Китайский остров Хэйсяцзыдао, бывший российский Большой Уссурийский

Aug 14, 2015 14:00




31 Большинство едут в Фуюань ради шопинга, хотя, как я отмечал выше, бурный поток шоптуров пересох до состояния ручейка - слабый рубль выбил фундамент экономической целесообразности из-под этого формата. Мы же направлялись в приграничный Китай за впечатлениями и сменой обстановки. Разработанная нами самими программа основным пунктом включала в себя посещение западной части Большого Уссурийского острова, переданной Поднебесной в 2008 году и сразу же превращенной нашими соседями в весьма амбициозную строительную площадку.
Хабаровские турфирмы по-старинке работают так, будто рынок и не думал меняться, руководители групп с легкостью дадут туристам рекомендации, где приобрести тот или иной товар, но о достопримечательностях уезда Фуюань они практически ничего рассказать не могут. Доходило до курьезов: перекинувшись со мной буквально парой слов, руководитель нашей группы стала чрезвычайно уверенно ретранслировать другим туристам полученную от меня практическую информацию о том, как лучше попасть на Большой Уссурийский. Между тем я сам почерпнул ее главным образом в Интернете и на личном опыте тогда еще не проверял.
В принципе, можно попытаться договориться о транспорте с любым таксистом на улице. До площади Солнца довезут, подождут там и вернут обратно в Фуюань за 250 юаней (2750 рублей). Посещение в подобном формате запада Большого Уссурийского острова раньше обходилось в 300 юаней. Однако буквально месяц назад китайская сторона резко изменила порядок доступа на остров - теперь частные автомобили и такси туда не допускаются. Кроме того, я хотел посмотреть за один заход побольше объектов, и у меня не было твердой уверенности, что смогу легко объясниться с таксистами, несмотря на заранее распечатанные фотографии мест, которые собирался посетить. Поэтому я обратился к приставленному к нашей группе местному переводчику Андрею. Конечно, это не настоящее его имя, но для удобства общения с клиентами китайцы выбирают себе простые для произношения и запоминания русские имена. Андрей связался со своим знакомым по телефону. За маршрут, включавший в себя запад Большого Уссурийского, площадь Солнца, озеро лотосов, аэропорт и смотровую площадку на сопке Сишань, тот сначала запросил пять тысяч рублей, но после короткого торга удовлетворился суммой на тысячу меньше. Мы решили не тянуть кота за хвост и договорились о том, что машина придет за нами менее чем через час. Забегая вперед, хочу предостеречь других от этого просчета - перед подобной поездкой лучше сначала пообедать, так как времени она отнимет много.
Наш водитель, Максим, как выяснилось, тоже работает гидом, сопровождает как русских туристов в Фуюане, так и возит китайские группы в Хабаровск. Кроме того, он подрабатывает заказами с Taobao. По-русски Максим говорит довольно хорошо, несмотря на то что учил язык не в России, а в китайском вузе. Его лицо сразу показалось мне знакомым, и я быстро сообразил, что видел его на рекламном блоке в последнем выпуске путеводителя по Фуюаню.


32 Путь до моста на Большой Уссурийский лежал не слишком близкий - нам предстояло проделать добрую половину пути в направлении, откуда мы незадолго до этого прибыли на теплоходе. Покинув Фуюань по восточной дороге, машина взяла довольно бодрый темп.



33 Правда, ненадолго - основные дороги в уезде сейчас активно реконструируют. В первую очередь, это касается дорог из Фуюаня к Большому Уссурийскому острову и к аэропорту - вместо местами порядком убитых бетонных двухполосок вскоре должны появиться четырехполосные шоссе.



34 Из подобных домов вдоль обочины тут выстроен целый поселок. Однако часто внешность обманчива: иногда это вовсе не жилье, а магазины и конторы. Довольно странное архитектурное решение, на мой взгляд.



35 Круговой перекресток, откуда прямо можно проехать к площади Солнца и мосту на остров, налево - к глубоководному порту Манцзита, направо - к недавно отстроенному железнодорожному вокзалу.



36 Как выяснилось, промчавшись вдоль довольно широкой, но весьма грязной канавы, мы выполнили один из пунктов программы и посетили озеро лотосов. Сначала я решил, будто это хитрость водителя, но потом выяснил, что объектов, именуемых озерами лотосов, в окрестностях Фуюаня два (подсказывают, что и вовсе три). Одно из «озер» в самом деле тянулось вдоль дороги по пути к российской границе, но при реконструкции проезжей части и обустройстве насыпи его забросали землей и строительным мусором, чего нежные цветы по большей части не перенесли. Правда, следует отметить, что под озером лотосов чаще всего сейчас понимается другой объект, не пострадавший от деятельности человека.



