Приграничный Китай в эпоху падения рубля

Aug 14, 2015 08:15




1 В Фуюане - ближайшем к Хабаровску китайским городе - до сего момента я бывал лишь единожды шесть лет назад. С тех пор утекло немало амурской водицы. Поднебесная активно развивает переданную ей в 2008 году западную часть Большого Уссурийского острова, попутно инвестируя в инфраструктуру уезда Фуюань в целом. Когда возникла идея съездить на пару дней в мини-отпуск, мы не слишком долго колебались, предпочтя китайский маршрут Приморью.
Несмотря на неблагоприятные экономические условия, предложение туров в приграничный Китай если и сократилось, то несущественно. Правда, при условии безвизового въезда разнообразием они не блещут. Самым популярным остается тур с одной ночевкой в Фуюане с отправлением из Хабаровска утром первого дня и возвращением вечером второго. Вариант на две ночи, на мой взгляд, несколько странноват: отправление вечером первого дня и возвращение утром третьего. Есть и более длительные туры с заездом на автобусах через Жаохе, но это уже чистой воды извращение. Любые варианты, отличные от стандартных, возможны лишь при наличии открытой китайской визы. Получать ее, несмотря на наличие консульства в Хабаровске, довольно муторно - китайцами буквально все сделано так, чтобы вынудить оформлять визы через агентства с соответствующим удорожанием услуги.


2 Цены у разных туркомпаний отличаются несильно. В будние дни поездка с одной ночью в Фуюане стоит от четырех с хвостиком до пяти с половиной тысяч рублей на человека в зависимости от гостиницы. В выходные к этой цене следует приплюсовать еще рублей пятьсот. Хоть и не всеми, но до сих пор осторожно предлагаются поездки «кирпичами», которые сейчас стыдливо именуют эконом-турами. Это пережитки старой коррупционной схемы контрабанды, когда люди могли при желании съездить в Фуюань за копейки (бывало, что «кирпичам» и вовсе чуть-чуть приплачивали), но в обмен провозили из Китая грузы для турфирмы под видом собственного багажа. Слава богу, за последнее время в этой области был наведен порядок, поэтому проходить пограничный и таможенный контроль стало не в пример проще.
После обзвона ряда контор, я выбрал «Зодиак»: и ценник с проживанием в устраивающей меня гостинице оказался чуть ниже, чем у остальных (10 тыс. руб. за двоих при поездке в пятницу-субботу), и на все заданные мною вопросы ответили без запинки. Я заранее съездил на речной вокзал, где в вагончиках-контейнерах, образующих не слишком благообразный импровизированный городок, сосредоточены офисы большинства игроков фуюаньского направления, и внес предоплату в размере трех тысяч. Остальное доплатил непосредственно перед поездкой.



3 Вечером дня Д-1 мне позвонили, уточнили время встречи на речном вокзале - в 8:15 утра - имя руководителя группы и место сбора, как ни странно, перед вагончиком другой конторы. Название ее нанесено на фриз весьма неприметно, так что точку рандеву я нашел не сразу. Там же, расписавшись в разнообразных бумагах, с удивлением узнал о необходимости оплаты на китайской границе экологического сбора - по 20 юаней с носа. (UPD. Похоже, это чистой воды мошенничество со стороны турфирмы. Сейчас разбираюсь.) Хорошо, что у нас имелись китайские «десятки». Сейчас менять теряющие вес рубли на привязанные к доллару юани не особенно выгодно - турфирма по крайней мере в тот день предлагала за тысячу рублей 90 юаней. Эх, помню я времена, когда три рубля пятьдесят копеек за юань уже считались жлобством. Жаль, только жить в эту пору прекрасную нам не придется уже никогда…
На месте по возможности лучше стараться расплачиваться в рублях - их принимают в Фуюане почти повсеместно и весьма охотно, исключением могут стать главным образом магазины фиксированных цен. До сих пор можно договориться при покупке или оплате услуг по курсу 1:10; наличные же, понятное дело, никто так менять не станет (мне совершенно неожиданно удалось, но об этом расскажу позже).



4 Речной вокзал Хабаровска никак не соответствует статусу дальневосточной столицы. Историческое здание 1900 года на улице Шевченко, формально считающееся вокзалом, на деле таковым не является, а вся пассажирская инфраструктура, включая пограничников и таможню, сосредоточены в вагончиках на краю набережной и на дебаркадерах.
Исходя из опыта 2009 года, я заранее приготовился к длительному ожиданию, но оказалось, что время встречи было назначено без особого запаса. Мы очень быстро прошли на дебаркадер, и уже в 8:30 начали свою работу таможенники и пограничники. Не было еще и девяти часов утра, как пошла посадка.



