Осенняя Бессарабия. часть 1. Вилково - в километре от Европы

Feb 01, 2010 17:09


После перерыва, связанного с «горячим» описанием новогодних путешествий в Карпаты и на Буковину (см. 5 предыдущих заметок), возвращаюсь к повествованию о наших осенних поездках. Ну, а куда же ехать осенью, как не на юг - пытаться остановить лето, перед холодной и нудной зимой впитать в себя побольше солнца. Потому мы и наметили себе таких два путешествия солнцепоклонников: по юго-западной Украине (Вилково - Одесса - Белгород-Днестровский) и по восточному Крыму ( Феодосия - Керчь - Старый Крым).

Начинаем с середины сентября, с Бессарабии (конечно, Одессу неправильно относить к Бессарабии, но Южной Пальмиры будет немного, да и звучит так романтичней).

Побывать в Вилково я планировал давно - уж больно притягательной была попадавшаяся на глаза информация о загадочной «украинской Венеции». В Италии я был, Венецию видел. Хотелось сравнить…А найдёте ли разницу Вы? Для этого я вставил в заметку пару фотографий из итальянской Венеции.

Немного о Затоке
Поскольку от Одессы до Вилково более 200 км (т.е. свыше 3 часов езды на машине), базой в этой поездке мы выбрали Затоку. Она расположена примерно в центре нашего маршрута, и в середине сентября здесь уже практически нет людей.

Дорогу Киев-Одесса описывать смысла нет, а вот об особенностях попадания в Затоку расскажу.
Итак, на подъезде к Одессе будет много мостовых развязок, пересекающих трассу. Почти все они ещё не достроены - Кирпа умер, поэтому стройка века продолжается… Но вот появится «работающая» развязка: налево пойдёшь - в Николаев и Херсон попадёшь, направо пойдёшь - в Белгород-Днестровский. Там мы и сворачиваем направо, и километров через 5 снова оказываемся на большой круговой развязке. Отсюда есть 4 выезда: первый направо - на Кишинёв, второй направо - на Измаил, Вилково, Болград, Килию и Белгород-Днестровский (заезжать в него с севера быстрее, чем с юга через Затоку), третий по кругу - на Затоку и Ильичёвск, и последний - въезд в Одессу со стороны «7-го километра». Отсчитываем третий поворот направо и ныряем туда.
Несмотря на то, что движение здесь довольно активное (а летом - суперактивное!), состояние дорожного покрытия - более-менее. Поэтому примерно через час, оставив справа Овидиополь, а слева - Каролино-Бугаз, оказываемся на длинной узкой улице, идущей вдоль моря и железной дороги. Вот уже и Затока.

Этот курортный посёлок разделён на три больших района: Лиманский, Солнечный и Центральный - согласно названиям железнодорожных станций, к которым они прилегают. Лиманский - до моста через Днестровский лиман, Центральный - после моста, а вот чтобы попасть к базам Солнечного района, нужно проехать по мосту в одну сторону (лиман - справа, море - слева), переехать ж/д пути, развернуться, проехать по мосту через лиман в обратную сторону  и уже там свернуть направо к морю.

Отдыхающих в середине сентября почти нет, но и базы отдыха тоже позакрывались. По-видимому, не выгодно содержать обслуживающий персонал, когда всех курортников как волной смыло ещё в последних числах августа. Но несколько новых (вернее, заново отстроенных) баз размещения в эти дни всё же работало, и мы остановились в пансионате «Изумруд». Здесь все номера имеют одну полностью стеклянную стену и балконы, обращённые к морю.


Вдоль береговой линии уже дул прохладный ветер, на пляже людей почти не было, но море ещё было достаточно тёплым даже для предпочитающих отдыхать на южном берегу Крыма.


Осенью найти в Затоке место, чтобы поставить машину или даже автобус, труда не составляло. Но вот летом, когда сюда приезжают люди на своих автомобилях, припарковаться практически невозможно: улочки очень узкие, а мест для автостоянок почти нет, т.к. вся земля разобрана под жильё.

Наконец-то, Вилково.
Чтобы добраться до Вилково нужно ехать по трассе Одесса-Измаил и в селе Спасское свернуть налево - далее указатели до места назначения доведут.
Однако дорога здесь становится ощутимо хуже. Но не стОит ругать дорожные службы раньше времени - это ещё цветочки! Последние километров 30 до Вилково (начиная где-то от Приморского) вместо дороги будут сплошные ямы, между которыми вам придётся маневрировать, как на минном поле. Похоже, что эта территория уже относится к Дунайскому биосферному заповеднику, у которого нет средств на ремонт дорожного покрытия. С ужасом и стыдом смотришь на большие туристические «Неопланы», которые, переваливаясь с бока на бок, еле ползут последние несколько десятков километров до разрекламированной «украинской Венеции». Насколько это - Венеция, мы посмотрим позже, но то, что она украинская - видно уже на подъезде к ней.  Поэтому заложите в свои временные расчёты минимум 1 час для преодоления этих финишных 30 километров.


