктуры общепита Южный в самом деле сильно отстает от центра; может быть, ресторан тут и будет востребован.