Из недавно прочитанного. Чарльз Монтгомери - «Счастливый город». Часть 3.

Jun 20, 2020 14:50


«Счастливый город». Часть 1.
«Счастливый город». Часть 2.
«Счастливый город». Часть 4.

Эмоциональный аспект

"К сожалению, некоторые из самых популярных мер, направленных на снижение опасности на дорогах, привели к прямо противоположному эффекту. Много десятилетий проектировщики дорог выбирали строгое разделение пешеходных и автомобильных зон, исключение помех на пути автомобилистов и расширение дорожного полотна. Они руководствовались непреложной истиной: широкие, свободные дороги повышают уровень безопасности. Это убеждение основано на том, что аварии будут происходить реже, если расположить потенциальные препятствия дальше. Иными словами, фокус делался на дорогом, но поверхностном и простом решении.

Сегодня мы расхлебываем неожиданные последствия мер, которые когда-то казались очевидными. Процесс удаления пешеходов и других препятствий с городских дорог, начавшийся как инициатива движения Motordom в 1920-е годы, сделал дороги еще опаснее. Проблема в том, что простое решение не учитывало сложную психологию поведения за рулем. Оградив пешеходов заборами, барьерами, переходами, проектировщики по сути дали автомобилистам сигнал, что теперь можно «жать на газ». Исследования показывают, что большинство водителей при выборе скоростного режима руководствуются не законодательными ограничениями, а своими ощущениями по поводу безопасности дороги. Мы едем настолько быстро, насколько нам позволяют проектировщики. Что в итоге: в четыре раза больше пешеходов погибает в ДТП на просторных улицах пригородов, чем на узких городских, поскольку из-за ширины улиц водители считают движение на высокой скорости более безопасным. Пешеходов убивает не просто столкновение, а столкновение на высокой скорости. Вероятность смертельного исхода в десять раз выше, если пешехода сбивает автомобиль, двигающийся со скоростью 50 км/ч, чем со скоростью 40 км/ч. Стоит добавить припаркованные автомобили или деревья на разделительной полосе, - то, что когда-то считалось опасным, - и скорость замедляется. А если вернуть все существовавшие когда-то «помехи», включая множество пешеходов, водители становятся настолько внимательными, что число ДТП с летальным исходом резко снижается (я вернусь к этому вопросу в главе 9).

Еще одна серьезная ошибка вызвана благим намерением защитить жителей от очевидной угрозы - пожара. До Второй мировой войны ширина улиц в жилых кварталах городов США и Канады не превышала 9 м. Если по обеим сторонам дороги были припаркованы машины, два автомобиля, движущиеся навстречу друг другу, едва могли разъехаться. Это оказалось неприемлемым, особенно для аварийных служб. Если и обычные автомобили с трудом лавировали на узких улочках, можно в красках представить себе трагедию, которая произойдет, если пожарная машина не сможет подъехать к горящему дому. Проектировщики дорог представили себе именно это: языки пламени, дым, детей, попавших в ловушку на верхнем этаже дома. Такие образы привлекают внимание и формируют решения. С 1950-х годов ширина дорожного полотна увеличивалась, а параллельно росла смертность пешеходов в результате ДТП. Сегодня, когда ширина улиц во многих жилых районах достигла 12 м, ученые выяснили, что эта попытка обезопасить людей от очевидного риска привела к множеству других трагических эпизодов. На новых улицах водители едут быстрее, и смертность пешеходов в результате ДТП в четыре раза выше, чем на старых узких улицах.



На таких дорогах в пригородах, как слева, происходит больше ДТП, так как водители едут быстрее, раз условия это позволяют. (Фото слева - Джон Мичлиг, фото справа - Марк Кент) По иронии судьбы, на ситуацию с возгораниями эти дороги, словно специально созданные для пожарных машин, не повлияли. Число людей, погибающих от огня на новых, широких улицах пригородов, примерно сопоставимо с числом жертв при пожарах на старых, узких улицах. Объяснение таково: широкие улицы пригородов и огромные парковочные пространства занимают столько места, что невозможно построить рядом пожарную часть и у пожарных машин уходит больше времени на дорогу."

