Восточный полюс Китая и чуть было не ставший международным аэропорт Фуюаня

Aug 14, 2015 16:00




71 Покинув Большой Уссурийский остров, мы направились к площади Солнца. Она также была создана китайцами недавно, но находится уже на земле, никогда России не принадлежавшей.
Путь туда ведет мимо так называемой Первой погранзаставы, которая считалась самой восточной в КНР до передачи Китаю части Большого Уссурийского. К слову, действующая погранзастава является своего рода достопримечательностью. Внутрь, конечно, праздному туристу зайти не дадут, но на фоне ее в непосредственной близости можно фотографироваться вполне свободно.


72 Чуть дальше расположен причал прогулочных теплоходов. Первым напоминанием о нем встречается большой рекламный щит. Указанный там маршрут проходит вокруг почти всего Большого Уссурийского острова как по китайским водам, так и по российским, общая его протяженность превышает сто километров. В дальней точке экскурсанты имеют возможность с борта теплохода вблизи полюбоваться центральной частью Хабаровска. Это своего рода эконом-вариант посещения России для китайских туристов - такая поездка на полдня стоит 350 юаней (3850 рублей). Сейчас, впрочем, набирают популярность полноценные туры - с падением курса рубля по отношению к юаню это явление заметно невооруженным глазом как на улицах центральной части Хабаровска, так и в крупных торговых центрах лишенных достопримечательностей новых районов. К примеру, в иные часы в супермаркете «Самбери» в ТЦ «Южный парк» китайских покупателей едва ли не четверть от общего числа людей в торговых залах.



73 Спуск к причалам на берегу Уссури, где пришвартованы один большой прогулочный катер и пара маленьких. В палатках слева, скорее всего, продают сувениры.



74 Дорога, ведущая к площади Солнца, сейчас представляет собою главным образом чуть причесанную грунтовку, преодолевать которую в сухой теплый день приходится в плотных клубах пыли. Однако темпы дорожных работ северо-западнее позволяют предположить, что весьма скоро и тут появится новенькое твердое покрытие.



75 Уже на просторной парковке перед площадью было немало туристов, но все они китайцы. Русские, конечно, тут тоже появляются, но нечасто. Мы с супругой, в особенности, конечно, она, опять пали жертвами фотокамер туристов, а те китайцы, что посмелее, и вовсе напрашивались сфотографироваться вместе.
Названия хабаровских туркомпаний под ветровым стеклом автобуса не должны обманывать - об организованных ими экскурсиях такого масштаба на площадь Солнца даже речи нет. По всей видимости, автобусы были арендованы для встречи русских шоп-туристов у таможни, а после развозки наших соотечественников по гостиницам водители вышли на этот маршрут, забыв или просто поленившись убрать таблички.



76 Площадь Солнца была торжественно открыта 20 июля 2011 года. В центре ее возвышается 49-метровый монумент в виде иероглифа «восток». Китайцы обожают нумерологию, и в высоте стелы зашифрован год основания Китайской народной республики - 1949-й.



77 Признаться, я не восторге от аляпистых современных памятников Поднебесной, в первую очередь, включая подаренные приграничными китайскими городами Хабаровску. Однако выполненный из листов полированного металла на стальном каркасе монумент на площади Солнца показался мне приятным исключением.



78 У подножья стелы из камня выложена карта Поднебесной, которая включает в себя и отнюдь не согласный с такой позицией Тайвань (в этот кадр остров не попал). Сайт Уезд Фуюань пишет, что до наводнения 2013 года карта была выполнена из кафельной плитки и оказалась практически полностью разрушена стихией.



79 Подавляющее число туристов явно прибыли на площадь в составе больших туристических групп, но легковые автомобили на парковке свидетельствуют о присутствии и индивидуальных туристов, хотя некоторые машины почти наверняка принадлежат местным служащим.



80 По периметру площади расположены одно- и двухэтажные беседки, откуда открываются неплохие виды на реку и протоки. Тут, к примеру, на заднем плане виднеется юго-западный берег Большого Уссурийского острова с выходящей на него китайской пограничной заставой.



81 Разнообразие прогулочных маршрутов китайских катеров достаточно велико, многие речные экскурсии не предусматривают заход в российские воды.



82 У берега острова перед зданием китайской пограничной заставы видна серая причальная стена. Серое сооружение в правой части кадра - ворота, ведущие в огороженный периметр территории самой заставы. Не очень понимаю, зачем потребовалась дополнительная белая сторожевая вышка на ажурной конструкции при наличии капитальной высокой башни с куда лучшим круговым обзором.



83 Уже российская территория чуть к востоку от границы. Кремовая вышка принадлежит нашим пограничникам. В нескольких десятков метров от нее стоит построенная в 1999 году часовня Св. Виктора Дамасского, поставленная в память о погибших защитниках дальневосточных рубежей страны. Хотелось бы посмотреть и сфотографировать ее вблизи, но и в прежние времена - до переноса границы - для этого требовался специальный пропуск. Вдали виднеется показанная ранее самая восточная пагода Китая.



84 Движение на реке с китайской стороны весьма активное - к каменной набережной площади постоянно прибывают и вновь отправляются оттуда прогулочные катера.



