Январский Хабаровск утром, днем, вечером и ночью

Jan 22, 2016 13:24




1 На практике оказалось, что и со штативом фотографировать с моей верхотуры не слишком просто - при открытом окне треногу с камерой ощутимо раскачивали порывы ветра. Пришлось повышать светочувствительность и приоткрывать диафрагму, чтобы сократить выдержку и получить хоть несколько дублей без шевеленки.
Примечательно, что район утеса у Артиллерийской горы, близ которого находится современная площадь Славы, был заселен в первые же годы после основания Хабаровска (строго говоря, уже в 1859 году). Военный пост при незначительной глубине застройки сразу же вольготно раскинулся вдоль речного берега - отсюда и до Казачьей горы включительно, то есть его протяженность с избытком перекрывала то, что сейчас принято считать шириной исторического центра.


2 Появление вечерних, утренних и тем более ночных видов из окон связано с тестированием новой квартиры путем ночевки. Заодно и выявили пропущенные на стадии проектирования и выполнения работ недостатки, часть которых следует устранить до переезда, а часть - до наступления следующей зимы.
Вспоминаются строки из Ильфа и Петрова: «Уважайте матрацы, граждане!» Без этого предмета меблировки попытка переночевать оказалась бы чистой воды авантюрой. И, принимая во внимание нынешние цены на всё и вся, чувствую, этот матрас может прослужить нам еще долго. Период для проведения ремонта и подготовки к переезду нам выпал далеко не самый удачный. Впрочем, виды из окон неплохо компенсируют все жертвы.



3 После долгих раздумий и даже предварительных переговоров мы решили обойтись без услуг дизайнера. Признаться, в дальнейшем ни разу об этом не пожалели. Сэкономили не только на стоимости проекта, но и на закупке материалов, причем вторая составляющая, насколько я могу судить, весомее, принимая во внимание слабость дизайнеров к особенно дорогущим в свете чахоточного курса рубля европейским и американским интернет-магазинам.
Лично я результатом вполне доволен. Конечно, в показанном тут малом санузле еще предстоит натянуть потолок, смонтировать вентиляцию, повесить светильники, электрический потоленцесушитель, заказать дверь из закаленного стекла на душевой отсек и подобрать подходящий по стилю шкафчик, но самое трудное, хочется верить, все-таки позади.



4 Возвращаюсь к видам январского Хабаровска. Вот закат над хребтом Хехцира. Здесь под ледяными полями встречаются волны Амура и Амурской протоки, несущей главным образом темные воды Уссури, что, впрочем, совершенно неразличимо под сковавшим поверхность белым панцирем. Было бы увеличение посильнее (тут следует читать, что выдержал бы мой штатив тяжеленную трубу объектива с фокусным расстоянием в 500 мм), чуть правее Хехцира можно было бы разглядеть ветряки на китайской стороне и даже высотные дома Фуюаня - ближайшего города Поднебесной.



5 Сиреневые сумерки над историческим центром Хабаровска.
Все ловлю себя на мысли, что по меркам Первого кольца Южного микрорайона торговая инфраструктура центра города кажется довольно-таки слаборазвитой. Вот, скажем, по школам и детским садам, не говоря уже о медучреждениях, да, центр выигрывает. Зато в пяти минутах ходьбы от моего нынешнего дома аж шесть аптек, а вот где находится хотя бы одна ближайшая к новому дому, понятия не имею.



6 Опять-таки районы к югу от центра города вечером залиты более многочисленными огнями и сияют ощутимо ярче, чем кварталы вдоль так называемой красной линии.



7 Так фейерверками хабаровчане отмечали Рождество - совершенно чуждый моему советскому материалистическому воспитанию и техническому образованию праздник. К слову, мои друзья с Запада рассказывают, что у них Рождество обычно отмечают тихо, так как оно считается сугубо семейным праздником.



8 Ночные огни площади Славы. Подсветку Спасо-Преображенского собора включают на сравнительно короткий промежуток времени позднее часа, когда зажигаются уличные фонари.