5 С драматическим падением курса рубля и успешной борьбой с «кирпичными» схемами пассажиропоток между Хабаровском и Фуюанем сократился в разы. Вместо шести-семи судов на подводных крыльях утром и вечером в будние дни, а также теплохода «Изумруд» теперь ходят только два «Полесья» утром-вечером.



6 Салон каждого вмещает около сорока пассажиров. Ожидание отправления было не особенно комфортным: утреннее солнце ощутимо пекло через окна, а ни кондиционер, ни банальный вентилятор не работали - команда сообщила, что берег не дает внешнее питание. К слову, в дальнейшем у дебаркадера Фуюаня такой проблемы не возникло.
Нашему «Полесью-19» не повезло еще и в том, что у одной пассажирки - гражданки Китая, следовавшей на родину с ребенком, - оказалось что-то не в порядке с документами, и пограничники отказались ее пропускать. После получасового ожидания ребенок почти в слезах все-таки попал на борт, а его мать была вынуждена остаться. Насколько я понял, со встречей мальчика родственниками на китайской стороне что-то в итоге было успешно решено.
Так или иначе, наше судно покинуло Хабаровск с изрядным опозданием, когда «Полесье-20» прошло, наверное, больше трети пути до Фуюаня.



7 «Укрепление» национальной российской валюты хорошо заметно по национальному составу пассажиров. Если раньше доля китайцев была невелика, то теперь граждан Поднебесной в салонах столько же, сколько и россиян. Кто-то по-прежнему едет на заработки - на стройке или ремонте квартир рублевый доход в Хабаровске все равно остается для многих из них более предпочтительным, чем маленькая зарплата в юанях в глуши небогатой провинции Хейлунцзян. Однако главную скрипку играют все-таки туристы. Внезапно подешевевшие вдвое поездки в «Европу» (как в этой части Азии нередко рекламируют туры в Хабаровск и Владивосток) вызывали бурный рост въездного туризма. Впрочем, китайцы часто едут не только на страну посмотреть, но и шопинга ради. Особенно сильно это проявляется в Благовещенске, прямо напротив которого стоит город Хэйхэ. Там туристы из Поднебесной сметают прилавки весьма и весьма активно: везут домой кондитерские изделия, алкоголь, ювелирку, одежду, электронику. Впрочем, и раньше небедные китайцы из приграничья нередко приобретали бытовую технику в магазинах Хабаровска. Хотя те же холодильники или телевизоры Samsung выпущены на заводах в КНР, по словам покупателей, в России они более высокого качества, к тому же почти невозможно нарваться на подделку. Остается констатировать, что ситуация с потоками товаров на границе стала меняться на диаметрально противоположную - шопинг россиян в Китае быстро становится бессмысленным, зато китайцы охотно едут за покупками в Россию. Как мне написали в «Инстаграме», сейчас они в Хабаровске даже машинное масло покупают.



8 Встречное точно также же «Полесье», как и наше, только с припиской в Китае. В Поднебесной эти суда носят имя «Лунтан».
По Амуру расстояние от речного вокзала Хабаровска до пристани в Фуюане составляет семьдесят два километра. По прямой дистанция значительно меньше, особенно между ближайшими точками городов (Хабаровск все-таки достаточно велик) - всего около полусотни километров.
Вверх по течению путь занимает около часа двадцати минут.



9 Северный берег Большого Уссурийского острова. Типовые дома силикатного кирпича принадлежат умирающему поселку укрепрайона №2, формально относящемуся к находящемуся на правом берегу Амурской протоки поселку Бычиха.



10 Переход магистральной воздушной линии 500 кВ Хабаровская - Хехцир-2 над Амуром.



11 «Полесье» только что миновало ось пересекающей Большой Уссурийский остров границы. Слева видна пограничная застава КНР, справа устремлена в небо 81-метровая самая восточная пагода Китая.



12 От границы пагоду отделает всего 1200 метров. Спустя менее трех часов я окажусь тут уже на суше, поэтому смогу показать все подробно во второй части своего рассказа.



13 Погранзастава на Тарабаровом острове, также переданном Китаю в 2008 году.



14 Глубоководный порт Манцзита на правом берегу Амура. Работу он начал еще осенью 2012 года, но в настоящее время принимает только речные суда. Китайская сторона строила порт с дальним прицелом на прием судов класса река-море, заходящих в Амур через Охотское море, но, насколько я могу судить, российскую сторону этот проект в восторг отнюдь не приводит.



15 Утес на мысе Кырма (Ченьшань в китайском варианте) напротив западной оконечности Тарабарова острова. Кумирня Байсые, или Белый храм, у самой воды была построена в конце 1990-х и популярна главным образом у местных рыбаков да, конечно, туристов. Высота сооружения составляет всего 12 метров, со стороны утеса храм пристроен к неглубокой естественной пещере.



