Первая весенняя прогулка: Комсомольская площадь, Амурский утес, переулок Дьяченко, парк Гайдара

Apr 03, 2016 12:30




1 Прошедшая наконец-то зима была холодной и казалась бесконечной. Хотя и обошлось без экстремальных морозов, средняя температура все время держалась низкой - в районе 25 градусов ниже нуля. Если добавить сюда еще и фирменные хабаровские свирепые ветра, непрерывно дующие с закованной в лед глади Амура, станет понятно, почему за всю зиму я так ни разу толком и не погулял по городу, не говоря уже о фотографировании. Тем отраднее было почувствовать потепление и встретить весну. Пусть выходные дни в общем-то не баловали теплом, а в субботу солнце и вовсе не показывалось из-за плотного полога туч, первой в году полноценной прогулке это не помешало. Строго говоря, в подборку вошли фотографии, сделанные в оба дня плюс еще одна и вовсе мартовская. В скобках замечу, что если снимать в ручном режиме и вдумчиво выставлять настройки, игнорируя советы автоматики, даже в пасмурную погоду можно получить не самые плохие снимки города.
Когда знакомлю кого-нибудь с Хабаровском, обязательно привожу на эту точку на краю Комсомольской площади ради выигрышного ракурса.


2 Сложно сказать, таким уж рудиментом является знак, запрещающий движение гужевого транспорта по главной улице, - все-таки лошади в городе встречаются, разумеется, с целью развлечения хабаровчан и гостей города. Тут можно вспомнить, что долгий процесс замены транспортных средств с традиционных на механизированные начался в Хабаровске в 1911 году с появления двух роскошных для своего времени автомобилей в модном тогда кузове ландо (своего рода гибрид седана и кабриолета), которые приобрели губернатор Николай Львович Гондатти и инженер-строитель Алексей Геннадьевич Николаев. Уже в следующем году в городе появился шестиместный автомобиль, который использовался как маршрутное такси между центром Хабаровска и базой Амурской речной флотилии, причем поездка в одну сторону обходилась в весьма круглую сумму - 60 копеек. Для сравнения: машинист паровоза тогда получал 80 рублей в месяц, что считалось отличным жалованием и как минимум в пару раз превышало среднюю величину. Зато и время в пути по меркам начала XX века было почти фантастическим - всего 25 минут. Помогало отсутствие каких-либо автомобильных пробок, зато, несомненно, мешало практически полное отсутствие дорог с твердым покрытием, к тому момент едва-едва замостили булыжником Поповскую, ныне улицу Калинина.



3 Между решением Совета министров РСФСР о сооружении в Хабаровске памятника героям Гражданской войны и его реализацией прошло более восьми с половиной лет. Возведение 22-метрового постамента и отливка масштабной композиции оказались довольно сложной в инженерном и организационном плане задачей (с монументом Хабарову на привокзальной площади чуть позже тоже хлебнули забот). На торжественном открытии памятника 26 октября 1956 года присутствовали более трехсот бывших дальневосточных партизан, включая легендарного командира Демьяна Ивановича Бойко-Павлова, чьи деяния и военные успехи, по всей видимости, были изрядно преувеличены в пропагандистских целях.



4 На Амуре уже потихоньку начинался ледоход, колотый лед несло по длинным проталинам. Холодный ветер обжигал даже в редких разрывах облаков, когда все вокруг заливало яркое весеннее солнце. Гораздо чаще небо оказывалось затянуто рваными серыми тучами.



5 В нескольких местах парка им. Муравьева-Амурского (он же ЦПКиО) на деревьях встречаются такие вот «пасхальные яйца». На мой взгляд, отличная задумка.



6 Канонический ракурс на город с Амурского утеса. Честно говоря, страшно представить, во что превратится парадный речной фасад исторического центра после завершения строительства очередной башни «Амурских зорь», тут еще только начавшей расти у самого берега...



7 Первый и самый знаменитый памятник в городе, посвященный главному из трех отцов-основателей Хабаровска - графу Николаю Николаевичи Муравьеву-Амурскому. Что характерно, сооружен монумент на добровольные пожертвования и открыт в присутствии будущего последнего российского императора Николая II, что произошло 30 мая 1891 года. И с пятиметровой статуей, отлитой по частям и доставленной из Петербурга через Одессу и Владивосток, равно как и с массивным постаментом, оказалось очень много сложностей, главным образом, как сейчас говорят, логистических. К счастью, все они были успешно разрешены.
Примечательно, что окружающие памятник старые гладкоствольные пушки, закопанные дулом в землю, трактуются как девиз «Венец войне - победа». Однако на снимках с церемонии открытия монумента отчетливо видно, что изначально орудия стояли на лафетах и были направлены к горизонту. Так или иначе, современное положение им придали еще до 1917 года.



