Конюшенная улица. Часть 22. От Медвежьего переулка к Песчаному

Jan 27, 2022 16:02

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15
Часть 16
Часть 17
Часть 18
Часть 19
Часть 20
Часть 21

Продолжим прогулку в историческое прошлое Конюшенной улицы. На очереди у нас участок на ее четной стороне между Медвежьим и Песчаным переулками. Сегодня здесь находится единственный четырехэтажный дом под № 12, а участки на углах с упомянутыми переулками заняты небольшими скверами.
Напомним, что первоначально Конюшенная улица первоначально пролегала ближе к Госпитальной, по оси Больших каменных конюшен, при этом интересующий нас отрезок был поделен на семь участков. К 1793 году были застроены только первые три участка, ближние к Песчаному переулку, остальные четыре впервые показаны обжитыми на плане 1796 года. Однако последовавшее в конце этого года провозглашение Павловска городом и расширение его территории в 1797 году привело к тому, что Конюшенная улица прокладывается на том месте, где она находится сейчас. Таким образом осуществленная к этому времени застройка перестала выходить на красную линию улицы.
Чтобы решить возникшую проблему, произвели перепланировку участков, сделав их равными уже в новых границах квартала, при этом застройку постепенно перенесли вперед, к новопроложенной улице.



Фрагмент плана Павловска 1797 года: 1-7 - семь участков по Конюшенной улице, распланированных в 1797 году; 8 - первоначальный участок Л. Калинина (в дальнейшем - С. Григорьева и наследников, Я. И. Удалова, Г. Григорьева и наследников, А. Генделя); 7 - участок, прирезанный к земле Л. Калинина в 1797 году, в дальнейшем - И. Ф. Рюля, С. П. Завадского-Краснопольского, Л. К. Бевад, В. И. Дробиш и наследников; 8 - участок Я. И. Удалова, купцов Ёркиных

Первым владельцем седьмого по счету, углового с Медвежьим переулком участка стал унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Леонтий Калинин, построивший дом еще до переноса улицы. Так как участок Калинина выходил одной из сторон на Медвежий переулок, то переносить застройку на новую красную линию Конюшенной улицы (в тот время она называлась Почтовой) ему не потребовалось. Не позднее 1807 года участок вернулся в казну - его выкупило под свои нужды Павловское городовое правление. В 1807 году в доме жила вдова пастора финского лютеранского прихода Венйоки (Славянки) Израиля Цетреуса (+1800) Екатерина Цетреус с дочерьми Елизаветой, Фридерикой и Авророй, в 1810 году - некая пасторша Шарлотта.
В 1822 году место было пожаловано лейб-медику И. Ф. Рюлю в дополнение к уже имевшемуся у него участку на противоположной стороне Медвежьего переулка. В том же году Рюль оставляет за собой незастроенную часть участка на углу Конюшенной улицы и Медвежьего переулка, очевидно, необходимую ему для расширения аптекарского огорода, а участок с первоначальной застройкой Калинина, выходивший на Медвежий переулок продает надзирателю Павловского госпиталя отставному унтер-офицеру Семену Григорьеву (ок. 1777-1832). В 1828 году Григорьев строит по типовому проекту одноэтажный деревянный дом, выходящий фасадом на Медвежий переулок.



И. И. Антонов. Фасад дома госпитального служителя С. Г. Григорьева. 1828

В 1833 году Яков Иванович Удалов, владелец соседнего, углового с Госпитальной улицей участка покупает участок Григорьева у его вдовы Марии Петровны Григорьевой (ок. 1785-1835). К этому времени место И. Ф. Рюля перешло к доктору Образцового кавалерийского полка Степану Павловичу Завадскому-Краснопольскому, о котором мы уже рассказывали и который также нуждался в аптекарском огороде. После Завадского угловым участком владели уже знакомая нам надворная советница Л. К. Бевад, и мещанин Иванов, выстроивший наконец на месте огорода большой деревянный дом с нижним каменным этажом и флигель.
В 1853 году участок Иванова с новым домом приобретает отставной артист Императорских театров бывший актер немецкого театра в Санкт-Петербурге Вильгельм Иванович Дробиш (ок. 1793-1872). В Павловске скончалась его первая супруга Констанция Изер (ок. 1794-1858), здесь же Вильгельм Иванович женился во второй раз на Августе Мариамне Фус (1819-1912). Во втором браке родились сын Теодор Вильгельм (1862-1903), также живший в Павловске и занимавшийся купеческим делом. Дочь Вильгельма Ивановича Евгения Александрина Дробиш в 1913 году вышла замуж за почтово-телеграфного чиновника управления городских телеграфов в С.-Петербурге Владимира Ивановича Сторожева.