16 От мыса сразу открывается панорама раскинувшегося вдоль правого берега Амура города Фуюань, увенчанного иглой телевышки на горе Сишань.



17 Трудно поверить, что еще не так давно - до второй половины 1990-х - это была убогая грязная деревня с единственным маленьким консервным заводиком для переработки овощей с прилегающих полей. Чудесное преображение стало возможным благодаря потоку денег сначала так называемых челноков, а потом и от шоп-туров. Сейчас конъюнктура, как я писал выше, сменилась, но о том, как это отразилось на городе, я покажу и порассуждаю чуть позже.



18 «Полесье-20» уже давно стояло, пришвартованное к барже, выполняющей роль дебаркадера. Спустя пару минут рядом встало и наше судно.
К слову, справа на склоне сопки можно видеть вышку еще одной погранзаставы. Вообще район западнее порта весьма густо заселен военными, и туристы с фотоаппаратами там совсем не приветствуются.



19 Здание таможни, выполняющее роль международного терминала речного вокзала; там же сидят и пограничники. Строение смотрится много выигрышнее хабаровской импровизации, но при ближайшем рассмотрении впечатление ухудшается - сказывается низкое качество китайского строительства. Местами отвалилась штукатурка, где-то по стене бегут трещины, потолки в потеках, кое-где вольготно себя чувствует грибок. Даже по провалу в облицовке набережной, в пустоте которого белеет мешок, видно, сколь халтурным был подход к строительству.
Формальности на китайской стороне мы прошли достаточно быстро - примерно как и на российской границе. Задержала только избыточная внимательность пограничников, помноженная на незнание географии России. В нашей группе была едва ли не половина иногородних - из Москвы, Красноярска и т.д. Это для хабаровчан Китай давно перестал быть экзотикой, а жители других уголков страны, попав в наш город, стараются воспользоваться шансом взглянуть одним глазком на Поднебесную. Справедливости ради хочу заметить, что не стоит судить о Китае по приграничным торговым городкам, иначе можно получить слишком уж превратное и во многом негативное представление. Чем дальше от границы, тем лучше и приветливее становятся люди. Надо понимать, что в Фуюань нередко ездят, прямо скажем, не лучшие представители граждан России. И об этом в дальнейшем я тоже хочу рассказать на примере, который с ужасом наблюдал собственными глазами в тот же вечер.
Пока пограничники в отдельном кабинете задавали вопросы этническому азербайджанцу с российским паспортом, наша гид поведала, что перестраховывающиеся китайцы наотрез отказываются пускать через Фуюань граждан Украины. В группу риска также попадают граждане ряда других бывших союзных республик, но там уже раз на раз не приходится.



20 Из здания таможни до автобуса на площади лучше передвигаться скорым шагом - желающие заработать на туристах (так называемые помогайки, торговцы шубами, самочинные гиды и т.д.) липнут неимоверно. Преодолев каких-то два десятка метров, я обнаружил в своих руках целую кипу рекламно-визиточной макулатуры. Забавная сцена приключилась, когда китаец буквально вынудил мою лучшую половину взять листовку его салона по пошиву штор и только потом переспросил, не за что шторами или тюлем мы приехали. Получив отрицательный ответ, он незамедлительно стал вытягивать из рук уже сложенный вдвое листок обратно. :)
В автобусе состоялось ритуальное священнодействие российских турконтор - изъятие у клиентов заграничных паспортов. Мотивируется сие исключительно заботой о сохранности документов. Наш гид, милая интеллигентная немолодая женщина, будто преобразилась и даже попыталась нас убедить, что сдавать паспорта мы обязаны по закону. Не знаю, кем нужно быть, чтобы клюнуть на подобную аргументацию, тем более в самом загранпаспорте имеется соответствующий случаю пункт №6. Конечно, я понимаю, чем вызвана подобная настойчивость в совершенно противозаконном требовании. Дело в том, что Фуюань (в отличие от Хейхэ или Суньфеньхэ) безвизовым городом для россиян не является - для пересечения границы турфирмой оформляются так называемые групповые визы. Проход границы в обе стороны должен осуществляться всей группой по неизменному списку. Опасаясь, что подгулявшие клиенты могут посеять свои паспорта, фирма прилагает усилия к минимизации риска на выезде. Учитывая, как в реальности совершенно безобразно хранятся документы туристов (об этом опять-таки поведаю позже), эта минимизация отнюдь не представляется мне очевидной.
В общем, расставаться со своими загранами мы отказались наотрез, несмотря на нервную реакцию гида. Причина была еще и в том, что нам хотелось иметь свободу маневра в случае, если не устроит гостиница.