8 Визитная карточка Хабаровска - Амурский утес, увенчанный зданием спасательной станции, - в неканоническом ракурсе с обратной стороны. Про это место ходят как минимум три широко распространенные легенды. Первая связана с памятной доской, укрепленной у основания утеса и гласящей, что именно тут высадились основавшие военный пост Хабаровка солдаты и офицеры 13-го Сибирского линейного батальона. На самом деле только сумасшедший бросался бы через водовороты на каменный утес, когда совсем рядом раскинулся удобный широкий пляж, где в действительности и состоялась высадка. Вторая легенда гласит, что на этом месте калмыковцы в 1918 году расстреляли оркестр из австро-венгерских военнопленных, который отказался исполнять «Боже, царя храни», вместо чего самоубийственно заиграл «Интернационал». Казнь в самом деле имела место, но фанатичными сторонниками советской власти австро-венгры, разумеется, не являлись; конфликт с казаками лежал скорее в бытовой плоскости. Третий миф связан с названием спасательной станции, которая никогда таковой функции не исполняла, а была построена в 1943 году как военный пункт наблюдения (совсем близко стояла Квантунская армия отнюдь не дружественной Японии). К слову, здание на утесе, пожалуй, последний в городе пример реализованного проекта в заметных конструктивистских формах, но при этом изначально наделенного лаконичным неоклассическим декором.



9 Соседний китайский уезд Фуюань чрезвычайно успешно развивает внутренний туризм, толика от потоков которого достается и Хабаровску. В немалой степени этому процессу помогает чахоточный курс рубля по отношению к доллару, к которому жестко привязан и юань. Китайских туристов стало заметно больше как на улицах, так и в торговых центрах. Если раньше дальневосточники с удовольствием ездили в шоп-туры в приграничные города Поднебесной, то теперь ситуация изменилась практически на противоположную. Впрочем, все равно называть китайский туризм массовым достаточно сложно. По инерции китайцы считают поездку в Хабаровск или Владивосток своего рода посещением Европы, но, боюсь, это явление временное - какой смысл ехать сюда, чтобы глазеть на поглотившие исторический центр новостройки, аналогичные по стилю тому, что лепят в провинциальных городках Маньчжурии?



10 Давно, видимо, не бывал я на утесе, так что установленная еще в прошлом году мемориальная табличка вызвала у меня настоящее замешательство. Не понимаю, что же столь выдающегося сделал для Хабаровска покойный Ким Чен Ир, чтобы нужно было таким вот образом увековечивать в одном из самых знаковых мест города визит сюда северокорейского вождя 17 августа 2001 года. Даже тот факт, что вопреки версии официальной истории КНДР родился Ким Чен Ир вовсе не в партизанской пещере на склоне горы Пэкту-сан, а в добротном доме в селе Вятское Хабаровского края, никак не объясняет подобное пресмыкание.



11 Ворота набережной стадиона имени Ленина, уткнувшись в которые бесследно исчезает улица Шевченко. Впрочем, именно тут она исторически и заканчивалась - практически весь огромный стадион стоит на насыпной территории, появившейся лишь в 1956 году. До этого времени тут начинался заболоченный и захламленный берег грязной речушки Чардымовки. Ворота, по всей видимости, были построены в 1957 году перед официальным открытием стадиона.



12 По степени концентрации памятников архитектуры с переулком Дьяченко в Хабаровске не сможет поспорить ни одна улица. В перспективе, тем не менее, маячит строящийся жилой комплекс «Графит» на пересечении Амурского бульвара и улицы Фрунзе, - судя по проекту, сущий кошмар для города.



13 Эта территория стала заселяться уже в первые годы после основания военного поста, и пять из восьми зданий, ныне стоящих вдоль переулка длиной чуть более двухсот метров, фигурируют в списках объектов культурного наследия Хабаровского края и Российской Федерации.



