Часть 1 Часть 2 Интерес к учёбе, желание учиться хорошо воспитывали у нас и другими стимулами. У нас в павильоне в коридоре на видном месте на стене висел большой лист с нарисованными на нём пионерами, взбирающимися на гору. Каждый пионер с рюкзаком за плечами изображал определённую группу (на рюкзаке был написан номер группы). В конце каждой недели старший воспитатель (а у нас был Семён Иванович Филиппов - не знаю, точно ли назвала), пионеров передвигал - успеваемость повышалась, пионер продвигался выше на гору и наоборот. Каждой группе хотелось, чтобы их пионер был выше всех. Кроме того, в каждой групповой комнате на стене висел щит «Учёт успеваемости» - на картоне белый лист с графами: список детей группы, названия школьных предметов. Против каждой фамилии в графах предметов набиты маленькие гвоздики, на которые вешались цветные кружки - текущие отметки. Например, получил воспитанник сегодня в школе по литературе «отлично», ему воспитатель на гвоздик в графу «литература» вешает красный кружок (кружки из жести, покрашены масляными красками, сделаны были в нашей мастерской), получил «хорошо» - вешают синий кружок, «посредственно» - зелёный, «плохо» - коричневый» и «очень плохо» - чёрный. Если воспитанник имеет плохую отметку и против его фамилии висит чёрный или коричневый кружок, он старается скорее исправить отметку, чтобы этот кружок скорее воспитатель заменил бы другим, так как все видели эти плохие отметки, и было стыдно перед товарищами.
Урок в 4 классе
Кроме этого, детей, имевших за неделю только отличные и хорошие отметки, почти каждую субботу или воскресенье возили в Ленинград - в ТЮЗ, цирк, во Дворец пионеров, музеи, театры, водили в музеи Павловска или Пушкина. Помню, как нашу группу наградили за хорошую учёбу и поведение поездкой на областную олимпиаду в Ленинград. Она шла три дня, и три дня подряд после завтрака мы уезжали в Ленинград, там с утра были на олимпиаде, смотрели выступления детей школьных и дошкольных детских домов Ленинградской области, потом обедали в столовой и совершали прогулки по Неве на Кировские острова или по городу, а к вечеру ехали в Павловск в детский дом. Какое это было для нас большое удовольствие!
Летом на площадке было много качелей, гигантских шагов, был пионербол и другие игры-аттракционы, скакалки, мячи, трёхколесные велосипеды, а зимой сани. Очень мы любили играть в мяч («круг», «квадрат», «школа мяча») и особенно в финскую и русскую лапту.
Мальчики играли в «чижика», городки, волейбол, футбол.
Наша площадка днём летом никогда не была пустой. Такие игры, как «лапта», «12 палочек», «палочка выручалочка» были ежедневными, мы просто были ими заражены. Зимний инвентарь у нас в павильоне хранился в отдельной комнате (у входа в здание), он выдавался и принимался дежурным. Ребята, небрежно к нему относящиеся, на следующий день лишались его, то есть им уже не выдавали.
Скучать в детском доме нам было некогда. Любители книг в любое время могли получить в библиотеке детдома художественную литературу.
На территории детского дома находился пруд прямоугольной формы с огромным булыжником посредине. Дети купались в пруду, загорали, на этом булыжнике (помещалось 3-4 человека). На пруду плавали два хорошо и аккуратно сбитых плота. На них катались обычно мальчики. Зимой пруд застывал и был хорошим катком. Ребята катались на коньках.
Каждое лето завуч Пётр Васильевич проводил с мальчишками военные игры. Были у них «красные» и «синие», оружие (винтовки, пистолеты, гранаты, пулемёты, трещотки, бинокли они заготовляли заранее из дерева в мастерской. Завуч уводил мальчишек со всем этим снаряжением обычно в сторону Белой берёзы. Игра была по всем правилам (с разведчиками, пленными и т. д.) Иногда игра длилась не один день, а продолжалась на второй, третий день. Приходили усталые и не все в хорошем настроении. Сразу можно было отличить победителей от побеждённых. Неудачи огорчали ребят, но они в следующую военную игру опять шли к Петру Васильевичу, чтобы он их взял с собой. Так была эта игра интересна для мальчиков.