21 В Фуюане сейчас уже довольно много гостиниц, хотя почти все они достаточно невысокого класса. Лучшим из тех, что предлагаются туристам из России, является отель «Дракон» (неблагозвучное на русском китайское его название - Huilong Hotel) на Новой пешеходной улице. Де-факто он второй по комфортабельности в городе. Первое место с огромным отрывом удерживает государственная гостиница «Южная деревня» на набережной. Предназначена она главным образом для высокопоставленных чиновников, а также различных высоких делегаций и в туристах со стороны не нуждается. Ее не только нет на китайском национальном сервере бронирования гостиниц elong (не говоря уже о капиталистических booking или agoda), даже сайт отсутствует! Была у меня шальная идея взять тур с самым дешевым вариантом расселения, а потом помахать ручкой и вселиться в «Южную деревню», но потом я осознал, что фокус может не пройти, и рисковать не стал.



22 «Дракон» открылся всего два года назад и пока, на первый взгляд, производит неплохое впечатление, несмотря на все огрехи эксплуатации зданий по-китайски. Персонал на стойке регистрации не понимает ни слова по-английски, но сравнительно неплохо болтает на русском. В любом случае функцию общения взял на себя китаец-переводчик от нашей турфирмы. Паспорта мы все-таки оставили, но регистраторше. Тут у меня по наивности больших возражений не было - достаточно распространенная мировая практика, при которой, к слову, документы при желании можно забрать в любой момент. Пришлось также оставить депозит. Просили сто юаней, я дал тысячу рублей - возражений не последовало.



23 Прямо в холле отеля для китайских туристов предлагают туры в Хабаровск.



24 Табло с расценками отеля меня несколько смутило. Китайские системы интернет-бронирования предлагали только двухместные и трехместные номера - вот и все разнообразие. Судя по всему, «от стойки» опций больше. Правда, они и дороже. Через Интернет двухместный номер стоил всего 215 юаней в сутки.
Стандартная программа предполагала выселение из гостиницы на второй день аж в восемь утра по Хабаровску (шесть часов по пекинскому времени, по которому живет весь огромный Китай), поэтому я предпочел доплатить 100 юаней за продление до трех часов дня. Бонусом в этом случае включался завтрак на двоих.
Если интересно: насколько я понял, элитарная «Южная деревня» не намного дороже «Дракона» - стандартный двухместный номер там стоит что-то около 250 юаней, во всяком случае дешевле трех сотен.



25 Выяснилось, что если не все, то по крайней мере большая часть номерного фонда размещается не в выходящем на пешеходную улицу здании, а в параллельном ему в глубине квартала. Считающийся одним из лучших отелей в Фуюане тем не менее несет на себе всю атрибутику специфики приграничной торговли.
В турфирме нас также предупредили, чтобы мы сразу проверяли наличие банных принадлежностей и чистоту постельного белья - многие гостиницы любят содрать с постояльцев за простыню с застарелыми пятнами или за изначально отсутствующее полотенце. Правда, именно «Дракон», по их словам, в этом особо не замечен, но в Фуюане возможно все.



26 Довольно критические отзывы на «Хабмаме» оказались ближе к истине, чем высокий рейтинг на основе отзывов китайских пользователей в поисковике baidu, где Huilong имеет отличный рейтинг 4,7 из 5. Увы, гостиница оказалась грязноватой.



27 Даже в подготовленном номере на ковролине встретили не только пятна, но и мелкий сор, а стеклянная полка шкафа, что повыше, был покрыта почтенным слоем пыли, будто ее не протирали добрый месяц.



28 Однако если отбросить указанные детали, номер показался достаточно просторным, недурно меблированным и даже уютным.



29 В ванной мы обнаружили даже зубные наборы. Горячая вода текла исправно. Зато душевая кабинка не понравилась совершенно.



30 Вид из окна в сторону главного торгового перекрестка - улиц Чжэн Ян и Тянь Шань. Увенчанная кольцом круглая башенка принадлежит Старому универмагу. Впрочем, шопинг нас не интересовал в принципе - пользуясь хорошей погодой, мы решили тут же поехать на китайскую часть Большого Уссурийского острова.
Но об этом я расскажу уже в следующий раз.



Часть 1. Фуюань. Приграничный Китай в эпоху падения рубля
Часть 2. Китайский остров Хэйсяцзыдао, бывший российский Большой Уссурийский
Часть 3. Восточный полюс Китая и чуть было не ставший международным аэропорт Фуюаня

Россия, Дальний Восток, Китай

Previous post Next post
Up