14 Тем печальнее видеть, как некогда красивые и интересные дома ветшают и приходят в полную негодность. Вот, к примеру, дом К.Т. Лихойндова, построенный под сдачу квартир внаем в конце XIX века. Здание выполнено по традиционной схеме для хабаровских деревянных многоквартирных домов рубежа позапрошлого и прошлого столетий и имеет в плане Г-образную форму, вход в каждую квартиру отдельный и осуществляется с галерей.
Когда я снимал этот дом пять лет назад, в окне второго этажа слева стояла детская пирамидка. Сейчас же в проем вставлены доски, явно чтобы его не раздавило продолжающейся деформацией стены. Богатый декор и вовсе был утрачен задолго до этого.



15 Утешает только то, что с каменными памятниками объектами культурного наследия в Хабаровске дело обстоит не в пример лучше, чем с деревянными. Но может ли это в полной мере компенсировать потерю целого архитектурного слоя, причем слоя, доминировавшего с момента основания города и едва ли не до 1970-х годов?



16 Площадь Воинской славы была разбита на месте, где с 1880-х годов находился сад Приамурского генерал-губернатора, затем парковая зона дома Красной армии, а потом - парк Окружного дома офицеров Советской (впоследствии на непродолжительное время Российской) армии. К 1980-м годам некогда очень популярный у горожан парк пришел в упадок. В самом начале 2000-х при строительстве Успенской церкви от него «откусили» южный участок, назвав его Соборной площадью. Открытая в прошлом году площадь Воинской славы занимает среднюю часть былого парка ОДОСА. Курьез: де-факто площадь Воинской славы, равно как и Соборная, остается частью Комсомольской площади, где берет свое начало улица Муравьева-Амурского.



17 Северная часть бывшего парка ОДОСа в ходе обустройства площади Воинской славы условно сохранилась как парк. Дикого вида заросли пустили под пилу, разбили нечто геометрически правильное, со скамейками и, увы, лысое. Спорное решение для хабаровского климата с его палящим солнцем летом и ледяными ветрами зимой. К тому же, похоже, большая часть саженцев не прижилась. Надеюсь, что со временем «лысина» все-таки станет пусть уже не парком, но хотя бы тенистым сквером. На заднем плане можно видеть улицу Тургенева.



18 Известный дом со Львами на пересечении улиц Карла Маркса и Гайдара. Сдавали его в две очереди в 1948-1949 годах, первоначально жилье тут предоставлялось сотрудникам «органов». Не зря, видимо, поблизости планировали строительство училища НКВД, в конечном итоге возведенного для Крайсовнархоза, сейчас его занимает мэрия. Вот так постепенно состав жильцов и этого дома размывался гражданскими лицами, но, конечно, не из простых - дом долгое время считался элитным. В советское время его часто называли по имени находившегося на углу в первом этаже магазина «Ткани». Здесь же одно время находились издательство и типография «Магеллан», где в самом начале 2000-х я сначала спасался от неизбежной голодной смерти при зарплате молодого университетского преподавателя, а затем сам переквалифицировался в главреда и мелкого издателя.
Существует легенда, гласящая, будто львы у дома были некогда перевезены от ворот ЦПКиО. На самом деле не совпадает ни хронология, ни внешний вид фигур: тут львы лежат, а у ворот парка они стояли.



19 Как ни странно, внешне жилой комплекс «Гайд-парк» напротив парка Гайдара (отсюда и название ЖК) мне нравится. Во всяком случае это не типичная для хабаровских высоток скучная башня. Жаль только исторический домик, снесенный ради размещения южной части здания. Зато совершенно не жалко продуктовую базу, чье место заняла остальная часть ЖК. Хоть лет пятнадцать назад и забредал туда иногда за нехитрыми покупками из расположенной совсем рядом редакции.



20 Парк имени Гайдара ведет свою родословную от сада полиграфических работников, переданного детям в 1934 году. В этом качестве парк пережил несколько реконструкций. Сейчас он, вне сомнения, выглядит наиболее нарядно, хоть и превратился в большой коммерческий аттракцион. В моем детстве на месте мультицентра «Арлекин» находилась сравнительно небольшая эстрадная «ракушка».



21 На этом, пожалуй, закругляюсь. Увы, на «Живой журнал» времени у меня остается очень мало. Тем не менее сразу несколько альбомов находятся в разной степени готовности. Куда чаще я пишу про город и показываю его в своем Instagram. Тем не менее забрасывать основной блог мыслей нет, хоть ЖЖ за последние годы очень сильно изменился и, на мой взгляд, не в лучшую сторону.



Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up