Из недавно прочитанного. Чарльз Монтгомери - «Счастливый город».

Jun 12, 2020 12:02


Предыдущая книга: Колин Эллард. «Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие» (2017)

«Счастливый город». Часть 2.
«Счастливый город». Часть 3.
«Счастливый город». Часть 4.
Чарльз Монтгомери. «Счастливый город. Как городское планирование меняет нашу жизнь».

Об этой книге я узнал из инстаграма Игоря Воронина Главы города Волжский, в котором он написал, что "Эта книга о том, к чему нам всем вместе надо стремиться." Увидев на первых же страницах старого знакомого Энрико Пеньялоса, не прочитать эту книгу я уже не мог. Мэр Боготы оказался не единственным знакомым (предисловие написано известным российским урбанистом Львом Гордоном), здесь были все известные в мире урбанистики имена: Ян Гейл, Джейн Джейкобс, Александер, Мерелин Хэмилтон и др.

Забавно, что предыдущей книгой стала "Среда обитания" Колина Элларда с похожей темой, но написанная немного под другим углом. Поэтому оба автора не могли не встретиться и делают они это в одной из глав "Счастливого города". В общем эта книга вобрала в себя многое из того, что я уже ранее читал и смотрел. Несмотря на то, что она написана сквозь призму проблем американских городов, столкнувшихся с автомобилизацией и разрастанием пригородов, было очень полезно узнать как они к этому пришли и какие испытания им предстоят в ближайшем будущем. Впечатления от глав про автомобилизацию сравнимы с впечатлениями от книги Вукана Вучика - мы отстали от развитого мира не то, что на 30-50 лет, а гораздо больше, поскольку сейчас мы прыгаем на грабли 100 летней давности. Главной трудностью при прочтении была необходимость многое записывать, настолько всё интересно и просто изложено :)
Рекомендую к прочтению каждому неравнодушному горожанину!

Аннотация:

"Как повысить коэффициент счастья? Книга Чарльза Монтгомери переворачивает наше представление о городской жизни и о счастье любого человека в городе.
Что нам нужно для счастья? Метро, тротуары, пробки, зависимость от машин, если вы живете в пригороде? Урбанист и журналист Чарльз Монтгомери находит ответы на вопросы, находящиеся на пересечении дизайна городской среды и науки о счастье.
Он путешествует по самым динамичным городам мира и показывает нам их опыт. Вот, например, дальновидный мэр Боготы, который ввел "обаятельный" автобус, чтобы разрядить напряжение в городе; вот архитектор, который перенес достижения средневекового города с холмов Тосканы в современный Нью-Йорк, вот активист, превративший парижские автострады в пляжи, вот легион американских жителей пригорода, которые делают дизайн улиц и районов своими руками.
Новые данные из психологии, неврологии и собственных городских экспериментов Монтгомери собраны в этой книге. Она показывает, как города могут формировать наши мысли и поведение. И в конечном счете обнадеживает: путем модернизации городов и собственной жизни ради счастья мы можем решить многие проблемы. Счастливый город может спасти мир, и мы все можем помочь его построить.

От автора:
Одни люди попадают в счастливый город по воле случая, другие отчаянно его ищут, третьи его строят. Кто-то за него борется, а кто-то ощущает момент озарения. Мы осознаем, что наше место в городе и то, как мы в нем передвигаемся, во многом определяют нашу жизнь, жизнь города и будущее нашей планеты. Мы осознаем, что счастливый город, экологически чистый город и город, который спасет человека, - это одно и то же место, и у нас есть всё, чтобы создать его.
Это истина, которая путеводной звездой ведет нас к счастливому городу. Не нужно ждать, пока кто-то построит его за нас. Мы уже возводим его, выбирая, как и где жить. Мы создаем его, когда находим более компактное место для проживания, соглашаемся снизить скорость, отбрасываем страх перед городом и другими людьми. Мы строим его, меняя свой образ жизни и заставляя город меняться вместе с нами. Мы формируем счастливый город, делая его реальностью.

Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется тем, как городская среда влияет на коэффициент счастья.
Для всех, кто занимается планированием и организацией городских пространств."