9 Практически тот же ракурс, только вид поздним утром. К сожалению, поймать красивые рассветы из окон нового дома мне пока не удалось - постоянно попадаю на дымку или довольно-таки плотную облачность.



10 Рассвет над зубчатым, словно крепостная стена, городским скайлайном.



11 Еще немного городской геометрии. В таком ракурсе исторический центр Хабаровска представляется даже не эклектичным, а вовсе задавленным функционалистcкими кубами советской эпохи и башенной азиатчиной современности. Между тем красивейших старинных зданий тут немало, только они, оказавшиеся несоразмерными масштабам времени, расплющены архитектурными потомками.



12 Снимок площади Славы в яркий солнечный день. Думаю, тем, кто присутствовал при открытии этой площади в 1975 году, сейчас было бы непросто узнать как это место, так и мемориал, созданный к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.



13 Находящаяся чуть ниже по рельефу вторую очередь мемориала, открытая к 40-летию Победы, за прошедшие годы изменилась не столь радикально.



14 Угол улиц Муравьева-Амурского и Дзержинского. Буквально в прошлом году бывший доходный дом И.К. Волковинского в ходе проведенной реконструкции увенчался куполом, пропавшим с его кровли после артиллерийского обстрела 1920 года - японцы метили в Дальревком, располагавшийся на другой стороне улицы, и использовали заметный издалека ориентир для корректировки огня. Сложно сказать, насколько близко к оригиналу был заново построен купол - чертежи не сохранились, а по немногочисленным снимкам вековой давности судить сложно, однако так или иначе явно старались. То, что он заметно превышает по объему купол находящегося в этом же квартале дома Зандау (более известного по занимающему его кинотеатру «Совкино»), соответствует историческим фактам.



15 Тот же перекресток, только с противоположной стороны улицы Муравьева-Амурского. В тот момент, несмотря на время съемки - вторую половину января, даже казалось, будто сезон повернулся в сторону весны. Но впечатление оказалось обманчивым: впереди были и снегопады, и морозы, и метели.



16 Снежно-синее с волшебным отливом утро над главной улицей города.



17 Площадь Ленина и финальный отрезок выходящей на нее улицы Муравьева-Амурского при свете еще не погашенных фонарей. Слева сияющей дорожкой от северного угла площади убегает вдаль улица Карла Маркса. До 1992 года она составляла единое целое от Комсомольской площади у самого берега Амура и до перехода в Матвеевское шоссе уже близ аэропорта и носила имя Карла Маркса. В 1898-1923 годах на всем протяжении она называлась улицей Муравьев-Амурской в честь энергичного государственного деятеля, присоединившего Дальний Восток к России, одного из трех отцов-основателей Хабаровска. Еще раньше эта улица незамысловато именовалась Большой - ширина и длина в самом деле выделяли ее среди прочих городских улиц. Стоит отметить, что при ее разбивке изначально прямая от Амура ось улицы получила два изгиба, второй из которых приходится на площадь Ленина, что наглядно проиллюстрировано на снимке.
За зданием бывшего Реального училища - практически на одной прямой с темной новогодней ели на площади - сияет праздничной подсветкой огромная елка в парке Динамо.



18 Практически тот же вид, что и двумя фотографиями ранее, только уже в свете начинающегося пасмурного от снежно-серых туч дня.



19 И вновь «повторение пройденного» - площадь Ленина с потушенными фонарями сумрачным утром.



20 В таком ракурсе азиатского лекала современная городская застройка между Уссурийским бульваром и улицей Ленина даже имеет определенное сходство с величественным замком эпохи высокого Средневековья.



21 Сумеречный и ледяной предрассветный час высоко над городом. Вдали едва можно различить самую южную часть Хабаровска - Красную речку, а еще дальше на склоне сопок Хехцира - разглядеть белые полосы горнолыжных трасс базы «Спартак».



