1 Я дважды в день проезжаю мимо Хабаровского судостроительного завода (ХССЗ), но на его территории бывать доводилось очень давно и то лишь на арендованной частной типографией территории. В прошлую же субботу ехал на завод вполне целенаправленно - меня пригласили на церемонию закладки нового пассажирского судна. И для предприятия, и для Хабаровского края это весьма важное, а в некотором смысле и рекордное событие: как-никак речь идет о первом на Амуре пассажирском судне на воздушной подушке и первом корабле подобного типа для ХССЗ.
Кстати, несмотря на вечер выходного дня, я еле-еле нашел «окно», чтобы проехать нерегулируемый перекресток улиц Суворова и Павла Морозова в прямом направлении по первой - к площадке перед заводоуправлением. Пешеходы, пересекающие это место по виадуку, явно находятся в куда более выгодном положении.
2 Территория завода живо вызывает в памяти индустриальные картины советской эпохи, правда, с весомой с поправкой на пережитые предприятием трудные годы. Собственно, в этом году ХССЗ чуть было не признали банкротом, но в итоге удалось договориться с кредиторами и «размазать» не такой уж астрономический долг (немногим больше 20 миллионов, если не путаю) на девять месяцев. Думаю, в значительной степени тут помог гарантированный заказ от края.
Стенд на входе, названный почему-то экраном социального развития, рассказывает главным образом об истории завода и его продукции. Датой основания ХССЗ является 29 июня 1953 года, когда была спущена на воду первая нефтеналивная баржа проекта 434 и предприятие получило название «Завод № п/я 151». Собственно, имя завода неоднократно менялось, судостроительным он стал называться только в 1966 году. В основном предприятие выполняло военные заказы: всего здесь построили около 360 судов, более 200 из них составляют военные. Продукция хабаровских кораблестроителей поставлялась и на экспорт, в частности в Индию, Сирию, на Кубу и в Южную Корею.
3 Оставшейся с советских времен атрибутики на территории очень много, в этом смысле завод похож на музей наглядной агитации. Жаль, времени на съемку решительно не было, да и не одобряется на заводе фотосъемка, несмотря на то, что все журналисты (плюс единственный блогер - ваш покорный слуга) были специально приглашены. На деле, к счастью, дальше предупреждения на входе дело не зашло, поэтому «секретную» «Мурену», стоящую в цеху, сегодня даже по телевидению показали.
4 Эмблема над входом в огромное здание цеха, где сейчас осуществляется сборка судов.
5 В цеху было ощутимо зябко, и это в октябре. Не знаю, как было поставлено дело в советское время, но сейчас заводу отопление такого гигантского объема явно не по карману. Впрочем, и загрузка предприятия давно уже не требует использования всех стапелей. Насколько я слышал, рабочие в холодное время пользуются тепловыми пушками, а то и вовсе обходятся утепленной спецодежой.
Тем не менее даже при минимуме фантазии можно попытаться представить себе шум и суету огромного цеха в ту пору, когда завод работал на полную мощность и спускал на воду по десятку и более судов в год.
6 Гордость завода - десантный катер на воздушной подушке «Мурена» проекта 12061 (точнее, два катера в ряд). Судно в общем-то уникальное - оно предназначено для доставки и высадки на берег боевой техники и десанта в любое время года. Может принять на борт или один танк, или два бронетранспортера (либо БМП), или 130 десантников. При этом «Мурена» еще и сравнительно неплохо вооружена и в состоянии подавлять слабо защищенные огневые точки противника. Самое главное качество катера - способность передвигаться с высокой скоростью (до 102 км/ч!) не только по воде, но также по земле, по льду и снегу.
«Мурены», в частности, поставлялись в Южную Корею, но в целом при всех своих достоинствах оказались коммерчески не слишком удачным проектом.
7 Какая-та баржа. Судя по внешнему виду, или уже достроенная, или в высокой степени готовности.