Глава 1. Мэр счастливого города

"По убеждению Пеньялосы, как и большинство современных городов, Богота серьезно пострадала от двух урбанистических тенденций ХХ в. Во-первых, все перемены в городе были подчинены удобству пользования личным автотранспортом. Во-вторых, большинство общественных мест и ресурсов оказались приватизированы. Автомобили и уличные торговцы захватили общественные площади и тротуары. Теперь территории бывших парков жители города вынуждены были обходить стороной. В век, когда даже у самых бедных появился телевизор, общественные пространства практически исчезли.
Это было несправедливо, поскольку только у каждой пятой семьи имелся личный автомобиль, и жестоко, поскольку жители не могли наслаждаться обычными радостями повседневной жизни: передвигаться по удобным тротуарам, проводить время в общественных местах, общаться, любоваться травой, водой, падающей листвой и другими людьми. Кроме того, полностью исчезли площадки для детских игр. На улицах Боготы редко можно было увидеть детей: не из-за угрозы нападения или боязни перестрелок, а потому что из-за дорожного движения улицы стали опасными. Когда раздавался родительский крик: «Осторожно!», все в Боготе знали: только что автомобиль чуть не сбил ребенка. И первое, что сделал Пеньялоса, приступив к исполнению обязанностей мэра, - объявил войну. Но не преступности, наркотикам или нищете, а частным автомобилям. «Город может быть либо для людей, либо для машин, третьего не дано!» - заявил он.

Затем он отказался от амбициозного плана по строительству скоростных эстакад и вместо этого направил средства на создание сотен километров велосипедных дорожек, множества парков и пешеходных зон, сети новых библиотек, школ и детских центров. Он заложил первую в городе систему скоростного общественного транспорта с использованием автобусов вместо трамваев. Он серьезно повысил налог на бензин и ввел запрет на то, чтобы люди из пригорода приезжали в город на личном автомобиле чаще трех раз в неделю. К подробностям его нововведений мы вернемся чуть позже, а сейчас важно понять, что эта программа изменила опыт проживания в городе для нескольких миллионов людей. Вдобавок это был полный отказ от идей, которыми более полувека руководствовались градостроители во всем мире. Богота стала воплощением противоречия всему, что считалось правильным с точки зрения североамериканской законодательной системы, привычек, рынка недвижимости, механизмов финансирования и принципов развития территорий. И она опровергла расхожий стереотип о том, что люди среднего достатка по всему миру переезжают из города в окрестности.
/../
Казалось, Пеньялоса подтвердил то, в чем и так уверены многие специалисты по урбанистике, хоть и боятся об этом сказать. Город - это образ жизни. Он может быть отражением нашего лучшего «я». Он может быть всем, чем мы захотим. Город способен измениться - и сильно."

Движение

"Неужели проектирование городского пространства - действительно такой мощный инструмент, что оно может сделать людей счастливыми или несчастными?"

"Братья Пеньялоса не одиноки в своем крестовом походе за счастливый город. Корни этой идеи уходят в антимодернистское движение 1960-х, которое сподвигло архитекторов, местных активистов, экспертов в области здравоохранения, инженеров-транспортников, теоретиков развития сетей и политиков на борьбу за внешний вид и душу городов. Их усилия наконец набрали критическую массу. Они убирали скоростные автострады в Сеуле, Сан-Франциско и Милуоки. Они экспериментировали с высотой, формой и фасадами городских зданий. Они превратили пригородные торговые центры, закатанные в асфальт, в мини-деревни. Они меняли конфигурацию целых городов, чтобы те стали удобнее для детей. Они сносили заборы на задних дворах, чтобы общее пространство объединяло соседей. Они изменяют основополагающие городские системы и переписывают правила, диктующие форму зданий и их функционал. Некоторые из этих людей даже не осознают, что оказались частью одного движения. Но все вместе они меняют районы, построенные в последние 50 лет."

"«Самые несчастные города находятся в странах с самым активным экономическим ростом в ХХ в., - обращается он ко мне, перекрикивая шум дорожного движения в Боготе. - Разумеется, я имею в виду США. Атланта, Феникс, Майами - города, отданные на откуп частным автомобилям»."
Парадокс счастья

"Иными словами, чем богаче и свободнее человек, тем счастливее он должен себя ощущать. Так почему рост благосостояния на протяжении почти полувека не сопровождался ростом уровня счастья? Что стало противовесом для эффекта богатства?"