22 Признаться, такой Хабаровск я не слишком люблю. Очень уже явно он вызывает в памяти слова Николая Петровича Крадина о слоне в посудной лавке. Уточню, что речь идет исключительно и только о достаточно компактном историческом центре города.



23 В 1927 году газета «Тихоокеанская звезда» писала, что проектируемый Дом Советов, к слову, первый на Дальнем Востоке, так как Хабаровск являлся административным центром Дальневосточного края - крупнейшего в СССР субъекта после Казахской ССР и Якутской АССР, - станет одним из самых больших зданий в городе. Возможно, оговорка касалась комплекса бывшего кадетского корпуса. К тому же объем ниже по рельефу по улице Фрунзе построили значительно позднее - только в 1970-х годах, хотя и отлично стилизовали его под конструктивизм. Но на главной улице Хабаровска массивный для своего времени Дом Советов, несомненно, доминировал. Долгое время в нем работал крайком КПСС, перебравшийся в Белый дом на площади Ленина только на излете советской эпохи.



24 Уверен, всем бывавшим в Бангкоке понятно, почему мне внезапно вдруг показалось, будто я оказался в тайской столице. :) И это невзирая на суровую дальневосточную зиму и красивейшую старую архитектуру. К слову, об архитектуре. На заднем плане можно наблюдать здание Алексеевской женской гимназии. Впрочем, на момент строительства одноэтажной «первой очереди» в 1910 году то была еще прогимназия. Изменение статуса учебного заведения потребовало расширение площадей, что и было проделано в 1915 и 1917 годах. Класс на втором этаже с окнами во двор, где на рубеже 1980-х и 90-х ваш покорный слуга с паяльником наперевес постигал тайны радиоэлектроники, был построен аккурат между Февральской и Октябрьской революциями. Только в пору моего детства, конечно, тут помещалась уже не женская гимназия, а станция юных техников.



25 Изначально улица Дзержинского (строго говоря, Хабаровская, как она называлась ранее) была длиннее, чем сейчас. Начиналась она к югу от улицы Ленина, тот отсеченный позднее участок ее носит имя переулка Дзержинского. К слову, на этой улице до наших дней сохранилось пять деревянных домов, три из которых являются памятниками архитектуры. И хотя сейчас уже трудно представить, как выглядила Хабаровская сто лет назад, уцелевшие «деревяшки», без сомнения, придают улице уют.



26 Театр драмы, с недавнего времени Краевой театр драмы и комедии, появился в Хабаровске в июле 1945 года. Свою первую постановку он представил в марте года следующего. Театру краевые власти уже изначально отдали клубную пристройку с залом к так называемому Дому коммуны. Здание строилось главным образом для сотрудников НКВД и членов их семей в 1931-33 годах. Клубная пристройка была сооружена во вторую очередь. Вскоре в доме стали селить и жильцов, не имевших прямого отношения к госбезопасности: высший командный состав округа, сотрудников милиции и т.д. На момент передачи театру клуб официально числился за УВД.



27 Перенесемся совсем в другую часть города. Новенький, с иголочки микрорайон Ореховая сопка, построенный по сути в чистом поле на восточной окраине Хабаровска. Состоит он из 9- и 18-этажных домов, предназначенных главным образом для семей пограничников и сотрудников спецслужб. Инфраструктура традиционно почти нулевая, имеется разве что очень неплохой, по отзывам, детский сад да три торговых киоска. Машины все бросают во дворах и вдоль поездов. Но сами дома достаточно недурны, особенно если сравнивать с поделками «Дальспецстроя».



Январская прогулка по Хабаровску на этом закончена. Зато на очереди февральская. :) Правда, когда дойдут до нее руки, не говоря уже о других альбомах, давно пылящихся в разной степени готовности, анонсировать даже не возьмусь. :) В «Инстаграм» я пишу гораздо чаще, но он предполагает совсем другой формат, не требующих особых затрат времени, зато, что греха таить, отклик аудитории там совершенно другой, хоть и главным образом благодаря немой кнопке ‘Like’.

Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up