Октябрь в Восточном Крыму. часть 3. Старый Крым

Jul 07, 2010 13:45


По дороге из Феодосии в Симферополь мы решили обследовать Старый Крым. Раньше этот городок, расположенный вдалеке от моря, не привлекал моего внимания. Но в последнее время мне сначала попалась пара заметок о старом армянском монастыре Сурб-Хач, расположенном в окрестностях Старого Крыма, потом узнал, что Александр Грин свои последние годы провёл именно в здесь, где и предан земле. Ну а когда прочитал, что там же похоронены известные мне с детства Алексей Каплер (ведущий знаменитой в 1970-х годах «Кинопанорамы») и его жена поэтесса Юлия Друнина, - понял, что нужно сюда таки приехать! Что ж это за место такое, где известные люди просят себя похоронить?!

Итак, немного истории.

Наибольшего расцвета этот городок достиг в XIII столетии, когда земли полуострова были захвачены Золотой Ордой, и он стал административным центром Крымского юрта. По-видимому, ещё и до монголов здесь существовало поселение, которое местные кипчаки называли «Кырым» (в переводе «ров», т.к. посёлок был окружен рвами), а генуэзцы, владевшие южным побережьем острова, именовали его «Солхат» (возможно, это - от изменённого названия монастыря Сурб-Хач). Есть версия, что здесь было два соседствующих посёлка: в Кырыме жили мусульмане, а в Солхате - христиане.
В XIII-XIV веках наименование «Крым» распространилось на весь полуостров, а город Кырым-Солхат достиг своего пика развития, пребывая на Великом шёлковом пути, связывающем Европу и Азию.
В XV веке, когда Крымское ханство добилось независимости от Орды, его столица была перенесена подальше от бывших хозяев, на запад полуострова: сначала в Кырк-Ор (нынешний Чуфут-Кале), а потом и в Бахчисарай. После завоевания этих земель турками значимость Кырыма идёт на спад, и он переименовывается на Эски-Кырым (т.е. Старый Крым).
С присоединением Крыма к Российской империи новый административный центр планировали обосновать именно в Старом Крыму, но отдалённость его от Севастополя - главного военного узла того времени - не дала таким планам осуществиться.

Рекомендую хороший сайт, где можно прочитать больше о Старом Крыме - вот этот.



Как видим, городок практически полностью расположен южнее трассы Симферополь-Феодосия, на склоне горы Агармыш. Севернее дороги (в рамках Старого Крыма она носит название «улица Чапаева») расположен только санаторий, который в советское время являлся всесоюзным центром по лечению легочных заболеваний. Здесь, в санатории «Старый Крым» в 1950-60-е годы работал выдающийся хирург Николай Амосов, основав отделение грудной хирургии.

Считается, что такой благоприятный климат формируется здесь благодаря перемешиванию воздушных потоков, приходящих с моря и из жарких степей с воздушными массами, формируемых лесным массивом на горе Агармыш. Именно для лечения болезни лёгких и переехал сюда жить Александр Грин в 1930 году.

Мы же, приехав из Феодосии на автостанцию, пошли искать самые старые мечети Крыма. Однако, несмотря на имеющиеся на трассе указатели, найти их оказалось не так просто: вниз по улице Свободы несколько кварталов мы прошли, но вот дальше никаких указателей не наблюдалось. Поспрашивав местных жителей, мы свернули в какой-то узкий переулок и вышли к мечети хана Узбека.

Хан Узбек, вступивший на золотоордынский престол в 1312 году, велел построить здесь мечеть и высшее мусульманское духовное училище - медресе. Мечеть была построена в 1314 году.

 

Сейчас мечеть хана Узбека восстановлена и действует.


А примыкающее к ней медресе - в сильно разрушенном состоянии.


Обойдя мечеть со всех сторон, возвращаемся на улицу Свободы и по ней спускаемся до окончания жилой застройки. Наша цель - сельский стадион, за которым находится источник Святого Пантелеимона.