В будущем больше всего смущает его непохожесть на настоящее

"Сильнее всего повлияла на формирование городского пространства когнитивная ошибка, известная как «презентизм»: взгляд на прошлое и будущее определяется тем, что человек видит и чувствует в настоящем. Как правило, это выражается в предположениях, будто наш образ мышления и действий не изменится со временем."

"В регионе [Атланта] сложилась классическая ситуация, которую транспортные эксперты определяют термином «порожденный дорожный трафик»: на новых автострадах неизбежно появляются сотни тысяч автомобилей с новичками за рулем. Они едут в новые пригороды, что стало возможно благодаря увеличению пропускной способности дорог. В результате новые пробки возникают быстрее, чем автовладельцы успевают погасить свои кредиты. Насколько скоро в среднем новые городские автодороги перестают справляться с требованиями? Через 5-6 лет. Сегодня, несмотря на то, что на многих участках «Периметр» расширен до 12 полос, там есть пробки в часы пик.

Трагедия в том, что города во всем мире строят еще больше дорог, и возникает еще больше пробок. В Китае, где с 2000 г. проложили 113 000 км дорог вдобавок к преимущественно городским скоростным автомагистралям, число заторов резко выросло. Сегодня в Пекине среднее время в пути от работы до дома примерно два часа, что обходится городу почти в 11 млрд долларов в год.
Что в итоге? Водители, которые когда-то мечтали об увеличении числа полос для избавления от заторов, по-прежнему томятся в пробках. Скорее всего, они не думают о тщетности этого подхода и снова мечтают о расширении дорог для решения проблемы."

Размышления о кризисе

"Личные и коллективные ошибки в суждениях, о которых шла речь выше, прискорбны, но тривиальны. По крайней мере в сравнении с опасностью когнитивных блоков, не позволяющих осознать взаимосвязь между образом жизни в городах и рисками для планеты и человека как биологического вида.
Если вас мало волнуют проблемы окружающей среды или качество жизни потомков, переходите к следующей главе . Ничего не изменится. Но помните, что инновации в организации городского пространства, которые я предложу позже для повышения уровня счастья, также способны спасти мир."

"Логичным ответом на эти взаимосвязанные кризисы было бы изменение личного и коллективного поведения, чтобы предотвратить катастрофу. Необходимо снизить потребление энергии и ресурсов, передвигаться более эффективно и на меньшие расстояния. Мы должны жить ближе друг к другу и использовать общее пространство, собирать и хранить впечатления, а не предметы.
К сожалению, даже зная об этих угрозах, правительства большинства стран, власти городов и многие жители планеты не ищут разумный подход к изменению образа жизни."

Глава 6. Как быть ближе

"Поначалу задача вроде бы ясна: если мы стремимся избежать рассредоточения, места с высокой плотностью населения удовлетворят наши психологические потребности лучше, чем пригороды. Они будут подпитывать нас силой, энергией и радостью. Но всё не так просто, ведь и человек - создание сложное. Он постоянно разрывается между противоречивыми желаниями. Его одновременно притягивают и отталкивают и близость, и изоляция. В чем-то наши потребности конфликтуют.

Человеку необходимо ощущать тепло и поддержку других, но при этом он не может обойтись без природы. Ему важна связь с себе подобными - и нужно бывать в одиночестве. Ему удобно, когда всё, что нужно для жизни, есть поблизости, но платой за это может стать повышение плотности населения и чрезмерная нагрузка на нервную систему. Мы не решим проблему организации счастливой жизни в городе, пока не поймем действие этих конфликтующих сил и не признаем конфликт между ними. Какое личное пространство нужно человеку? Сколько времени он должен проводить на природе? Есть ли форматы, сочетающие преимущества пригородов с достоинствами городов? Доказано: чтобы стать друг другу ближе, нужно друг от друга немного отдалиться, а еще нам необходимо чуть больше природы, но не слишком много и не той, о которой вы наверняка подумали."