37 До границы уже недалеко, сопки вдали находятся уже по другую сторону реки Уссури на территории России.
Однако еще до того, как мы достигли этого места, Максим начал потихоньку мотать мне нервы. Как выяснилось, в его планы вовсе не входило посещение нами Большого Уссурийского острова. Он собирался показать нам его через протоку от площади Солнца и сразу повезти обратно. Черта с два! Всякий раз, когда наш водитель начинал рассказывать, что посещение острова занимает два или даже два с половиной часа и он не может нас так долго ждать или намекал на дополнительную оплату, я твердо отвечал, что это обязательный пункт программы и напоминал ему, что при разговоре с Андреем прямо указывал на наше желание побывать на острове. Сопротивление Максима удалось сломить, но крови за всю поездку он попортил мне немало. Вообще это еще далеко не самый плохой вариант, насколько я могу судить. Саша aleonkin рассказывал, как они с компанией арендовали в Фуюане автомобиль на половину дня, так китаец-владелец стал им названивать уже через час «мне срочно нужна моя машина!» Насколько я могу судить, в целом подобный тесно граничащий с мошенничеством подход не слишком типичен для Китая, однако в приграничном Фуюане он печально близок к норме.



38 У восточной оконечности территории Китая по правому берегу Амура опять стали встречаться довольно многочисленные стройки.



39 Черный дракон - по-китайски Хейлунцзян. Именно так на карах Поднебесной именуют и Амур, и всю северо-восточную провинцию страны.



40 Слева вдали уже можно видеть монумент на площади Солнца, в за козловым краном различимы дома российского поселка Казакевичево. Перегрузочная же площадка почти наверняка связана с планами китайской стороны построить на этом месте новый город.



41 Как я уже упоминал, с августа автомобили на Большой Уссурийский остров пускать перестали - незадолго до въезда на мост организована перехватывающая стоянка.



42 Желающие посетить остров оставляют там свои машины и, заплатив положенную таксу, пересаживаются на специальные туристические автобусы. Взрослым посещение Большого Уссурийского обходится в 60 юаней (660 рублей), детям (критерий зависит не от возраста, а от роста - от 90 до 130 см) - в 30 юаней, самых крох пускают бесплатно. Льготой пользуются жители самого уезда Фуюань - для них билет стоит всего 32 юаня.



43 Автобусы ходят, как мне показалось, каждые пятнадцать минут.
Ни в короткой очереди к билетной кассе, ни в автобусе мы не увидели ни одного европейского лица. Мы же сами по себе вызывали живейший интерес китайских туристов: пока шли через салон к свободным креслам, нас буквально расстреливали камерами телефонов и планшетов, по большей части украдкой, но иногда и открыто.
Надо отметить, что посещают эти места далеко не одни только жители уезда или провинции Хейлунцзян. По словам Максима, хватает туристов и с юга страны - в этом смысле китайцы успешно и быстро смогли превратить простую точку на географической карте, начисто лишенную достопримечательностей, в стремительно набирающий популярность объект для внутреннего туризма.



44 Надо отметить, что китайский вантовый мост на Большой Уссурийский остров не только был построен раньше, чем его российский собрат (наш первый постоянный мост на остров был открыт лишь в конце 2013 года, через 155 лет после основания Хабаровска), но и выглядит куда более привлекательно. Строительство же моста со стороны Фуюаня было завершено в сентябре 2012 года. Длина сооружения составляет 1600 метров, еще более четырех километров приходится на подъездные пути, длина вантовых пролетов достигает 140 метров. Примечательно, что мост четырехполосный в отличие от вдвое более узкого российского.



45 Первым объектом для посещения является комплекс сооружений с самой восточной пагодой Китая. Автобус высаживает пассажиров близ монументальных врат, живо вызывающих в памяти Луксорский храм.



46 За воротами наряду с прилавками с мороженым-напитками встречает гид в бело-синей униформе и что-то там мяукает про объект для свежеприбывшей партии туристов. Никакой другой язык, кроме китайского, не предусмотрен.



47 Пагода стоит в центре площади диаметром 40 метров, попасть на которую можно по выложенной камнем широкой дорожке.



48 Окружающие пагоду по периметру площади Пятидесяти шести резные столбы символизируют населяющие Поднебесную национальности. Дракон, возможно, также означает могучий Амур.



49 Строительство комплекса началось в 2010 году и завершилось к 1 октября 2014-го.



50 Высота самой восточной пагоды Китая составляет 81 метр. Эта величина символизирует 81 год якобы оккупации острова. Правда, ошибки тут сразу две. Во-первых, Большой Уссурийский остров находился в составе России еще со времен графа Муравьева-Амурского (окончательно его статус закрепил Пекинский трактат 1860 года). То, что в годы Гражданской войны соседи наши из Поднебесной явочным характером снесли пограничные знаки, сути не меняет. Официальная китайская версия истории утверждает, будто Большой Уссурийский остров был захвачен Советским Союзом в 1929 году во время конфликта на КВЖД. При этом китайцев не смущает тот факт, что остров относительно активно использовался русскими с самого начала XX века, в частности там находился затон для зимней стоянки речных судов с небольшими судоремонтными мощностями. А еще раньше казаки из Казакевичево имели там сельхозугодья - как раз в районе нынешней границы. Странно также то, что если принять за веху окончания «оккупации» год фактической передачи части острова Китаю - 2008-й, то начало «оккупации» придется на совершенно нейтральный в контексте территориального вопроса 1927 год. Возможно, китайцы отчего-то отталкиваются от 2010 года, когда началось строительство пагоды.