"Тогда я еще не был уверен в правоте Пеньялосы. Кто может утверждать, что один способ передвижения лучше других? Как может кто-то разбираться в потребностях человеческой души, чтобы создать город для счастья?"

Глава 2. Город всегда был проектом по созданию счастья

"Невозможно отделить жизнь и планировку города от попытки понять счастье, испытать его и создать его для жителей. Этот поиск определяет форму города, а тот, в свою очередь, задает параметры поиска."

"По мнению Аристотеля, существование исключительно ради удовольствия присуще животным. Человек может испытать подлинное счастье, достигнув высот своего потенциала, а это означает добродетель не только в мыслях, но и в поступках."

Изменение формы

"После заката Римской империи функции европейских городов были сокращены до двух важнейших: обеспечения безопасности и выживания. Счастье, если можно так сказать, стало воплощаться в двух архитектурных формах. Во времена Раннего Средневековья ни один город не смог бы выжить без защиты от мародеров. Не менее важен был собор, который дарил уникальное обещание счастья."

Наука о счастье
"Эти и еще несколько десятков похожих экспериментов в последние несколько десятилетий позволили сделать вывод, который кажется понятным, но доказать который научно мы смогли лишь недавно: если хотите оценить, насколько счастлив человек, спросите его об этом. Обычно, когда люди отвечают исследователям, что они счастливы, они не только говорят правду, но еще и абсолютно правы. Это неудивительно. В конце концов, большинство из нас точно знают, когда они счастливы, а когда нет."

"Чисто гедонистический (от hedone ― «удовольствие») подход к счастью в урбанистической среде помог бы определить, как город влияет на настроение жителей, усилить положительные моменты и снизить влияние негативных. Экологическая психология накопила немало информации для решения этой задачи. Например, ученые доказали, что у человека вызывают беспокойство змеи, пауки, острые углы, громкие неожиданные звуки, темнота и тупики. При этом ему нравятся новизна, округлые формы, приятные запахи и хорошие сюрпризы, а еще возвращаться к добрым воспоминаниям. Существует место, в котором воплощены все эти аспекты, частично благодаря тому, что оно лишено неудобств и уродства современного города. Если у вас есть дети, скорее всего, они уже просили вас свозить их туда. Когда в 1955 г. парк развлечений Диснейленд открыл двери для посетителей, он официально провозгласил себя «Самым счастливым местом на Земле». Он задумывался как платная альтернатива автомагистралям и разрастанию пригородов - тенденции, которая только начинала набирать обороты на юге Калифорнии. Всё в Диснейленде - каждая архитектурная деталь, вид, передвижение, ощущение, вплоть до текстуры дорожного покрытия и аромата в воздухе - было продумано с целью вызвать приятные эмоции."

За пределами гедонистического города

"«Аристотель предложил нам представить корову, с удовольствием жующую траву на лугу. Он ясно дал понять, что это состояние не имеет ничего общего с эвдемонией (счастливое существование)! Счастье - каждый день вставать с постели и усердно работать для достижения своих целей. Это наполняет жизнь смыслом, хотя и не всегда совпадает с краткосрочным удовлетворением, - объяснила мне Рифф. - Возможно, дело и не в удовольствии, а в реализации собственного потенциала и таланта, ощущении, что ты способен максимально использовать свои способности».
Кэрол Рифф пришла к этому заключению, проведя уникальный эксперимент для проверки своей гипотезы. Сначала она сформировала список, включавший факторы, которые влияют на благополучие, по версии самых уважаемых психологов прошлого века. Вот этот впечатляющий список:
• принятие себя: насколько хорошо человек знает и принимает все стороны своей личности;
• способность эффективно ориентироваться в окружающем мире;
• позитивные отношения с другими людьми;
• личностный рост на протяжении всей жизни;
• осознание смысла и цели;
• чувство независимости."

"Город не просто хранилище удовольствий. Это сцена, на которой разворачиваются наши сражения и жизненные драмы. Он может укрепить нашу способность справляться с повседневными трудностями или свести наши усилия на нет. Он может украсть нашу независимость или дать свободу для процветания, предложить удобное пространство или невыносимую полосу препятствий, ежедневно изматывающую нас. Сообщения, закодированные в его архитектуру и системы, способны придать нам чувство уверенности или внушить беспомощность. Судить о хорошем городе следует не только по его благам и отвлекающим факторам, но и по тому, как он влияет на эту ежедневную драму по выживанию, работе и осознанному отношению."