Часть I. Польза природы

"Пациентам больниц, которые имеют возможность видеть природу, нужно меньше обезболивающих, они идут на поправку быстрее, чем те, кто наблюдает только кирпичные стены. Полезны даже изображения природы. У пациентов после операции на сердце ниже уровень тревожности и они меньше жалуются на боль, если у них в палате есть изображения деревьев, воды или леса, а не абстракции. Пациенты стоматологической клиники испытывали меньше стресса, когда на стене в комнате ожидания висели пейзажи. Ученики демонстрировали более высокие результаты тестирования, если у них была возможность видеть природу. Изображения природы в городах рекомендуется размещать там, где высок уровень стресса. Когда архитекторы добавили пейзаж с красивым лугом в зоне регистрации тюрьмы округа Сонома в Санта-Розе, у охранников улучшились концентрация и память."

"Все эти данные подтверждают идею Эдварда Уилсона, которую он назвал «биофилией»: человек генетически воспринимает определенные виды природы как успокаивающие и умиротворяющие. В одной из теорий, объясняющих влияние природы на человека, учитывается, как тот обращает внимание на окружающую среду. По утверждению биологов Стивена и Рейчел Каплан, человек воспринимает окружение двумя способами: сознательно и неосознанно. Первый вариант наблюдается, когда человек решает какую-то проблему, идя по улице. Это требует сосредоточенности и энергии и выматывает. После того как люди проведут некоторое время на шумной городской улице, им сложнее сконцентрироваться и что-то запомнить. Но в мире, созданном людьми, очень много стимулов, и человек вынужден постоянно решать, на что обратить внимание: подъезжающий автобус, открывающуюся дверь, мигающий светофор, - а что пропустить - например, рекламный щит с предложением липосакции. Неосознанное внимание к природе не требует усилий, оно похоже на мечты или песню, звучащую в голове. Человек может не осознавать, как он на что-то обратил внимание, но это помогает ему восстановить энергию и даже меняет его."

Социальная жизнь пож кронами деревьев

"Я не преувеличиваю, когда говорю «меняет». В середине 1990-х годов экопсихологи Фрэнсис Минг Куо и Уильям Салливан прогуливались в районе Домов Иды Б. Уэллс в Чикаго, сектора малоэтажного социального жилья. Их поразил очевидный контраст между дворами домов. Одни представляли собой голые бетонные площадки, на других росли трава и деревья. Бетонные дворы всегда пустовали. В «зеленых», хотя они выглядели чуть неухоженно, кипела жизнь: там сидели женщины и лущили горох, играли дети. «Они казались живыми, как гостиные в домах, - вспоминает Куо. - Ого! Мы подумали, что это может быть важно». /../ Она обнаружила четкую разницу между группами жителей, наблюдавших из окон природу и «каменные джунгли». «Люди из второй группы психологически менее устойчивы, им сложнее контролировать свои эмоции. Они могут сорваться на крик и даже распустить руки», - рассказывала Куо. Они чаще кричали на детей. Когда исследователи начали анализировать полицейские сводки, то обнаружили много веских доказательств связи между отсутствием растительности во дворах и уровнем преступности. В зданиях, из окон которых можно было видеть траву и деревья, совершалось вдвое меньше преступлений, чем в тех, окна которых выходили на бетонные дворы. Чем менее «зеленым» был район, тем больше там отмечалось разбоев, грабежей, убийств. Это удивительно, учитывая, что, по словам криминологов, кусты и деревья - удобное прикрытие для противоправных действий.

Изучив проекты социальных жилых комплексов в Чикаго, исследователи пришли к выводу, что растительность во дворах влияет на эмоциональное состояние и социальную жизнь. Люди в более «зеленом» дворе (слева) счастливее, дружелюбнее и менее склонны к насилию, чем жители «бетонного» двора (справа), хотя в обоих случаях состояние домов неудовлетворительное. (У. Салливан) Фрэнсис Куо сделала вывод, что недостаток зелени не только ведет к ухудшению здоровья, но и опасен. Отчасти дело в том, что люди испытывают больше агрессии, отчасти в том, что многие жители покинули дома с пустыми дворами и там не осталось бдительных соседей, с которыми можно чувствовать себя в безопасности. Заключения Куо помогли установить четкую взаимосвязь между природой, благополучием и поведением людей. Кроме того, она обнаружила социальную связь. Люди в «зеленых» районах знали больше соседей, считали их более дружелюбными и отзывчивыми, чаще общались, ощущали принадлежность к своему району."

