Почему знал, но молчал? ч.2.

Oct 19, 2015 14:57

7. Конкретно на тему голубого епископата.
Вот мой пост от 29 мая 2013 года: http://diak-kuraev.livejournal.com/482755.html
Олланд, мы с тобой!
За последние 20 лет четыре епископа нашей Церкви были обвинены в девиантном сексуальном поведении. То есть в этих случаях дело не доходило до судов ни церковных, ни светских, но имена их и их обвинителей активно полоcкались в большой прессе, в том чиcле международной.

Поскольку гласного и независимого разбирательства этих обвинений не было, и я не могу утверждать - было или нет. Но есть такая вещь как репутация. Доброе или дурное свидетельство. Причем и у "внешних", и у "внутренних". И в этих четырех случаях репутация прилипла самая скверная.
Всех четырех во времена прошлого патриаршества убрали с их кафедр.
По уходе патриарха Алексия двое из них были возвращены к полноценному епископскому служению. Сначала кафедру получил Савва (бывший Красногорский) - назначен в Тирасполь. Потом Гурий (бывший Парижский) - назначен в Казахстан.
Сегодня Синод восстановил третьего - бывшего епископа Никона Екатеринбуржского - определив его в Пермский регион.
Ждем новостей о четвертом епископе - бывшем Томском и Сахалинском Аркадии.

Когда во Франции народ протестует против гомолландизации, когда в России проявился довольно неожиданный консенсус даже властных элит против нарастания гомосексуальных претензий («Складывается такое чувство, что в некоторых органах власти у нас существует такое сильное противодействие - какое-то лобби или мафия, что позволяет многим насильникам детей не просто получать минимальные сроки, но и уходить от ответственности», - заявил глава Следственного комитета Бастрыкин), наш Синод вдруг делает такой супертолерантный жест. Предваряющих или сопровождающих объяснений, конечно, не дается. Люди остаются со своим устоявшимся и неопровергнутым мнением об этих епископах и c фактами их неподсудности и очередного возвышения.

Моих апологетических талантов на объяснение данного случая не хватает... Остается лишь сказать словами советского анекдота - "Нехай клевещут!".

***
3 октября 2013 года: О чем нельзя глаголать.
Самое тихое решение вчерашнего Синода я вчера прокомментировал с улыбкой: "4. Теперь у нас есть епископ со срамным (по меркам древней Руси) титулом - "Нижнеудинский"".
Сегодня ближе к вечеру улыбка сошла с моего лица.
Получил это именование епископ Алексий (Муляр) . Его жизнь определилась раньше - в семинарских стенах. По принципу "с кем поведешься...". Часть этой истории была поведана еще год назад http://diak-kuraev.livejournal.com/234088.html?thread=35491944.
Сказанное комментатором Енисеем я не могу подтвердить или опровергнуть, ибо далек от этих сфер. Но если правда, что всего лишь год назад он совсем уж собрался жениться, но был умаслен-отговорен своим покровителем, то аппаратчикам Патриархии не откажешь в чувстве тонкого юмора, проявившемся в подборе ему титула...
А вообще (в течение дня инфа шла из разных мест и от разных священников) история крайне грязная. И, увы, уже достаточно типичная - настолько, что с нее впору учебник писать "как стать архиереем".
Видя так проходящие карьеры, в страхе думаешь: Господи, какими угольями Ты это будешь выжигать из Твоей Церкви в грядущих годах? Поразят ли Твои кары только сонм этих "благоухающих" архипастырей, или достанется нам всем?
http://diak-kuraev.livejournal.com/531473.html

8. Казанско-голубую тему я поднял до моего увольнения из академии, еще 19 декабря 2013 года http://diak-kuraev.livejournal.com/564360.html
Затем - 22 декабря «Казанский скандал перетекает в Тверской».
23 декабря - «Казанский голубок летит дальше». http://diak-kuraev.livejournal.com/566802.html
24 декабря - «Казанская семинария: выслушаем и другую сторону» http://diak-kuraev.livejournal.com/567778.html
25 декабря: «Кино о Казанской семинарии» http://diak-kuraev.livejournal.com/568070.html
27 декабря решением Синода меня вывели из состава богословской комиссии (в работе которой я принимал участие буквально за день до этого решения).
30 декабря объявлено о моем увольнении из Московской Духовной Академии: «Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА» (http://www.mpda.ru/news/text/2027629.html)
Так что было вначале - мои «эпатажные публикации» и увольнение, или наоборот?
Ответ очевиден - и потому расхожий в сети тезис о якобы моей «мести» при взвешивании найдет легким.