Ребята и завуч Петр Васильевич Великотный
В нашем детдоме воспитанникам разрешалось навещать родственников, которые проживали не только в Павловске, но и в Ленинграде, и в других населенных пунктах области, путь в которые был без осложнений и трудностей. Так, например, у меня в Ленинграде жила до войны тетя. Мне захотелось съездить к ней в гости. Я пришла к своей воспитательнице и сказала об этом. Она заполнила на меня «отпускной лист», он напоминал командировочное удостоверение по форме и величине, и заносились в него почти такие же данные.
ОТПУСКНОЙ БИЛЕТ
выдан воспитаннице Павловского детского дома № 5 Ивановой Нине
Куда едет __________________________ дата ___________
когда возвратится в д/дом к какому часу ___
печать роспись воспитателя
д/д и ещё кого-то
Заполненный бланк воспитатель носил в канцелярию детского дома на подпись (не помню, кому) и печать.
С такими бумажками нас набиралось иногда до 10 человек. Например, до Ленинграда едем вместе в вагоне, а там - каждый по своему адресу, указанному в отпускном листе. Я ездила очень часто, почти каждую субботу на воскресенье. В воскресенье к 7 часам вечера была уже в детском доме.
Очень часто в детский дом приезжали разные артисты: циркачи с дрессированными животными (хорошо помню собачек, кошек, мышат или крыс с заводным поездом), музыканты, солисты, кукольники и другие.
К нам, старшеклассникам (в павильон с 5 класса и т. д.), приходили с лекциями. Очень понравилась лекция с показом документального фильма о кругосветном путешествии нашего советского корабля. Нам показали экспонаты, приобретенные членами экипажа в этом путешествии: рыбу-пилу, рыбу-молот, раковины и т. д.
Такие лекции давали нам очень много знаний, расширяли наш кругозор, оказывали положительное влияние на наше воспитание.
Наш павловский детдом поддерживал контакты с другими детскими домами. С Волосовским детским домом играли в футбол (их команда приехала к нам на игру, наша - к ним), из Павловского детдома РККА приходили с концертами к нам, мы к ним, ездили с духовым оркестром и некоторыми номерами в один ленинградский детдом (не один раз).
Из детдома наших ребят трудоустраивали, точно не знаю, куда, но хорошо помню, что многих девочек увозили на ткацкие фабрики под Москву.
А когда стали организовываться школы ФЗО, отправляли туда. Первый выпуск в школу ФЗО прошёл торжественно. Этих ребят мы провожали со своим оркестром до самого Ленинграда.
В наш детдом в основном поступали ребята из дошкольных детдомов Сестрорецка, Ораниенбаума и Павловского дошкольного детдома имени Первого мая. Иногда поступали ребята без документов, с неизвестным прошлым - оставленные в магазине, в трамвае, на вокзале, подброшенные. Таким детям врачебная комиссия определяла возраст, давали им отчество, фамилию. Поэтому были у нас ребята с фамилиями Неизвестный, Найдёнов, Новиков. В моей группе была девочка Мадлена Густафовна Неизвестная. Она говорила, что её нашли с запиской, в которой были указаны только имя и отчество. Всё остальное она получила в детдоме. В такой большой семье были, конечно, ребята и не очень хорошего поведения: они грубили, хулиганили, обижали своих товарищей, особенно девочек. Но таких было очень мало.
Помню, один мальчик (вроде бы, Захаров была его фамилия) часто из детдома убегал, бродяжничал, ездил по разным городам, его находили и привозили обратно. После очередного такого побега был устроен в детдоме показательный суд. В зал, где собрались ребята старших групп, вошли судья, заседатели, и милиционер ввёл этого мальчика. Одет он был в казённый полосатый костюм, на голове шапочка. Всё шло, как в настоящем суде. Мальчика было жалко, но он был виноват сам. Этот суд явился хорошим уроком и для других ребят. Больше мальчика в нашем детдоме не было, после суда его увезли в детскую колонию - таково было решение суда.
И ещё нехороший случай произошёл у нас (году в 1940-м, наверное). У нас за городом были клюквенные болота, куда мы в определённые дни ходили за ягодами. Там же были военные полигоны для обучения солдат (до войны в Павловске был военный городок, мы ходили туда). Несколько мальчишек из павильона бывшего Константиновского дворца сходили тайком до полигона в запрещенный день.