"Природа не только положительно влияет на нас, но и пробуждает хорошее."

Ловушка саванны

"Большинство выбирают пейзаж, напоминающий саванну: открытое пространство, невысокая трава или растительность, деревья, стоящие отдельно или небольшими группами. Коллективные предпочтения выражаются четко: при наличии вариантов люди выбирают деревья с короткими стволами, многоуровневой системой ветвей и широкой кроной.

Очевидно, именно такой тип деревьев и ландшафта тысячелетиями помогал выживать нашим далеким предкам, даже в ту эпоху, когда мозг человека эволюционировал быстрее, чем у любого другого животного. По утверждению эволюционных биологов, склонность к такому ландшафту у человека заложена генетически. Английский географ Джей Эпплтон уверен, что большинство людей по-прежнему подсознательно оценивают местность на предмет угроз и возможностей и качества ресурсов. Людям нравятся открытые пространства, при этом им хочется чувствовать себя в безопасности; эти ценности Эпплтон назвал обзор и убежище."

Эволюция идеального ландшафта

"Оказывается, парадокс счастья - различия между тем, что мы выбираем, и что для нас хорошо, - касается даже ландшафта.
По словам биолога Ричарда Фуллера, есть большая разница между ландшафтом, который человек выбирает, и тем, в котором ему было бы лучше. Фуллер с коллегами провели серию опросов среди посетителей парков в английском Шеффилде. Результаты показали, что современные попытки воспроизводить ландшафт саванны могут быть ошибкой. Посетители чувствовали себя лучше, когда гуляли по парку, где было много разных деревьев и птиц, а не только лужайки с редкими группами деревьев. Чем более «беспорядочен» и разнообразен пейзаж, тем лучше. Исследования эстетической ценности биоразнообразия только начались, но уже позволяют предположить, что пустые лужайки и одинокие деревья - необходимый минимум для мозга, истосковавшегося по природе. Лучше, чем ничего, но их явно недостаточно.
Логично, что разнообразные, сложные экосистемы и ландшафты приносят больше психологической пользы, чем подстриженные газоны. Ведь в первом случае у человека отмечается высокий уровень неосознанного внимания, что действует успокаивающе."

Урбанизм на основе природных видов

«Люди изучают результаты моих исследований и делают вывод, что нужно уезжать в пригород. Они думают: газоны, низкая плотность населения, отдельные дома, - говорит Фрэнсис Куо. - Но это только часть истории! Если посмотреть на многочисленные исследования о влиянии природы на человека, становится понятна ее важность». При этом Куо утверждает, что для здоровой жизни важно не столько количество, сколько частота общения с природой. Так что проблема сводится к тому, чтобы добавить разнообразия форм жизни в места с высокой плотностью населения. Один из знаковых экспериментов был проведен в моем родном городе. В последние 30 лет в канадском Ванкувере шел процесс возвращения жителей в город, прямо противоположный переезду в пригороды предшествовавших 50 лет. Эксперимент начался в 1970-е годы, когда граждане выступили против плана оплести город лентами скоростных автомагистралей. Благодаря этому Ванкувер стал единственным мегаполисом Северной Америки без единой трассы через центр. С этого момента город стабильно пресекал любые попытки увеличить дорожное пространство для автомобилей [230] . Кроме того, Ванкувер с разных сторон окружен океаном, горной системой, резервными землями сельскохозяйственного назначения, что ограничивает рост пригородов. Эти обстоятельства вместе с устойчивым потоком мигрантов стимулировали строительный бум, который не прекратился даже тогда, когда в других городах Северной Америки отрасль недвижимости переживала не лучшие времена.

230 - В Ванкувере делается всё, чтобы замедлить скорость дорожного движения: ежегодно устанавливаются десятки новых пешеходных переходов и светофоров."