Это поле в долине речушки Чурук-Су издавна считалось «местом силы». А в XIX веке, когда на источнике стали происходить чудесные исцеления люди поставили здесь сначала крест, а потом возвели и небольшую часовню. В 1940-е годы целебный источник пытались засыпать несколькими машинами песка и щебня. Новая часовня была открыта для прихожан в храмовый праздник 9 августа 2001 года.

 

Вид на Старый Крым от источника Св. Пантелеимона.


В Старом Крыму есть и храм Св. Пантелеимона. Но он расположен не здесь, а недалеко от трассы Симферополь - Феодосия, по дороге к мечети хана Узбека. Сейчас он восстанавливается.


Вернёмся же в городок той же дорогой на перекрёсток ул. Свободы с ул. Карла Либкнехта. Если улица Ленина, как и положено ей быть, - самая центральная в Старом Крыму, то ул. К.Либкнехта - самая музейная.


Вот дом-музей Константина Паустовского, который приезжал сюда, к любимым местам Александра Грина, во второй половине 1930-х годов. В этом доме великий писатель часто останавливался, живя по несколько месяцев.


А ещё дальше по улице К.Либкнехта, но уже с противоположной её стороны, в уютном садике стоит дом-музей Александра Грина. Это - дом, точнее, маленький домик, которого так долго ждал великий романтик, его собственный дом. Но недолго довелось прожить здесь Александру Грину - всего месяц.


В центре Старого Крыма мы увидели также здание, в котором в 1919 году жила Анастасия Цветаева, сюда к ней приезжали её сестра Марина и Максимилиан Волошин. В этом же доме умер от тифа первый муж Анастасии Ивановны Борис Трухачев. Сейчас дом облицован силикатным кирпичом, в результате чего изменил свой облик до неузнаваемости.


Последним объектом, который мы планировали посмотреть до отъезда в Киев - это монастырь Сурб-Хач.
От западной границы Старого Крыма, т.е. со стороны Симферополя, туда ведёт хорошая дорога (есть и указатель на монастырь), но это - 4 километра с подъемом в гору. Если идти пешком, то дорога туда и обратно заняла бы около трёх часов, а таким временем мы не располагали, поэтому решили поймать такси.
Находясь на центральной улице Старого Крыма, мы традиционно вытянули руку и стали ждать, когда кто-нибудь остановится. Машины одна за другой проезжали мимо… Минут 10-15 мы медленно шли вдоль улицы Ленина, размахивая руками, но никто из водителей даже не притормозил, чтобы спросить «А куда ехать?» Это было очень странно…
Поняв, что понятие «такси» Старому Крыму неизвестно, решили поговорить с кем-нибудь из стоящих у тротуара водителей. Я изложил свои пожелания «отвезти нас в Сурб-Хач» молодому парню и он, немного подумав, ответил, что в городке есть только один человек, занимающийся таким вот извозом. Он дал телефон таксиста, я с ним поговорил, и тот за нами приехал, оторвавшись, по-видимому, от своих домашних хлопот. Цена за поездку на 4 км была нам выставлена явно завышенная (40 грн, на октябрь 2009 г.), но пришлось согласиться, т.к. других вариантов просто не было.

Лес высокий и тенистый, всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья! А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди? Вкруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана льется светлая струя…
Максимилиан Волошин



Армянский монастырь Сурб-Хач (в переводе «Святой Крест») был основал в далёком 1338 году, поэтому и окружён он мощными оборонительными стенами. Входящих на монастырские земли встречают 7 камней, на каждом из которых выбито по одной букве из названия монастыря.