Самый важный фактор

"Самый важный психологический фактор из всех перечисленных - то, как город влияет на отношения между людьми."

"Огромное влияние на ощущение счастья оказывает доверие соседям, полиции, государству, даже незнакомцам. И опять же это влияние больше, чем у фактора дохода. Представьте, что вы где-то на улице потеряли бумажник. Какова вероятность, что он к вам вернется, если его найдет сосед? А незнакомец? Или офицер полиции? Ваши ответы на этот простой вопрос примерно отражают список показателей, касающихся качества отношений с членами семьи, друзьями, соседями и обществом в целом.
Если собрать достаточную выборку из людей, ответивших на вопрос о бумажнике, можно спрогнозировать уровень счастья в разных городах. Хеллиуэлл добавлял его в разные опросы, проводившиеся в Канаде, и выяснил, что города, где люди верили, что получат бумажник обратно, всегда имели более высокие показатели по уровню удовлетворенности жизнью. Аналогичные результаты были и по районам городов. Ключевой фактор - доверие, и он гораздо важнее дохода."

"Счастье - дом со многими комнатами, но в центре его горит очаг, вокруг которого мы собираемся с семьей, друзьями, соседями и иногда даже незнакомцами, чтобы открыть лучшие стороны себя.
Так уж вышло, что мы «запрограммированы» доверять друг другу, несмотря на природную осторожность в общении с незнакомцами."

Перетягивание каната

"Исследования окситоцина (главная функция гармона - создавать и укреплять социальные привязанности) указывают на динамический, генеративный характер социального доверия. Этот гормон становится как стимулом, так и вознаграждением за альтруизм. Приятно не только получать позитивные социальные сигналы от других - улыбки, рукопожатия, открытые двери, выполненные обещания, поддержку, - но и усиливать доверие как между друзьями, так и между незнакомцами. Эффективнее всего это работает при личном контакте: на кухне, тротуаре, агоре. Расстояние и геометрия имеют значение, как мы убедимся далее."
"... все мы только выигрываем, когда некоторые жертвуют личными целями ради блага общества, и каждый получает пользу от сотрудничества. Как показывают исследования окситоцина, мозг вознаграждает человека за эффективную совместную работу. А стремление каждого действовать в своих интересах создает динамику и поток благосостояния, которые могут наполнить город. В каждом из нас идет борьба между эгоизмом и альтруизмом."

Счастливый город: инструкция по применению

"Я предлагаю базовый рецепт счастливой городской жизни, выведенный на основе размышлений и открытий философов, психологов, специалистов по исследованию мозга, а также экономистов, изучающих счастье. Что должен давать человеку город после того, как удовлетворены базовые потребности в пище, крыше над головой и безопасности? Городская среда должна:
• максимизировать радость и сводить к минимуму сложности жизни;
• способствовать здоровью и не провоцировать заболеваний;
• обеспечить настоящую свободу жить, как мы хотим (при этом необходимо справедливое распределение пространства, услуг, мобильности, удовольствий и сложностей, а также расходов);
• давать чувство контроля , комфорта и самостоятельности;
• помочь развить ощущение смысла жизни и целостности ;
• помочь развить устойчивость в условиях экономических или экологических потрясений.
Но прежде всего городская среда должна помогать выстраивать и укреплять социальные связи между друзьями, родственниками и незнакомцами. Ведь именно они наполняют жизнь смыслом. Именно такие связи - самые серьезные достижения и возможности города. Город, который признаёт нашу общую судьбу и отдает ей должное, способствует эмпатии и сотрудничеству, поможет справиться с самыми серьезными вызовами нашего века.
Ни одна из этих целей не может считаться более важной, чем остальные."