Небольшие порции

"Никто не отрицает преимуществ больших «зеленых» пространств и природных территорий. Но если механически сложить площади всех городских парков, это мало что скажет о потребности горожан в природе. Например, в центральном Лондоне на человека приходится 27 м 2 «зеленого» пространства, почти на треть больше, чем в Ванкувере. Но Ванкувер воспринимается как гораздо более «зеленый» город благодаря эффекту близкого расположения. Возьмем, например, Центральный парк в Нью-Йорке. Я опросил несколько десятков жителей города в лаборатории BMW Guggenheim в Нижнем Манхэттене, и оказалось, что ни один из них не был в Центральном парке за предыдущую неделю. Возможно, они радовались, что парк есть, но им не было от него пользы, ведь они его не видели и не гуляли там. Я не умаляю достоинств великолепного парка и не обвиняю жителей Манхэттена в том, что они не стремятся увидеть Овечий луг. Но очевидно, что проблема масштаба и доступности существует. Одного крупного парка недостаточно. «Нельзя построить Центральный парк и считать миссию выполненной, - убеждена Фрэнсис Куо. - Природа должна быть привычной частью повседневной жизни». Чтобы жители Нью-Йорка ощущали пользу от природы, она должна быть органично вплетена в городское пространство. После наших неформальных экспериментов в лаборатории мы можем сообщить хорошие новости для людей, живущих далеко от крупных городских парков: даже небольшие «островки» природы в городе создают психологический эффект домино."

Зелёные островки

"В Сеуле снесли двухъярусную скоростную автомагистраль и вывели на поверхность из подземной трубы протекающий там ручей. Исчез дорожный трафик, а город получил ландшафтный парк прямо в центре.
Здесь вновь появились птицы, рыбы и насекомые, которых не было уже много лет. Благодаря новой скоростной системе автобусного сообщения исчезли автомобили, которые когда-то постоянно устраивали заторы на автомагистрали. Город словно обрел новую душу. Стоит ли удивляться, что мэра Ли Мён Бака позже выбрали президентом Южной Кореи.

Транспортная инфраструктура, вышедшая из применения, может стать отличной площадкой для модернизации. Возьмем, например, Хай-Лайн - парковую аллею в Манхэттене на высоте порядка 10 м от поверхности земли, разбитую на месте закрытой ветки надземной железной дороги. Первые участки парка железной нитью тянулись через 19 кварталов, и посетители видели тесный контакт городской и природной систем. С одной стороны, при прогулке по Хай-Лайн можно с высоты птичьего полета наблюдать за офисами, жилыми домами, любоваться со смотровых площадок на вечерний город, по которому вьется река автомобильных огней. При этом на расстоянии вытянутой руки находятся сотни видов растений и деревьев - от черемухи и ивы до ежевики и молинии, которые начали захватывать заброшенную железнодорожную ветку еще до того, как она стала парком. Это место словно приглашает остаться наедине с собой и забыть об условностях. Как-то теплым днем я присоединился к группе незнакомцев, которые сняли обувь и плескались в мелком прудике. С момента открытия этого парка урбанисты почти каждого города стремятся создать свой Хай-Лайн. Но каждый город уникален, уникальны и его возможности.

Так, власти Лос-Анджелеса работают над проектом по превращению бетонного канала реки Лос-Анджелес длиной 50 км в «изумрудное ожерелье» парков. В городе больше места для природы, чем кажется. Возьмем, например, Паддингтон-Централ - фешенебельный район со смешанной застройкой, втиснувшийся между лондонским железнодорожным узлом Паддингтон и автострадой Уэстуэй. Мы с командой обратились к владельцу этого участка компании British Land и привели доказательства благотворного влияния природы на горожан. Компания решила сделать участок «экспериментальной площадкой». Поскольку пространство было ограничено, они сократили дорожное полотно на узкой Кингдом-стрит, за счет этого расширили пешеходную часть, где высадили деревья и обустроили зеленые газоны. Бетонные стены превратились в вертикальные джунгли. Эти изменения пошли на пользу бизнесу. По результатам исследований, сотрудники, которые имеют возможность общаться с природой, не только более спокойны и здоровы, но и более продуктивны.