8 Еще одна, думаю, однотипная предыдущей. Кроме того, издалека видел в цеху небольшой катер, но опознать его не сумел. Вид у катера, насколько я мог судить в сумеречном освещении, полузаброшенный.
9 Главная виновница торжества - закладная секция пассажирского судна на воздушной подушке СВП-50. Церемония закладки была приурочена к 74-й годовщине со дня образования Хабаровского края.
10 Заводской диджей, отвечавший за звуковое сопровождение церемонии. До приезда высоких лиц он крутил разные песни. Не знаю, как другие, а я с превеликим удовольствием послушал Цоя.
11 Торжественный комплект, приготовленный для привинчивания специальной таблички (в центре) к закладной секции.
12 Еще один комплект - для освящения будущего судна. В бутылке из-под минералки «Корфовская», видимо, плещется святая вода.
13 Принимая во внимание дату, церемония собрала немало высоких персон: в первую очередь, конечно, присутствовал губернатор края Вячеслав Шпорт. Его сопровождали мэр Хабаровска Александр Соколов (слева), председатель комитета по обороне и безопасности Совета федерации Виктор Озеров, представитель заказчика судна - краевого предприятия «Хабводтранс», а также представитель Морского регистра. У микрофона стоит директор ХССЗ Геннадий Кошкарев.
14 Вячеслав Иванович отметил, что судно строится в рамках программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края». СВП-50 будет работать главным образом в труднодоступных отделенных районах, связь с которыми затруднена большую часть года. В частности, это населенные пункты, стоящие вдоль мелководных рек, по которым невозможно организовать сообщение посредством обычных судов. Насколько я понимаю, в частности предполагается работа новинки на реке Хор. Таким образом, судно СВП-50 призвано заполнить до сих пор свободную «экологическую» нишу. Кстати, до конца года состоится закладка второго подобного катера на воздушной подушке, только в грузо-пассажирской модификации - СВП-30.
Одновременно строится судно другого типа - скоростное 100-местное А-45-2, которое должно заменить устаревшие «Метеоры», на которых сейчас осуществляется все дальнее пассажирское сообщение на Амуре (они связывают Хабаровск, Комсомольск, Николаевск и множество прибрежных сел). Пока заказано только одно такое судно, но заказ со стороны края планируется увеличить.
Вместе с тем губернатор отметил, что имеются основания рассчитывать на заказы со стороны соседних регионов федерального округа. Так или иначе, а суда новых типов предполагается производить серийно. Сам по себе Хабаровский край запланировал постройку до 2020 года десяти единиц трех упомянутых моделей. И хотя завод имеет богатый опыт постройки военных судов, сейчас для него главную скрипку должны играть гражданские заказы.
Впрочем, уже в следующем году ХССЗ ожидают и новые военные контракты, но тут, конечно, никакие детали не озвучивали.
Интересно, как завод после многих лет выживания справится с большим объемом заказов.
15 Закладную секцию поднимают мостовым краном, чтобы перенести на стапель.
Стоит немного рассказать о характеристиках СВП-50. Это амфибийное судно на воздушной подушке водоизмещением 10-15,6 тонны (соответственно порожнее или с полной загрузкой) способно преодолевать не только мелководье, речные пороги, ледяные торосы и болота, но также участки суши с пологим рельефом (с уклоном до 17 градусов). При длине в 19,6 метра, ширине 7,3 метра и высоте 4,05 метра, судно может перевозить или 50 пассажиров, или 25 пассажиров и 2 тонны груза. Экипаж составляют два человека. Скорость на воде достигает 60 км/ч, на льду - 90 км/ч. Дальность хода - 400 км. Катер может перескакивать через препятствия высотой до 40 см и выдерживать 80-см крутую речную волну. В качестве силовых установок будут использоваться два немецких 350-сильных двигателя.
Любопытно, что это двенадцатое по счету в послужном списке ХССЗ судно на воздушной подушке, но первое подобное гражданского назначения.
16 Установка на стапели.
17 Привинчивание символической таблички.
