Перед тем, как отправляться в путешествие по пещерным городам, следует разобраться, откуда же они появились, кому и для чего эти города-крепости были нужны. Большинство исследователей сходятся во мнении, что возникновение наиболее известных пещерных городов произошло в VI веке, в эпоху правления византийского императора Юстиниана I. Византийская империя имела вдоль южного берега Крыма свои поселения, самым крупным из которых был Херсонес. А на остальной, степной, части полуострова гуляли различные кочевые племена. Вот для защиты своих прибрежных поселений от вторжений степовиков империя и построила крепости на горных плато. Союзниками Византии в горных районах Крыма были ранее ассимилировавшиеся здесь готы и аланы.
А теперь - немного из истории Чуфут-Кале. На этом плато и в ближайших к нему долинах люди жили с того же VI столетия. Известно, что в XIV веке это была уже татарская крепость под названием Кырк-Ор - сорок замков. (Знакомые сочетания звуков наводят на мысль, что предки Филиппа Киркорова были родом из Кырк-Ора)
Расцвет поселения происходит в XV веке, когда сюда из
Старого Крыма переносится ставка Хаджи-Девлет-Гирея - правителя отделившегося от Золотой Орды Крымского ханства. В это время в Кырк-Оре, кроме татар-мусульман жили и христиане, и армяне, и караимы-иудеи.
После переноса столицы ханства в соседний Бахчисарай, в течение XVI - XVII столетий сначала татары, а затем и армяне покидают Кырк-Ор. В городе остается жить только караимская община, и он получает имя Чуфут-Кале - иудейская крепость. Караимы занимались торговлей и ремеслами. Торговали они, в основном, в Бахчисарае, но ночевать им там категорически запрещалось. В 1731 году в Чуфут-Кале была основана первая в Крыму типография. В конце XVIII века, после завоевания Крыма Российской империей караимов выселили с прибрежных территорий, в частности, в
Евпаторию. По указу Екатерины II караимам, в отличие от талмудистов, разрешалось приобретать недвижимость, получать офицерские звания и проживать на всей территории России.
Итак, из
Бахчисарая на старой колымаге нашего гида мы поехали в расположенный рядом Чуфут-Кале. Но не традиционным экскурсионным маршрутом - мимо Успенского монастыря, а потом пешком вверх к городу, а с подъемом на машине прямо на плато с восточной стороны.
По накатанной грунтовке, переваливаясь по камням и корням, мы забрались на самый верх, вышли из машины и обомлели - отсюда открылись фантастические пнорамы. Ниже - осенние виды на долину Ашлама-Дере.
Мы стояли перед Восточными (Большими) воротами в Чуфут-Кале. Обычно туристы попадают в город с противоположной стороны - через Южные (Малые или Тайные) ворота, потому что вход с восточной стороны традиционно закрыт. Но теперь у Восточных ворот висит табличка с номером мобильного телефона охраны. Мы позвонили - и минут через 10 нас впустили в «мёртвый город».
А пока ждали охранника, мы осмотрелись и увидели вдоль оборонной стены остатки глубокого рва, большой резервуар для хранения дождевой воды и дорогу, уходящую в Иосафатову долину к старинному караимскому кладбищу (но нам туда не надо!).
Войдя в Восточные ворота, попадаем на главную улицу Нового города. За столетия деревянные колёса повозок вместе с дождем и ветром выбили в каменном плато колею глубиною до полуметра!
В лучшие времена (в XVIII веке) в Чуфут-Кале насчитывалось более 500 усадеб, сейчас же в жилом состоянии существует лишь одна - усадьба Абрама Фирковича (1786 - 1874) - просветителя и исследователя культуры и религии караимов. Фиркович родился на Волыни, в Луцке, в семье караимов, переселившихся сюда ещё во времена Великого литовского князя Витовта (я писал об этом в
заметке о Луцке).
А сделано это фото с фундамента дворца, который построили караимы в 1896 году для проживания в Чуфут-Кале членов царской семьи. Однако в 1930 году дворец был разрушен.
В усадьбе Фирковича работает небольшой исторический музей, а гостеприимные хозяева могут угостить вас вкуснейшими пирожками и женьшеневой настойкой "Чапраксы".
Расслабленные целительной влагой ноги дальше идти не хотели… Но солнце неумолимо склонялось к горизонту, а нам ещё нужно было попасть к Южным воротам и в загадочный колодец.