9. Знал ли я те горькие реалии, о которых открыто говорю сейчас? - Да, но не в такой полноте и доказательности. За десятилетия, проведенные в активной церковной жизни, в постоянных разъездах по разным епархиям, открывалось и копилось многое.
Признаюсь, я люблю «посплетничать», посидеть c батюшками за ужином после лекций и служб. Спросить: отцы, как вам живется, что за епископ у вас? Эти беседы тяжкой пылью десятилетиями оседали в моей памяти. И честно сказать, давили.
Но, во-первых, эти горькие рассказы мне повествовались с непременным «это строго между нами».
Во-вторых, именно после того, как я вслух эти темы поднял, ко мне пошел вал соответствующих рассказов от семинаристов и священников, которые наконец-то обрели надежду на то, что хоть таким путем их боль и писк станут слышны.
Так что - да, мое представление о церковной жизни стало полнее и печальнее именно в последние годы.

10. Если знал - то отчего молчал? Одна из очевидных причин - просьба моих информаторов не называть имена их как их самих, так и других действующих лиц. Другая причина - мое знание о том, как обращаются в патриархи с такими жалобами и жалобщиками.
Я слишком хорошо знаю систему и ее железобетонный характер, ее абсолютную непроницаемость для жалоб, если они идут от зависящих от нее людей, а не от тех, от кого она зависит (спонсоры, светские начальники).
"Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире" (Лк. 14).
Есть ли смысл писать доброму дедушке Калинину в 32-м жалобы о голодоморе? Только очень наивный человек счел бы это уместным. Такой наивности у меня не было.
В советские времена все жалобы передавались из церковных кабинетов в руки Совета по делам религий.
Патриарх Алексий создал систему самостоятельного управления (но не дознания!). При этой системе жалобы автоматически пересылались тому самому епископу, на которого жаловались. Впрочем, некоторые доносы на меня тоже спокойно передавали мне же.

11. Почему я не пошел к Патриарху
а. Потому что ничего ранее неизвестного Патриарху я бы не сообщил. Он прекрасно знает своих епископов. Он глава церкви и обладает всей полнотой информации.
б. Физические возможности для встречи с Патриархом давно и глухо перекрыты. С тем же успехом можно сказать «пойди к президенту и расскажи ему о Сердюкове».
Во времена Алексия Второго священник и в самом деле имел шанс напрямую подойти к Святейшему. Не в патриархии, конечно, но во время службы. Узнав, например, о том, на каком престольном празднике будет Патриарх, приехать туда в рясе, войти в алтарь и после причастия духовенства, когда весь клир подходит под благословение к архиерею, подойти самому и что-то за минуточку сказать.
Уже четыре года как такой возможности для отцов не осталось. Доходит до абсурда: даже сослужащий священник, начинающий Литургию (совершающий проскомидию до приезда Патриарха) - и то не может подойти под благословение к своему архиерею. Епископ Сергий, глава протокола, своим телом и неласковым словом жестко отсекает всех, кто недостаточно высок в табели о рангах. Понятно - время Патриарха на вес золота и его надо беречь. Давно уже начали отсекать и меня. Зачем же идти туда, где тебя явно не желают видеть?
в. Записаться на прием к патриарху невозможно. Не всякий губернатор или епископ может по своей инициативе попасть к патриарху. Ну а если меня вежливо спросят «по какому вопросу?» и я скажу «пожаловаться на епископов-гомосексуалистов» - каков шанс быть принятым? Ниже нулевого. Для городских сумасшедших приема нет.
г. Можно было бы подать рапорт в письменном виде. Но именно при Патриархе Кирилле отлажена система работы с документами. Рапорт, направленный на имя Патриарха, канцелярией разворачивается и передается в профильный отдел патриархии. Там его читают и кладут на стол руководителя отдела с проектом соответствующей резолюции Патриарха (если руководитель решит эту бумагу передать дальше). И после этого рапорт вновь начинает свое странствие по кабинетам уже собственно патриаршей канцелярии. На любом этапе (если податель письма не имеет высоких «погон» любого ведомства) письмо частного лица и клирика может быть остановлено. То есть его видят десятки глаз. И у меня нет ни малейшей уверенности, что среди этих глаз не будет тех, что принадлежат к голубому лобби. Скорее есть уверенность в противоположном.
д. Знают о силе голубого лобби и сотрудники патриархии. Поэтому никто не решился бы приставить свои ноги к такому письму и пролагать ему дорогу к Патриарху. О мере запуганности духовенства говорит его нынешнее (в лучшем случае) молчание.
е. Неужели вы думаете, что за десятилетия работы и общения в патриархии я не видел, что происходит или не происходит с подобными письмами и их подателями? Не видел поразительных карьерных взлетов уже засвеченных голубков? Я же не сельский дьякон. И если я говорю, что «система очистки замусорена и глуха» - я все же знаю, что говорю.
ж. Понятно, что письменное обращение к Патриарху со столь серьезными утверждениями требует документальной подтвержденности, Значит, я должен был бы раскрыть имена потерпевших, зная, что их личные данные и рассказы почти гарантированно станут известны покровителям их священномучителей. А вот действенная реакция Патриарха вовсе не гарантированна (что мы видим по казанской и сыктывкарской историям).