С появлением указателя «Вилково» под колёсами появляется и свежий асфальт - городок не входит в состав заповедника.


Вилково было образовано в XVIIII веке как поселение диссидентов. В 1746 году здесь, на границе Российской империи, в Дунайских плавнях, скрывались от преследований властей староверы, потом от российских царей подальше бежали донские и запорожские казаки. Селились они на островах, созданных несколькими рукавами Дуная (называемых здесь «гырлами»): Белгородским, Очаковским, Анкудиновым и Старостамбульским. Для того чтобы иметь под ногами более-менее твёрдую почву, а не затопляемые каждую весну плавни, переселенцам пришлось заняться мелиорацией. Они перекопали свои острова каналами, в результате чего уровень воды понизился, и появились места для постройки домов и ведения хозяйства.

Первоначально люди селились между Белгородским и Очаковским устьями (сейчас это называется «старым городом») и с противоположного берега Очаковского гырла - на островах Очаковский и Анкудинов. Со временем городок стал расти в сторону материка, и сегодня от прежних поселений осталось всего несколько домов староверов на Анкудиновом острове. Желания людей жить с бОльшим комфортом понятны - ведь на островах нет ни газа, ни электричества. Сегодня основная часть Вилково расположена на твёрдой земле, по городку ездят машины, скутеры и даже большие автобусы.

Сюда, в своё широченное устье, Дунай сносит тонны осадков со всей Европы, где и оставляет их перед тем, как слиться с Чёрным морем. Поэтому с каждым годом острова становятся больше, море уходит дальше, а каналы между домами мелеют.



Но мелеют не только узкие ерики (так называются эти каналы), но и сами устья Дуная. Поэтому и Украина, и Румыния поочередно углубляют свои участки реки. Румыния в своё время построила дамбу, направив больше течения в свои вОды - в Украине обмелело, и она, естественно, возмутилась. Затем Украина углубила дно Новостамбульского гырла - туда пошло больше воды, румынам не понравилось. Снова Румыния углубляет свои, чисто румынские, рукава Дуная и сбрасывает песок в общее Килийское русло - Украина делает заявления в Европу…

Сравнение Вилково с итальянской Венецией возникло где-то в 60-70-х годах прошлого века. Тогда каналы (их тут называют ериками) были намного шире и полноводнее, а население - не такое требовательное к уровню жизни.


Да и вообще, в то время в соседней социалистической Румынии мало кто бывал, а что касается Венеции, то её знали лишь по фотографиям в журналах.

Сегодня население Вилково живёт довольно бедно. Основными занятиями являются рыболовля (помните советский деликатес - дунайскую селёдку?), выращивание ранней, но очень крупной клубники, груш, яблок, и винограда местного сорта «новак». А в последнее время здесь появился новый вид бизнеса - заготовка и отправка на экспорт камыша. Да, да, сейчас в Европе модны крыши из экологически чистых материалов. Местные жители с момента поселения здесь строили свои дома из камыша, обмазанного глиной - такие жилища получаются теплыми и лёгкими. Рассказывают, что даже сейчас камышовые дома периодически поднимают, подсыпают фундамент и ставят обратно на место.



И ещё один секрет вилковчан. Их огороды образованы из ила, приносимого сюда Дунаем. Когда каналы только прорывались, то плодородный ил со дна реки складывали рядом на землю - таким образом и грунт становился выше, и земля давала лучшие урожаи. Вот и теперь в период спада воды в ериках (чаще всего осенью) отдельный канал перекрывают и выгребают из него ил, удобряя тем самым огороды.

Кстати об огородах. У многих вилковчан огороды находятся не только рядом с домом, но и на соседних островах. Так вот туда можно добраться только на лодке.



Ну, а теперь пройдёмся по городку. Как только вы въедете сюда, то за небольшим мостом попадёте на оживлённый перекрёсток. Здесь в выходные дни идёт бойкая торговля, и всё заставлено машинами. Повернув на перекрёстке направо, можно попасть к Дунаю, к морскому порту (так торжественно и громко называется обычный бетонный причал), откуда обычно отправляются туристы в путешествия на плавсредствах.
Но мы там будем немного позже. А пока обратим внимание на один из православных храмов. Другой храм находится прямо по улице, по которой мы въехали в Вилково, за ним уже начинаются дома на каналах. 