На протяжении многих столетий Сурб-Хач был центром паломничества армян не только Крыма, но и всего Причерноморья, а в середине XVIII века границы епархии с центром в Сурб-Хаче доходили до Молдавии и Балкан. В советское время на территории монастыря традиционно находился пионерский лагерь и больница для больных туберкулёзом. В 2002 году Сурб-Хач был возвращён Армянской Апостольской Церкви, после чего стал возрождаться.
Наиболее активно монастырь восстанавливался в 2009 году после торжественного празднования его 650-летия. Тогда построили прекрасную дорогу от Старого Крыма до монастыря, а также заменили крышу главного храма. Если на фотографиях 2008 года и ранее видно, что храм имел плоскую крышу, то начиная с 2009 года, она стала высокой и конусовидной.

Макет главных построек монастыря (установлен в трапезной, в которой расположен небольшой музей).


Вид на монастырь с террас, где раньше был сад с фонтанами.


Сада уже нет, но несколько источников осталось.

 



Подойдём поближе ко входу в монастырь.


Входная дверь достаточно низкая и узкая - как и положено для средневековых сооружений. Слева от входа - служебные помещения и трапезная, справа от входа - братский корпус постройки конца XVII века, справа на пригорке - здание гостиницы для паломников, восстановленное в 1980-х годах на фундаментах XIX столетия.

Каменная стена, вдоль которой мы идём ко входу в монастырь, украшена рисунками на религиозную тематику.

 
 

Могу предположить, что слева - это Святое Знамение, поскольку главный храм монастыря - церковь Сурб-Ншан (церковь Святого Знамения), по центру крест и шестиконечная звезда как символы христианства, справа - Георгий Победоносец.

Над входом - деревянная доска с теми же семью буквами, что и на камнях перед монастырской территорией: «Сурб Хач». А внутри небольшого дворика - традиционные каменные кресты - хачкары.

 

Вот план храмового комплекса монастыря.


Вид изнутри дворика на вход и притвор с башней.


Первое, куда ноги сами направляются - вниз по ступенькам, в трапезную.


В церкви Сурб-Ншан (постройки 1358 года!) фотографировать запрещено, но пару кадров я втихаря сделал.

 

По небольшим ступенькам можно попасть во двор братского корпуса.



В небольших углублениях в стенах экспонируются керамические элементы, по-видимому, водопровода.


Каменная стела с армянской вязью.


Но самые красивые фотографии монастыря Сурб-Хач получаются, если пройти несколько десятков метров выше него. Отсюда можно сделать как монументально-архитектурное фото, ...


так и природно-романтическое :-)


В Старый Крым мы вернулись пешком. Идти было легко, т.к. дорога спускалась с горки.


С неё открывался красивый вид на западную часть посёлка.


Мы пришли туда, откуда начали наш поход по Старому Крыму - на автостанцию. Можно было ещё зайти на кладбище, чтобы постоять у могил Александра Грина, Алексея Каплера, Юлии Друниной и Ксении Токаревой, почти 30 лет ухаживавшей за источником Св. Пантелеимона. Но не люблю я кладбищ, не люблю эти мёртвые города…

Лучше простимся со Старым Крымом стихами Юлии Друниной.

Куры, яблони, белые хаты -
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?

Современнику кажется странным,
Что когда-то, в былые года,
Здесь бессчетные шли караваны,
Золотая гуляла Орда.

Воспевали тот город поэты,
И с Багдадом соперничал он.
Где же храмы, дворцы, минареты? -
Погрузились в истории сон...

Куры, вишни, славянские лица,
Скромность белых украинских хат.
Где ж ты, ханов надменных столица -
Неприступный и пышный Солхат?

Где ты, где ты? - ответа не слышу.
За веками проходят века.
Так над степью и над Агармышем
Равнодушно плывут облака...

На вечернем автобусе мы ехали в Симферополь, на вокзал. Позади были Феодосия, Керчь и Старый Крым.

Последние теплые дни года. Яркая желто-зеленая листва напоминала о недавно закончившемся лете и грядущих холодах. Хотелось кожей запомнить это ощущение, когда природа окутывает тебя нежностью, спокойствием и умиротворением…

Старый Крым

Previous post Next post
Up