Новые исследования подходят к фактору доступности с другой стороны. Еще полезнее не просто любоваться природой, а, например, активно заниматься садоводством. По результатам экспериментов, бактерии, населяющие почву, стимулируют повышение уровня серотонина [239] и снижение тревожности у лабораторных мышей. Ученые предполагают, что схожий эффект может наблюдаться и у людей. Активное взаимодействие с природой оказывает и более благоприятный эффект, отчасти потому, что садоводство требует большей сосредоточенности, чем любование природой."

Часть II. Социальный инструмент

"Человек более терпим к другим, когда знает, что может уклониться от общения с ними. По результатам всемирных опросов, люди, живущие в густонаселенных районах, чувствуют себя гораздо лучше, если у них есть своя комната, где можно уединиться. Отмечается корреляция между уровнем счастья в обществе и числом комнат на душу населения: дело даже не в площади, а в возможности контролировать общение. Даже люди, живущие в густонаселенных домах, чувствуют себя хорошо, если могут свободно уйти в тихое общественное место. Мы всячески стараемся оградить себя от незнакомцев, например переезжая в пригород или добавляя системы безопасности в городских квартирах. К сожалению, эта привычка может лишить нас самого важного взаимодействия в жизни: не с незнакомцами, но и не с близкими.

Социолог Пегги Тоитс опросила несколько сотен мужчин и женщин об их социальных ролях в жизни - от основных, например роли супругов, родителей, сотрудников, до добровольных, например регулировщика пешеходного перехода через дорогу около школы. Она выяснила, что ни к чему не обязывающие отношения людей в добровольных группах, с соседями или даже людьми, которых они регулярно встречают на улице, способны повысить чувство самоуважения, ощущение профессионализма и физическое здоровье, то есть факторы идеального состояния, которое Кэрол Рифф назвала устойчивостью, или способностью процветать вопреки трудностям. Горькая правда в том, что супруги, дети и коллеги нас выматывают. Более легкие отношения дают нам воздух и наполняют энергией, поскольку ни к чему не обязывают."

Изучение фактора близости

"Хорошая новость: важное сочетание двух факторов - контроля и чувства принадлежности к социальной группе - может быть заложено в архитектуру жилого пространства. Это стало ясно после интересного исследования, которое в 1973 г. провел психолог Эндрю Баум с участием студентов Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук. Он сравнил поведение двух групп студентов из общежитий с разной планировкой. В первом те обитали в двухместных комнатах, расположенных вдоль одного длинного коридора. Это напоминало гостиницу, если не считать одной общей ванной и общей зоны отдыха в конце коридора. Во втором общежитии число проживающих студентов было таким же, но планировка отличалась: на этажах располагались блоки из двух или трех жилых комнат с небольшой общей гостиной и ванной. Места распределялись случайно, но в реакции студентов на окружающую среду прослеживалась закономерность.

Обитатели общежития с длинным коридором больше были подвержены стрессу, жаловались на ощущение «толпы» вокруг и нежелательные социальные контакты. Проблема была в том, что из-за подобной планировки они практически никак не могли повлиять на то, с кем они случайно столкнутся и как часто. У них не было «буферной зоны»: они находились либо в своей комнате, либо в общественном пространстве коридора и зоны отдыха.
Планировка не только раздражала студентов, но и влияла на их взаимоотношения. Они не стали друзьями, как можно было бы предположить и как произошло у студентов во втором общежитии. Они меньше были готовы прийти на помощь друг другу. По сути, они избегали друг друга и со временем становились еще более антисоциальными."

"Важный фактор социализации - не плотность населения как таковая, а скорее возможность контролировать, когда и как взаимодействовать с другими. Изоляция и чрезмерная стимуляция нервной системы - две стороны одной медали. Психологическое здоровье человека - как и общества в целом - частично зависит от его способности настроить под свои потребности взаимодействие с окружающим миром. Краткий экскурс в модернистское прошлое покажет, насколько вредными могут стать жилища, если этот принцип не учитывается."