От усадьбы Фирковича открывается хороший вид на южный вход в Чуфут-Кале.
На горизонте виднеется Бахчисарай. Светлое пятно в центре - площадка перед входом в осадный колодец. Дорожка, уходящая вправо - к южным воротам.
Пройдя через Средние ворота, мы попадаем в Старый город. Это - территория древнего центра города. До XVI века в Старом городе жили «коренные жители» - татары, а караимы ютились за городской стеной. Когда же татары переселились в Бахчисарай, и город «достался в наследство» караимам, то они обнесли своё традиционное место проживания новыми стенами с Восточными воротами, увеличив тем самым площадь Чуфут-Кале.
На площади перед Средними воротами сходятся три улицы.
А вот в углу, образуемом двумя высокими стенами, видны Южные ворота. Мы спускаемся и выходим за территорию города, представляя себя путниками, долго поднимавшимися в гору и теперь ждущими разрешения войти.
Перед нами - скалы с огромными открытыми пещерами, служившими ранее то ли монастырем, то ли просто жилищами.
Мы спускаемся немного ниже, чтобы посмотреть на потайной колодец. О том, что в этих местах находился древний, очень глубокий колодец было известно, но откопали и расчистили его совсем недавно - в 2002 году. При этом даже нашли клад - в глиняном горшке находилось 4 тысячи серебряных монет генуэзской чеканки и 30 венецианских золотых дукатов.
Спускались мы в колодец довольно долго. Минут 10 шли сначала по наклонной галерее, а потом и по винтовой лестнице в круглой шахте. На дне оказалось совсем мало воды, но в лучшие свои времена колодец наполнялся водой на несколько метров.
Когда мы запыхавшиеся вышли из галереи колодца на свет, солнце уже окрасило древние стены в красный.
Мы вернулись в город по узкой брусчатке, с обеих сторон зажатые высокими стенами, а впереди нас встречали многоярусные пещеры, в которых в военное время могли находиться лучники.
На обратном пути заходим во двор, где расположены караимские молитвенные дома: Большая и Малая кенасы.
Согласно традициям, мужчины входили в кенасы с главного хода, располагаясь в центральном зале. Женщины не должны были мешать мужчинам общаться с Богом, поэтому они могли находиться только на неприметном балкончике второго этажа, попадая туда с обратной стороны стены, т.е. не появляясь во дворе.
Держа обратный путь к Средним воротам, подходим к мавзолею Джанике-ханым - одной из визитных карточек Чуфут-Кале. Он был построен в середине XV века для (как написано на мраморном надгробии) великой государыни.
Романтические легенды рассказывают душещипательные истории о молодой девушке, бросившейся со скалы ради своей любви.
На самом же деле, Джанике-ханым умерла в 1437 году в возрасте 55 лет. Будучи дочерью могущественного золотоордынского хана Тохтамыша, она владела крепостью Кырк-Ор и предоставила здесь убежище мятежному Хаджи-Гирею. Последний, заваевав независимость Крыма от Золотой Орды, в память о Джанике установил эту гробницу.
Проходим вдоль северной кромки плато в многочисленные пещеры, служившие в качестве хозяйственных помещений. Из проёмов в камнях видна стоящая вдалеке наша машина, остатки восточной стены и прорубленные в камнях квадратные окна знаменитых тюремных казематов (на фото - справа).
В разное время здесь содержались самые известные пленники крымского хана: опричник Василий Грязной, польский гетман Станислав Потоцкий, попавший в плен под Корсунем в 1648 году, князь Ромодановский. Дольше всего - 21 год - в этом каменном мешке томился воевода Василий Шереметьев, проигравший в 1660 году битву под Чудновым польско-татарским войскам. 20 лет Москва вела переговоры о выкупе своего военачальника, но татары и московиты никак не могли сойтись в цене. «Кандалы на мне больше полпуда, четыре года я беспрестанно заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, и от кандалов обезножел, да и голоден» - писал знаменитый пленник царю Алексею Михайловичу. Когда же Шереметьев всё же был выкуплен, он не прожил на свободе и полугода…
Сегодня наш поход окончен, мы возвращаемся в Бахчисарай. Ведь завтра нам нужно раньше встать, чтобы за день успеть и в
Мангуп, и в
Эски-Кермен.