51 Внутри пагоды находятся лифты, и по крайней мере раньше можно было попасть на верхний уровень. К сожалению, в день нашего визита двери сооружения были закрыты. Тем не менее даже от основания пагоды благодаря плоскому рельефу острова прямая видимость составляет несколько десятков километров, если, конечно, не мешает дымка.
Пагода находится чуть более чем в километре от границы. Здесь видны показанные мною с воды в первой части альбома китайская пограничная застава и уже на российской территории поселок укрепрайона №2 и воздушную линию 500 кВ.



52 На расстоянии лишь немногим свыше двадцати пяти километров раскинулся центр Хабаровска. Несмотря на дымку и не слишком сильный объектив легко различить отдельные высотки.



53 Сначала я думал, что продолжать экскурсию по острову предполагается в составе неизменной группы. В связи с этим удивляло отсутствие назначенного времени для сбора и весьма хаотичные перемещения китайских туристов. Чуть позже я сообразил, что автобусы курсируют через равные промежутки времени как шаттлы - примерно каждые пятнадцать минут, и заполняются исключительно по мере желания экскурсантов. Кто-то уезжает на первом же, кто-то гуляет подольше - хоть до самого вечера. Для экскурсий Большой Уссурийский остров закрывается в 18:00 по пекинскому времени, то есть в восемь вечера по Хабаровску.



54 Вторым объектом для посещения является парк водно-болотистых угодий. Он расположен сравнительно недалеко от моста.
У входа расположен гималайский медведь, считающийся символом острова Хэйсяцзыдао, так называют в Поднебесной китайскую часть Большого Уссурийского.



55 Природные условия тут точно такие же, как и на российской стороне. Собственно, совсем недавно это и была наша территория. Только китайцы чуть почистили болота, соорудили наплавные аллеи на понтонах, в зрелищных местах разместили беседки и - вуаля - готовая достопримечательность, привлекающая туристов.



56 Мы продолжали в полной мере ощущать себя белыми обезьянками. Особенно сильное желание сфотографироваться вместе у китайцев вызывала моя лучшая половина.



57 Парк был открыт для посещения 20 июля 2011 года. Таким образом, именно он стал первой туристической достопримечательностью китайской части Большого Уссурийского острова.



58 Во время наводнения 2013 года парк полностью затопило, но уже летом следующего года он был полностью восстановлен.



59 Общая длина дорожек в парке превышает два километра. Как я понял, некоторые маршруты закольцованы, и при желании можно гулять как по длинному пути, так и по короткому.



60 Судя по всему, китайцы (а они, надо сказать, великолепные садовники и мастера паркового искусства) создали благоприятные условия для лотосов.



61 По крайней мере этих цветов в парке очень много - с визитом на Большой Уссурийский отпадает необходимость в посещении озера лотосов на коренном берегу.



62 Судя по тому, что я видел, такое варварство, как срывание лотосов, китайской публике тоже не чуждо, но массового характера оно определенно не носит.



63 По большому маршруту мы не пошли, слишком уж пекло солнце и желудок напоминал о пропущенном обеде. От первой напасти, впрочем, несколько спасал захваченный на случай обещанного метеорологами дождя зонт, а от второй - орешки-печенье, который мы все-таки успели купить в супермаркете перед приездом машины.



64 Сопки вдали (строго говоря, до них не так уж и далеко) это опять-таки российская территория - Хабаровский край.



65 Природа тоже совершенно наша, только ландшафт чуть «причесан» при организации парка.



66 Видимо, лодка служителя, поддерживающего угодья в надлежащем состоянии и борющегося с излишками тины.



67 Местный обитатель. :)



68 Рядом с парком за забором находятся бывшие советские казармы пограничников. К сожалению, их фотографий у меня нет. В кадр попало старое деревянное здание, также некогда относившееся к заставе, а также новое китайское здание туалета. В казармах, впрочем, ничего особо примечательного нет - типовое здание силикатного кирпича с минималистическим интерьером.



69 Мы уже не стали задерживаться, так как дорога в недавно построенный аэропорт Фуюаня предстояла неблизкая.
К слову, вскоре на острове появится еще одна достопримечательность - ботанический сад.



70 Вид на площадь Солнца - самую восточную часть китайского берега Амура напротив Большого Уссурийского острова - и на российский поселок Казакевичево за рекой Уссури. Поближе я их покажу уже в следующей части своего альбома.



Часть 1. Фуюань. Приграничный Китай в эпоху падения рубля
Часть 2. Китайский остров Хэйсяцзыдао, бывший российский Большой Уссурийский
Часть 3. Восточный полюс Китая и чуть было не ставший международным аэропорт Фуюаня

Россия, Дальний Восток, Китай

Previous post Next post
Up