"Данные о том, что обитатели многоквартирных комплексов чувствуют себя менее счастливыми, несколько искажены учеными. Сравнив несколько сотен исследований по теме, Дэвид Халперн обратил внимание, что большинство из них проводились в комплексах социального жилья в самых густонаселенных городских районах в мире. А там проживали в основном бедняки в самом отчаянном положении. Иными словами, в опросах участвовали люди, чьи сложные обстоятельства, естественно, делали их менее счастливыми. Сегодня очевидно, что эффект плотности населения не столь однозначен. Состоятельным людям комфортнее в многоквартирных высотках, чем бедным. Они в состоянии оплатить услуги консьержа и няни для ребенка, заплатить за техническое обслуживание, озеленение и украшение территории. Кроме того, выбирая место жительства, они влияют на его статус. Ощущения от дома всегда лучше, когда он показывает своим видом, кто там живет. Статус здания можно изменить и без физических трансформаций. Когда социальное жилье в центре Лондона, ранее пользовавшееся дурной репутацией, начало продаваться на открытом рынке, оно стало желанным объектом для покупателей среднего класса, которым нравится стиль ретро-модернизма. Организация пространства определяет качество социальной жизни и для обеспеченных людей. Это подтверждает старая поговорка: хорошие заборы помогают наладить отношения с соседями, особенно если они позволяют контролировать социальные взаимодействия."

Социальная и антисоциальная плотность населения

"Сами того не зная, Макдоуэлл и его соседи проверяли закон социальной геометрии, который вывел датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл. Он изучал, как люди в Дании и Канаде ведут себя в своих дворах перед домом, и обнаружил, что жители чаще всего разговаривают с прохожими, если ширина двора относительно невелика, но при этом достаточна, чтобы можно было в случае чего отойти от забора и не вступать в беседу. Какое идеальное расстояние от дома до забора? Ровно 3,25 м."

"Обитатели таунхаусов численно преобладают в комитете жильцов квартирного комплекса. Они вместе проводят отпуск. Если небоскреб заставляет людей отдаляться друг от друга, то общий двор таунхаусов делает их ближе."

Волшебный треугольник

Эти чувства - любовь к дому и к соседям - тесно связаны между собой. Недавно Джон Хеллиуэлл, проанализировав данные национальных опросов, пришел к выводу, что прочная связь между уровнем доверия и удовлетворенностью жизнью захватывает и такую необъяснимую область, как наше чувство принадлежности. Они формируют идеальный треугольник. Люди с чувством принадлежности к своему сообществу счастливее тех, у кого его нет. Люди, доверяющие соседям, испытывают более сильное ощущение принадлежности к сообществу.
На чувство принадлежности к сообществу влияют социальные контакты. Случайные знакомства (вроде тех, что могут завязаться на волейбольной площадке в пятницу вечером) не менее важны для чувства принадлежности к сообществу и доверия, чем общение с семьей и близкими друзьями. Сложно сказать, какой фактор основной и стимулирует другие: по признанию Хеллиуэлла, его статистический анализ отражает корреляцию, а не причинно-следственные отношения. Но очевидно, что доверие, чувство принадлежности к сообществу, общение и счастье - как воздушные шары в одной связке. Они поднимаются и опускаются вместе. Это также означает, что не стоило проектировать города только с учетом ближнего круга семьи за счет других социальных связей.

Как найти золотую середину

"Один практически идеальный вид социальной геометрии был доведен почти до совершенства во многих городах Северной Америки более ста лет назад. Его изобрели не утописты и не социологи, а хитрые коммерсанты, которыми двигали технологические ограничения и старое, как мир, желание максимальной прибыли.
После того как в 1887 г. на улицах виргинского Ричмонда появился первый электрический трамвай, этот вид общественного транспорта быстро завоевал популярность во многих городах и стал средством сообщения с новыми пригородами от Бостона до Торонто и Лос-Анджелеса. До Первой мировой войны личные автомобили были большой редкостью, и застройщикам, желающим привлечь покупателей жилья в пригороды, сначала нужно было протянуть туда трамвайные пути, а затем предложить дома в пешей доступности от остановок. Однако покупатели хотели получить не только дома, но и развитую инфраструктуру в виде магазинов, школ, а иногда и парков. Если предложение не включало «весь пакет», продать недвижимость было крайне затруднительно. Так что в золотой век «трамвайных районов» строительство объектов недвижимости и трамвайной сети шло параллельно.