85 Туристический поток, конечно, не такой, как в каком-нибудь Мон-Сен-Мишеле, но уже и сейчас он нешуточный, несмотря на невероятную молодость рукотворных достопримечательностей. Правда, посещение площади Солнца, в отличие от экскурсий на Большой Уссурийский, приносит местной экономике куда меньший доход в пересчете на каждого туриста. Дело в том, что многие китайские туристы приезжают сюда в рамках автобусных туров и в самом Фуюане по сути не задерживаются. Свои деньги они тратят лишь на еду и сувениры.



86 Как я уже упоминал, площади сильно досталось в дни катастрофического позапрошлогоднего наводнения. Тем не менее все было восстановлено, отчасти в более добротном варианте, менее чем через год - летом 2014-го.



87 Еще до появления площади Солнца у местных жителей была традиция встречать рассвет на этом мысе, омываемом Уссури и Казакевичевой протокой. Как мне рассказал наш водитель, многие едут сюда издалека и тратят на дорогу чуть ли не половину ночи. Конечно, с появлением благоустроенной площади число желающих встретить рассвет у восточного полюса Китая резко увеличилось.



88 Несмотря громкое название - Восточный полюс, эта территория в действительности не является самой восточной точкой КНР, настоящая лежит на 60 километров южнее по Уссури, недалеко от российского села Дормидонтовка.
На снимке линия границы в южной части Большого Уссурийского острова дана более крупным планом, чем раньше. Вдали можно видеть массивные здания администрации Хэйсяцзыдао.



89 Российское село Казакевичево, на которое открывается вид по другую сторону площади. В значительной степени населяют его пограничники и их семьи. Село относится к закрытой территории, и просто так туда не попасть. Кстати, жаль, ибо и там вроде бы сохранились любопытные материальные свидетельства боев времен Гражданской войны. На Уссури виден катер береговой охраны - осколка канувшей в лету Краснознаменной Амурской речной флотилии.



90 Следующий пунктом программы значился аэропорт Фуюаня. Ушлый Максим изо всех сил пытался убедить меня, будто изначально речь шла о железнодорожном вокзале, но я был непреклонен. Вокзал, к слову, расположен примерно на половине дороге к городу, а вот воздушные ворота уезда находятся гораздо дальше: сначала необходимо вернуться в Фуюань, а уже оттуда проделать приличный путь по шоссе на Цзямусы. При стоимости 92-го бензина шесть юаней за литр (66 рублей), такой пробег ввергал нашего водителя в некоторый минор.
Стоит обратить внимание на двуязычность дорожных указателей.



91 Проскочив через город, мы взяли курс на юго-запад. По гребню сопок тянутся ветрогенераторы. Электроэнергия в Китае дороже, чем в России, зато ветряки дешевле, поэтому их используют в качестве вспомогательной генерации для экономии топлива на традиционных тепловых станциях, покрывающих основное потребление уезда.



92 Шоссе на Цзямусы с июля находится в состоянии реконструкции. Ее точно так же расширяют, как и дорогу к Большому Уссурийскому острову.



93 Автономный маячок на солнечных батареях. Подобные стоят вдоль местных дорог сотнями один за другим.



94 По обе стороны шоссе встречаются поселки разной степени зажиточности. Нищих хибар не наблюдал вовсе, а вот внешне приличные коттеджи попадаются достаточно часто. Самые богатые домовладения, насколько я понял, отделены от дороги густыми полосами зеленых насаждений.



95 От шоссе к аэропорту ведет длинное ответвление, подобно аллее, усаженное деревьями.



96 Аэропорт Фуюаня был открыт 26 мая 2014 года. Рейсы из него выполняются ежедневно. Насколько я понимаю, прямые - в Цзямусы и Харбин, пересадочные - в Пекин и Шанхай. Правда, в иные дни случается не более одного рейса, поэтому в остальное время суток терминал, что называется, закрыт на лопату. На перроне не было ни одного воздушного судна.
На конец августа был назначен первый технический тестовый авиарейс Фуюань - Хабаровск авиакомпании «Якутия» на лайнере Sukhoi Superjet 100, после чего аэропорт приобрел бы международный статус, однако вылет был перенесен китайской стороной на неопределенное время. В любом случае рассматривать аэропорт Фуюаня как конкурента хабаровскому невозможно - с учетом всех сложностей пересечения границы и стоимости этого мероприятия выигрыша по деньгам у путешественника не будет, зато головой боли и потерь времени добавится сполна.



97 На этом мы решили завершить нашу прогулку по уезду и вернуться в город. Максим даже не вспоминал о том, что программа включала в себя еще и посещение обзорной площадке на сопке Сишань. Я не стал и пытаться ему об этом напоминать - мы сами слишком устали от продолжительных переездов и хотели наконец пообедать и немного отдохнуть. Парадокс: какую бы программу мы не планировали на ту или иную поездку, если путешествуем без Алекса, то все почему-то всегда превращается в предельно насыщенный марафон, после которого надо брать отпуск заново. :)



Ну а о самом Фуюане и о том, как он изменился за последние шесть лет, я расскажу уже в следующих листах. Среди прочего покажу памятник красноармейцам, освобождавшим город от японских оккупантов, и так называемый музей будущего Фуюаня, где представлены весьма амбициозные проекты развития китайского приграничья.

Часть 1. Фуюань. Приграничный Китай в эпоху падения рубля
Часть 2. Китайский остров Хэйсяцзыдао, бывший российский Большой Уссурийский
Часть 3. Восточный полюс Китая и чуть было не ставший международным аэропорт Фуюаня

Россия, Дальний Восток, Китай

Previous post Next post
Up