12. Архим. Тихон Шевкунов, однако, говорит, что патриарх Кирилл жестко реагирует на такие жалобы и исправляет ситуацию -
«К нам дважды переходили студенты из других семинарий (один раз - лет 12 назад и второй раз сравнительно недавно. В первый раз два студента, недавно - один), которые говорили, что перешли как раз по причине того, что в их провинциальных учебных заведениях творилось нечестие… Когда мы увидели, что мальчишка не врет, я пошел к Патриарху Кириллу и сказал: «Ваше Святейшество, это, конечно, страшно, что молодых ребят… 18-19 лет…» - в общем, что такое происходит. И все в этом втором случае закончилось очень жестко. Очень жестко. Произошли изменения и в самой епархии, а человек, который в этом был повинен, понес уголовное наказание. У-го-лов-но-е наказание! И после этого говорить, что ничего сделать невозможно?».
http://www.pravoslavie.ru/smi/67714.htm

Красиво. Но - фантастика. По пунктам:
А) отец Тихон - духовник президента, член Высшего церковного совета, наместник Патриарха, глава патриаршего совета по культуре. У него есть постоянные рабочие контакты с Патриархом. У меня - нет.
Б) Имена и даты места о. Тихон не назвал. Но ключ к ребусу он оставил: упоминание об уголовном указании для церковного педофила. Таких случаев за последние годы было лишь два. Один - в Москве (иером. Авраамий Шарафутдинов; см. http://diak-kuraev.livejournal.com/65477.html). Но скандальных перемен в московской (патриаршей) епархии не было.
Второй же случай - с игуменом Харитоном (Просторовым) из Костромской епархии. Суд состоялся 14 марта 2011 года. Присудили 1 год колонии-поселения.
И вот тут перемена в епархиальном управлении была: в марте 2010 архиепископа Александра перевели из Костромы в Казахстан.
А началась та история с появлением нового губернатора: Игоря Слюняева (ныне он носит фамилию Албин). Убежденно православный человек, он решил во вверенной ему епархии укрепить «скрепы». Но погружение в местный материал (в том числе и с помощью архивов спецслужб) показало ему мощнейшую голубую из нанку жизни местной епархии. И вот тогда, по моим сведениям, именно он (а не о. Тихон) пошел к патриарху Кириллу. И с жалобой не на игумена, а на архиепископа.
В итоге владыку перевели с повышением (он получил сан митрополита и постоянное членство в Синоде). А в суд повлекли только Харитона. (Я читал его дело, и более всего меня поразила цена уступчивости подростка (соседа, а не семинариста): за выход в интернет и катание на скутере…).
Так что патриаршее вмешательство в той истории скорее спасло владыку, чем наказало.
И ко времени казанского скандала это мне было известно…

(есть и другая версия событий: окончательно чашу терпения Слюняева переполнило то, что уже переведенный вл. Александр в белом клобуке вновь посетил Кострому. Вот тогда разъяренный губернатор и пошел к патриарху...)

***
(это серия постов:
"Зачем я это делаю?" http://diak-kuraev.livejournal.com/955967.html
"Мотивы моих публикаций" http://diak-kuraev.livejournal.com/965789.html
"Почему знал, но молчал ч.1" http://diak-kuraev.livejournal.com/966102.html
"Почему знал, но молчал ч.2" http://diak-kuraev.livejournal.com/966223.html
«я и патриарх Кирилл» http://diak-kuraev.livejournal.com/966406.html

см. также старые:
Почему я не пошел к Патриарху http://diak-kuraev.livejournal.com/592695.html
Почему я не пошел в светский суд http://diak-kuraev.livejournal.com/593262.html
Почему я не пошел в церковный суд http://diak-kuraev.livejournal.com/593631.html )

Автобио, Наш папизм, Геепископы

Previous post Next post
Up