«Установились сбалансированные естественные отношения между поставщиками транспортных услуг и риелторами, все они стремились заполучить как можно больше клиентов», - объясняет Патрик Кондон, специалист по городскому дизайну из Университета Британской Колумбии, который изучал динамику этой ситуации. По словам Кондона, дело было в верном расчете. Застройщики предположили (как мы сегодня знаем, абсолютно верно), что многим нужно, чтобы магазины и остановка транспорта находились от их дома в пяти минут ходьбы или в пределах полукилометра. Но чтобы получить критическую массу платежеспособных пассажиров и покупателей недвижимости, площадь жилья в таких районах должна быть относительно небольшой. Стандартный участок перед домом на одну семью в пригороде Ванкувера был чуть больше 10 м2 . Таким образом, на гектар приходилось по меньшей мере 20 домов (плотность пригородов по сравнению с современными была в 2-8 раз выше). Школы тоже были маленькими: учебные классы занимали 2-3 этажа, чтобы выкроить место для детских площадок. Как оказалось, в погоне за прибылью возник почти идеальный формат для счастливой жизни. Улицы с магазинами были оживленными и шумными, а жилые кварталы - тихими и зелеными."

Глава 7. Чувство принадлежности к сообществу

"Благодаря форме амфитеатра, многочисленным кафе по периметру и месту для прогулок центральная площадь Сиены, как магнит, притягивает и удерживает людей. (Фотографии Этана Кента / Project for Public Spaces) Ян Гейл был покорен этим рукотворным «парком Серенгети». Может, итальянцы генетически более предрасположены, чем датчане, собираться в общественных местах? Вдруг этому способствовала их древняя культура? Возможно. Но даже если городские места вроде этой площади отражают местную культуру и климат, по мнению Гейла, их изящная геометрия определяет поведение людей и призывает их проводить время вместе. Лучше всего эту теорию можно было проверить, вернувшись в Копенгаген, где начинался радикальный эксперимент.

После Второй мировой войны вокруг столицы Дании шел такой же бурный рост пригородов, как вокруг любого американского города. Люди покупали машины, и город уже было не удержать в исторических границах. Копенгаген как мог старался справиться с потоком личных автомобилей, наводнивших город. Общественные площади и хаотичные площадки между зданиями, которыми раньше пользовались жители, превратились в парковки. Но когда узкие улочки заполнились металлом, ревом моторов и выхлопными газами, город встал в пробках. Полиция оказалась бессильна. О расширении исторической части не могло быть и речи, это означало бы разрушение бесценных архитектурных сокровищ. Когда градостроители предложили проложить автостраду между величественных озер в западной части исторического центра, стало очевидно, что пора принимать непростое решение. Придется либо полностью изменить центр в угоду автомобилистам, как во многих городах мира, либо бороться с этой тенденцией."

"Целый год он наблюдал за жизнью пешеходной улицы Стрёгет. Люди заполнили пространство, которое освободилось от автомобилей. Они приходили сюда и летом, и в холодные зимние дни. Бизнес процветал. Что притягивало людей? Стараясь найти ответ на этот вопрос, Гейл фиксировал каждую мелочь. Когда на улице установили новые скамейки, Гейл начал считать, сколько людей ими воспользовалось. Они оказались кладезью статистической информации. Скамейкой напротив цветочной клумбы пользовались в десять раз реже, чем той, с которой можно было видеть проходящих мимо. Гейл также обратил внимание, что возле строительных площадок больше людей, чем напротив витрин магазинов. Но когда строители уходили, толпа зевак тоже рассеивалась. Гейл сделал вывод, что людям интереснее наблюдать за тем, чем занимаются другие, чем любоваться на цветы или модные вещи. Его заключение кажется очевидным, но по тем временам оно было революционным: «Больше всего людей притягивают, заставляют остановиться и задержаться другие люди. Самый сильный магнит в городе - человеческая деятельность»."

Продолжение тут.

Чарльз Монтгомери, Счастливый город, урбанистика

Previous post Next post
Up