Глава 3. (Нарушенное) общественное пространство

Пригородам исторически свойственны несколько характеристик: в них больше пространства на человека, их строительство и управление ими обходится дороже, чем в традиционных городах. В пересчете на жителя они требуют больше дорог, водопроводных, канализационных и энергетических систем, тротуаров, дорожных знаков, деталей ландшафта и озеленения. Их содержание дороже обходится местному бюджету, выше расходы на содержание аварийно-спасательных служб. В них выше уровень загрязнения окружающей среды и выброса углекислого газа в атмосферу. Иными словами, городская агломерация - самый дорогой, ресурсозатратный, неэкологичный вариант. Любой, кто верит в человеческую способность принимать адекватные решения по поводу собственного благополучия, склонен ожидать, что масштабные инвестиции в подобную организационную структуру должны обеспечить более здоровую, безопасную, комфортную и радостную жизнь. Учитывая, сколько миллионов людей выбрали для себя такой вариант, можно было бы предположить, что городская агломерация дарит самое сильное ощущение счастья.

"Предположим, вы живете в районе Эриксон-Серкл в Уэстон-Ранч. Если вам нужно молоко, вы едете до ближайшего магазина, Food 4 Less в 3 км от вас. Чтобы заняться спортом, вы проезжаете 8 км до клуба In-Shape Health у съезда с автострады 4. До школы ваши дети могут дойти пешком, но ближайший бассейн почти в 10 км от вас, а торгово-развлекательный комплекс Park West Place - в 20 км к северу от I-5. А чтобы добраться до работы, вы, как и все соседи, ежедневно наматываете почти 100 км до Сан-Франциско, при загруженных дорогах ежедневно тратя на поездку туда и обратно до 4 часов.
/../
Аналогичная ситуация складывалась в пригородах по всей стране. Переезд туда автоматически подразумевал серьезные вложения в приобретение автомобиля и регулярные траты на бензин. Часто «семейный автопарк» был не роскошью, а суровой необходимостью. Обычная семья, живущая в пригороде, должна иметь хотя бы на один автомобиль больше, чем люди, живущие рядом с местом работы, магазинами, местами учебы и развлечений. При этом такая семья тратит вдвое больше, когда пользуется автомобилем для удовлетворения ежедневных потребностей. Людям в рассредоточенной среде сложно реже ездить на машине. Это одна из причин, почему к 2011 г. в обычной семье из четырех человек транспортные расходы превысили расходы на уплату налогов и медицинскую помощь вместе взятые. И это объясняло, почему, чем дальше дом от центра города, тем выше вероятность, что он отойдет банку во время ипотечного кризиса, тем быстрее и сильнее упадет его стоимость, тем меньше шансы, что она вернется на докризисный уровень, и тем меньше аналитиков ожидают, что он будет что-то стоить позже"

Жизнь на пределе

"... уверенность человека в том, что ему вернут или не вернут бумажник, почти никак не соотносится с реальным процентом возвратов. Они не зависят друг от друга, так же, как на ощущение безопасности у большинства людей скорее влияет количество граффити на стенах, чем число карманников.
Люди больше заслуживают доверия, чем мы думаем
Участники опроса оценили вероятность того, что незнакомец вернет им бумажник, всего в 25%. Но практический эксперимент в Торонто показал, что незнакомцы возвращают бумажник почти в 80% случаев. По словам Джона Хеллиуэлла, обычно ответ на вопрос о бумажнике отражает качество и частоту социальных контактов респондента, а не то, насколько на самом деле другие люди заслуживают доверия. Человек может жить среди прекрасных, благородных и честных людей, но, если у него не сформируются с ними позитивные отношения, он не будет им доверять. Рэнди жаловался, что соседи не приглядывают за домами друг друга. Они не болтают при встрече. Они едва знакомы. Но разве они в этом виноваты? Городская система почти не дает им такой возможности. В частично застроенном Маунтин-Хаус живет 5000 человек, и там нет рабочих мест, нет сектора услуг, за исключением небольшой библиотеки, пары школ и магазина шаговой доступности. Большинство жителей на рассвете уезжают на работу и возвращаются ближе к ночи. Днем в городе только дети. Так что недоверие Рэнди к соседям частично вызвано искусственно. Стресс и напряженность рутины мешают людям наладить полноценные социальные связи со своими соседями. Это не местное явление и не мелочь."