 

Здесь же стоят уже давно забытые памятники из 1960-х годов: мужественному рыбаку и Владимиру Ильичу. Памятники свежепокрашены серебряной краской, а под Лениным даже недавно сделана подпись на украинском языке, кто же это такой.

 

Конечно, самым необычным в Вилково являются его каналы и мостовые. Каналы, созданные природой, т.е. между островами, конечно, широки и глубоки. А вот рукотворные ерики имеют ширину всего в несколько метров и достаточно неглубоки - метра полтора. Осенью, когда воды в Дунае меньше всего, то и каналы эти сильно обмеливают.


От домов до воды несколько метров обычного грунта, по которому можно спокойно передвигаться. Но вот когда весна и паводок, то вода поднимается, выходит из берегов и заливает всё пространство между участками. Так вот, для того, чтобы ходить от дома к дому, и сделаны деревянные тротуары. Это - две доски, которые держатся на вбитых в землю деревянных сваях и подняты над поверхностью земли примерно на полметра. Местные жители с детства учатся так искусно балансировать при ходьбе по этим узким тротуарам, что как анекдот рассказывают, будто пьяный вилковчанин шатается не влево-вправо, а вперёд-назад.

 

А берега ериков соединяются между собой деревянными мостиками. Под некоторыми мостиками можно проплыть на лодке, не пригибаясь.


А под некоторыми - только лёжа.


Как видим, фраза о том, что «в Вилково единственным средством передвижения являются только лодки», кочующая по путеводителям и турсайтам, является полной дезинформацией. Сегодня лодки используются для перевозки грузов, для поездок на соседний остров «на дачу» и для ловли рыбы,. А чтобы в гости к соседям сходить - для этого есть мостики и деревянные тротуары.

 


Но, несмотря на это, всё равно, в каждом доме лодка есть.
 

В Вилково лодок очень много и стоят они буквально под каждым кустом!

 

Туристический маршрут по кварталам старого города выводит нас к большому каналу, перекрытому каменным мостом (предполагаю, что это Белгородское гырло).

Это одна из бойких точек, где встречаются туристы и местные жители-проводники. Лодочки поменьше швартуются здесь, а суда побольше отправляются на экскурсии с морского вокзала. Вот туда мы сейчас и направимся... 




На большой площади перед причалом в теплые дни толпятся группы туристов. Здесь их встречает памятник липованам - первым переселенцам и основателям этого городка (фотография осанистого мужичины с окладистой бородой и большим крестом уже была в начале рассказа).

А за памятником, сквозь ивовые заросли уже виден Дунай! Это и есть основное его русло. На противоположном берегу - Румыния, Европейский Союз. Нас отделяет от Европы не больше километра дунайской воды…


Сейчас нам предстоит путешествие к так называемому «нулевому километру», в одно из устий, через которое Дунай впадает в Черное море. От морвокзала мы поплывём по Анкудиновскому руслу до «начала» Дуная, в залив Отножный кут (см. карту в начале заметки). Почему слово «начало» взято в кавычки? Потому что все реки начинают измерять от тех мест, где они зарождаются, т.е. от истоков. И только Дунай имеет своё начало там, где он уже отдаёт свои воды морю. Похоже, что это просто такая фишка для туристов. Хоть и обман, но привлекательный.

Мы садимся на катер и отчаливаем. Отсюда, с воды, уже становится видна и самая старая старообрядческая церковь.


Весь берег закрывают заросли ив и камыша, между которыми то там, то тут припаркованы лодки.


А вот показался двухэтажный особнячок - пожалуй, это самое современное строение, которое мы увидели за время пребывания здесь.


Сворачиваем в Анкудиновское русло. Именно с этих мест начинался Посад Липованский, как раньше называлось Вилково. Справа, на острове Анкудинов ещё осталась парочка домов староверов, а напротив, на Очаковском острове нас встречают две иконы, стоящие прямо под открытым небом.


А дальше, вдоль берега расположены дачи-огороды вилковчан. Нет, это не Конча-Заспа! Здесь домики крохотные, обмазанные глиной.


Вот одно из капитальных сооружений.


А это его хозяева с недоверием смотрят на гудящий и чадящий пароходик.


А это - чья-то скамейка для созерцания и размышлений.


Минут через двадцать нашего путешествия домики-мазанки уже перестают попадаться на глаза - мы всё больше углубляемся в дикую природу Дунайского биосферного заповедника.

Продолжение нашего путешествия будет описано в следующей заметке.

Дунай, Затока, Вилково

Previous post Next post
Up