18 А вот, собственно, и она сама уже в установленном виде. Кроме картинки и указания типа будущего судна, она несет информацию о дате закладки и заводе-строителе. Любопытно, как табличка будет выглядеть после спуска катера на воду. На амурские просторы СВП-50 должно выйти уже в июне следующего года. Впрочем, в 2013 году планируется сдать все три уже заказанных краем новых судна.
19 Потом состоялось освящение. Пели, кстати, неплохо, но транслированный мной в «Твиттер» перл главного священнослужителя, мол, богородица так позаботится о строительстве судна, что никакой контроль качества не потребуется, встретил широкий отклик интернет-общественности. В частности, тут же родился мем «Богородица, со строительством помоги!». Ей-богу, ощутил себя на съемках исторического фильма, а не в XXI веке.
20 Затем последовало подписание акта закладки представителями Морского регистра и корабелами.
21 Рабочие завода, некоторые с членами семей. Молодежи на ХССЗ мало, возраст подавляющего большинства рабочих хорошо за тридцать. Насколько я понимаю, вопрос кадрового обеспечения беспокоит и Вячеслава Шпорта. Директор ХССЗ, правда, заверил, что будет объем работ - появятся и новые кадры. На вопрос о средней зарплате на заводе он сказал, что она составляет около тридцати тысяч рублей. Правда, потолкавшись в толпе, я услышал, что собственно работяги получают на руки не более двадцати тысяч. Думаю, в таких условиях привлечение новых кадров может стать для предприятия весьма нетривиальной проблемой.
22 Церемония закончилась, «диджей» грузит свое оборудование в кузов электромобиля.
23 Картина с изображением части территории завода. Цех, где состоялась закладка, здесь показан вверху по центру. Совещание, посвященное краевому заказу и перспективам отрасли в Хабаровском крае, состоялась в здании заводоуправления - оно тут крайнее справа. Слева же виднеется уже Амурская протока.
24 Пока участники совещания рассаживались в конференц-зале, я немного пощелкал затвором у макетов судов, выпускавшихся и выпускаемых на ХССЗ.
Это, к примеру, производимый с 1995 года быстроходный (до 50 узлов) морской катер на воздушной каверне проекта 14232 «Меркурий». Такие катера входят в состав таможенного Дальневосточного флота.
25 Вот тут какая-то путаница с табличкой. Дело в том, что модель изображает не противолодочный корабль проекта 1241 ПЭ «Молния», а ракетный катер проекта 12411 «Молния-1».
26 Макет показанной выше «в металле» «Мурены» (только в экспортной модификации).
27 Азимутальный (то есть с гребным винтом в поворотной колонке) буксир ледового класса проекта 2310, спроектированного в сотрудничестве с голландцами.
28 Строительство трех новых судов осуществляется на условиях финансового лизинга, средства предоставляет ЗАО «Гознак-лизинг». Общая стоимость заключенного контракта превышает 200 миллионов рублей. Проектная стоимость СВП-50 составляет 40 миллионов, хотя в процессе строительства, как нередко случается, она может вырасти.
29 Проект уже строящегося судна на воздушной каверне А-45-2 был разработан конструкторами бюро «Агат», своих полноценных проектных мощностей у ХССЗ нет.
30 Хочется верить, что намеченные планы будут реализованы. Парк амурских пассажирских судов сейчас изношен, трудящиеся на речных линиях «Метеоры» были выпущены еще в 1960-1980-х годах и остро нуждаются в замене. Жаль, что оказались утрачены пассажирские многопалубные теплоходы, и замена им в обозримом будущем не предвидится. Тем самым упущен шанс развить туризм в контексте круизов по Амуру (они вполне могли быть востребованы, в первую очередь иностранцами). Однако появление новых судов на воздушной подушке по крайней мере удовлетворит потребность в обеспечении связи с труднодоступными населенными пунктами края, куда, чуть перефразировав известную песню, и вертолетом не всегда можно долететь.