Дефицит социального капитала в большом городе

"Незадолго до кризиса 2008 г. команда итальянских экономистов во главе со Стефано Бартолини попыталась найти объяснение на первый взгляд странному разрыву между кривой уровня доходов, которая шла вверх, и кривой уровня счастья, остававшейся на прежнем уровне, в США. Они применили метод регрессионного анализа. Исследователи поочередно исключали из моделей разные экономические и социальные переменные и пришли к выводу, что единственным мощным фактором, способным повлиять на ощущение счастья у людей, оказывается снижение социального капитала, то есть отношений, связывающих их между собой. Этот фактор имел еще более серьезные последствия, чем разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными. Здоровые социальные связи можно образно сравнить с корневой системой дерева. В сердце системы - самые важные отношения, от них идут ответвления разного уровня интенсивности и продолжительности. У большинства людей корневая система связей сокращается, они замыкаются на себе, супругах, партнерах, родителях и детях. Остаются только самые важные отношения. Но любой ботаник скажет, что у дерева с маленьким корнем гораздо выше риск упасть во время порывов ветра.

Еще в 2000 г. социолог Роберт Патнэм предупреждал, что мы уже несколько десятилетий наблюдаем сокращение социальных связей. Эта тенденция продолжается. Люди всё больше замыкаются в своей скорлупе. В 1985 г., по данным опросов, у среднестатистического американца было три человека, на которых он мог положиться в сложной ситуации. К 2004 г. это число сократилось до двух людей, а более половины опрошенных признались, что у них есть один такой человек или ни одного. Учитывая, что в число этих людей входили близкие члены семьи, речь идет о серьезном снижении социальных связей. Результаты других исследований свидетельствуют, что люди теряют связь с соседями и местным сообществом. Они менее склонны доверять другим людям и организациям. Они не приглашают друзей на ужин и не участвуют в социальных или волонтерских проектах, как несколько десятилетий назад. Как и Рэнди Строссер, большинство американцев незнакомы с соседями."

"Хотя мы постоянно жалуемся на других, нет ничего хуже для психического здоровья, чем социальная изоляция. По результатам исследований, проведенных в городах Швейцарии, психические расстройства, включая шизофрению, чаще всего встречаются в районах с самыми слабыми социальными связями между жителями. Изоляцию можно назвать величайшей экологической опасностью жизни в городе - более серьезной, чем шум, загрязнение и даже толпы. Чем больше поддержки от семьи и общества мы чувствуем, тем меньше у нас простуд, сердечно-сосудистых заболеваний, случаев рака и депрессии. Дружеские отношения с соседями - один из самых эффективных факторов облегчения стресса в сложной экономической обстановке. Социологи выяснили, что, когда взрослые поддерживают дружеские отношения, их дети лучше ограждены от последствий стресса у родителей. У людей с хорошими социальными отношениями лучше качество сна. Они эффективнее справляются с критикой. Они дольше живут и по всем опросам более счастливы.

Сокращение социальных связей происходит по многим причинам. Продолжительность браков сегодня совсем не такая, как раньше, люди больше работают, чаще переезжают с места на место (спровоцированный банками «массовый исход» во время ипотечного кризиса тоже сделал свое дело). При этом очевидна взаимосвязь между сокращением социального капитала и организацией городского пространства. По результатам швейцарского исследования, у людей, которые тратили на дорогу на работу и обратно более 45 минут в день, вероятность развода была на 40% выше. Люди, проживающие в спальных пригородах и зависящие от автомобиля, меньше доверяют другим по сравнению с теми, кто живет в районах, где в пешей доступности есть магазины, объекты инфраструктуры и места работы. Как правило, они не знакомы с соседями. Они реже участвуют в социальных мероприятиях и даже политической жизни. Они не подписывают петиции, не ходят на митинги, не состоят в политических партиях или общественных движениях. Жители разросшихся пригородов реже знают имена местных чиновников, чем люди с более тесными социальными связями.

Это важно не только потому, что участие в политической жизни страны - гражданский долг каждого, и не потому, что это еще один вклад в наше благосостояние (между прочим, так и есть: человек ощущает себя счастливее, когда участвует в принятии решений, напрямую на него влияющих). Это важно, ведь сегодня вопрос укрепления межличностных отношений в городах актуален как никогда. Доверие - фундамент, на котором растет и процветает город."

"По утверждению социолога Дэвида Брауна, перестав контактировать с незнакомыми людьми, мы постепенно утрачиваем возможность видеть точки зрения, отличные от нашей."
Продолжение тут.

Чарльз Монтгомери, Счастливый город, урбанистика

Previous post Next post
Up