Утром, когда они в спальне заправляли свои постели, к ним пришел завуч Пётр Васильевич Великотный и сказал:
- Мальчики, торопитесь идти в столовую завтракать, а то опоздаете в школу.
В это время раздался сильный взрыв, завуча отбросило в коридор, одного мальчика (его кровать была у окна) Юшкова выбросило воздушной волной в окно (со 2-го этажа на клумбу, и ему ничего не сделалось). Остальных мальчиков, которые заправляли свои постели, разорвало на части, одного целого нашли за круглой печкой, но он тут же скончался.
Приехала крытая машина, останки ребят вносили в неё завёрнутые в клеёнках и увозили в Пушкин (не знаю, почему).
После обеда мы, старшие, человек сто, а может быть и больше, сходили в оранжерею, нам дали всем по одному цветку в глиняном горшочке, и мы колонной с оркестром пошли пешком в Пушкин на кладбище. Там была вырыта одна очень большая яма. Мы ждали долго, когда привезут останки мальчиков. Привезли их, когда уже начало смеркаться. Мы увидели 9 маленьких (не более 1 метра в длину) гробиков, обитых красной материей. Их спустили в эту яму, засыпали, и мы все поставили в землю принесённые с собой из Павловска цветы в горшочках. Духовой оркестр сыграл им прощальный похоронный марш. Помню, обратный путь мы ехали на машине (духовой оркестр, а остальные дети как добрались до Павловска, я не знаю).
Мальчик, которого выбросило в окно, а он один из этой спальни остался живым, рассказал, куда ходили, что принесли с полигона (названия он не знал - граната, снаряд или что-то другое).
После этого случая директором детского дома стал Владимир Устинович Саулевич, а до него был, по-моему, Ковалёв (больше ничего не помню), мы его мало видели, он редко ходил к нам, ребятам.
Директор детского дома Владимир Устинович Саулевич
Наша мирная жизнь была нарушена войной. Пришлось рыть траншеи, куда мы прятались при воздушных тревогах, много дней ходить рыть за город противотанковые рвы. На 9 июля была намечена эвакуация детского дома, и весь багаж был уже на станции, но за неимением вагонов её не могли осуществить. Мы спали на койках без матрацев, одеял и подушек. Эвакуировались мы 16 июля. Рано утром, когда в городе не было ни одного ещё прохожего (в 3, 4, 5 часов утра, не знаю, но очень рано). Большой колонной мы молча шли по улице Революции мимо больших Чугунных ворот на станцию. Там нас погрузили в товарные вагоны, и мы поехали в неизвестные края. Духовой оркестр (там была и я) занимал отдельный вагон. С нами ехал Николай Дмитриевич Исаков, наш руководитель. В пути были частые остановки из-за воздушной тревоги. Вёз нас паровоз Ф. Дзержинский, два последние вагона были заняты дошкольным детским домом Павловским имени Первого мая.
Добрались мы до конечной остановки (станция Тирс, или Тирсово, Кировской области). Там ожидали нас колхозные подводы, на них сгрузили наши вещи (бельё, продукты, посуду и прочее, а мы шли рядом пешком 17 километров. Поселились в селе Медяны в двух школах, начальной и семилетке. Через год детдом переехал в другой район Кировской области - Пижанский, в село Обухово, так как прокормить такой детский дом на прежнем месте не могли.
Эвакуировали из Павловска 500 ребят, а 100 человек оставили для трудоустройства (так говорил директор Владимир Устинович). Но немцы так быстро подходили к Павловску, что оставшиеся там 100 ребят вынуждены были пешком уходить в Ленинград. От одной девочки, Зины Соловьёвой, она была в моей группе в Павловске, я получила письмо, уже работая в детдоме. Она писала, как они шли в Ленинград, как жила она в Ленинграде в трудные дни блокады.
Из Обухова нас, нескольких девочек, увезли в г. Молотовск (теперь г. Нолинск) учиться в педучилище на отделение «учитель-воспитатель» (набирали на это отделение только воспитанников детских домов Кировской области). После четырёх лет учёбы в этом училище я была направлена на работу воспитателем в дошкольный детдом этого же города, и вот я уже отработала в нём 30 лет и работаю сейчас.
У меня двое детей, взрослая дочь работает старшим бухгалтером в Нолинской аптеке и сын, который через неделю уходит служить в армию.
12.X.81