Фасад дома отставного артиста Дробиша со стороны Конюшенной улицы с проектом пристройки балкона. 1867

По словам Б. В. Януша, старожилы вспоминали, что до 1917 года в доме Дробишей находилась гостиница и магазин дамской одежды мадемуазель Христин. «Центральный вход был с Медвежьего переулка, и на второй этаж вела широкая лестница. Квартиры там от площадки отделялись стеклянной перегородкой. На третий этаж вела узкая деревянная лестница, там, наверное, размещались более дешёвые номера... В наше время (1930-е годы. - С. В.) дом был весь заселён, а в первом этаже помещалась типография. Мы часто торчали у её низких окон и смотрели, как там печатают на типографских машинах.



Конюшенная улица. 1953. Справа виден край дома Дробиш с нижним каменным этажом

Недалеко от этого дома на Конюшенной, по-моему в доме № 18, находилась редакция газеты «Большевистская трибуна», а тираж печатали в этой типографии». Дом этот пережил войну и был снесен в конце 1950-х годов, когда строились современные дома № 12 и № 14.
Вернемся ко второй половине участка И. Ф. Рюля, доставшейся семье отставного унтер-офицера Семена Григорьева, а затем выкупленной соседом Я. И. Удаловым, при котором стоявший здесь лицевой дом был, вероятно, достроен вторым этажом. В 1860-е годы бывшая недвижимость Удалова перешла к купцам Ёркиным, а бывший участок Григорьевых получает новых владельцев, также Григорьевых (видимо, однофамильцев) - губернского секретаря Гавриила Григорьева, а после его смерти - вдову Арину Ивановну и трех дочерей Евдокию (ок. 1839-1902), Марию (ок. 1838-1900) и Анну (+ не ранее 1911 года). Последняя еще до 1917 года продала дом его последнему владельцу А. И. Генделю (1862-после 1935 года). Дом у Григорьевых был деревянный двухэтажный, но, видимо, сильно обветшал со временем и к 1911 году оценивался всего в 200 рублей. В отличие от недвижимости соседей Дробиш (1500 руб.) и Еркиных (также 1500 рублей).
Вот как вспоминал этот дом Б. В. Януш, в 1930-е годы проживавший напротив: «Следующий дом № 14 двухэтажный деревянный красного цвета принадлежал Генделю, который сам там же жил. Заселён он был евреями, хозяин, по-видимому, специально подбирал жильцов по национальному призраку. Со стороны улицы по концам фасада находилось два крыльца, почти всегда закрытые. Над левым крыльцом был небольшой балкон, а над правым - терраса. Участок со сравнительно маленьким садиком окружал дом с двух сторон и от улицы отделялся сплошным красным забором.



Л. Б. Януш. Вид из окна дома Янушей в Медвежьем переулке. 1939. На противоположной стороне улицы слева - крыльцо, а над ним «терраса» дома А. И. Генделя, справа - дом Еркиных (современный адрес: Госпитальная, 17)

В те годы, о которых идёт речь, не помню, чтобы кто-нибудь убирал улицы и территорию около домов. Но вот от частников это требовалось неукоснительно, и около дома Генделя часто можно было видеть хозяина с метлой в руках. Он был тогда уже старым с бородой. Мальчишки дразнили его и пели песню:

Крутится вертится по мостовой,
Крутится вертится Гендель с метлой...

Гендель очень злился, ругался и порой был не прочь огреть кого-нибудь метлой, но угнаться за шустрыми мальчишками не мог».
На самом деле Абрам Иоселевич был известен в Павловске многим. Расскажем о нем, опираясь на данные, которые собрал павловский краевед А. Н. Садиков. Мещанин Ново-Александровского уезда Ковенской губернии А. И. Гендель родился в городе Видзе в Польше. В 1884 году завел в Павловске слесарно-водопроводную мастерскую, периодически переезжавшую с Солдатской улицы (улицы Красного Курсанта) на Госпитальную, с Госпитальной на Конюшенную... До 1901 года в работе ему помогал отец, а после смерти отца пришлось брать учеников, которых не было много - профессия рабочая, грязная, не шибко хлебная. И вот наконец, приобрел собственный дом в Медвежьем переулке!
Но тут грянула революция. Дом у Абрама Иоселевича как у известного всему городу представителя трудовой профессии не отобрали (уж больно он был ветхий), и Гендель продолжал лудить и паять кухонную посуду, ремонтировать водопроводное хозяйство в домах горожан. Кустарь-одиночка, так тогда это называлось. И вдруг в 1931 году местные власти вспомнили о прежней мастерской Генделя и занесли его самого и его пожилую супругу в списки «лишенцев» - лишенных избирательных прав. В эту категорию попадали бывшие эксплуататоры и владельцы имущества, позволявшего получать «нетрудовой» доход. Пришлось побегать, собрать ходатайства своих бывших учеников и подмастерий со свидетельствами о том, что он их не эксплуатировал. Разбирательство тянулось долго, избирательные права вернули только в 1935 году.
И это было весьма кстати: Абраму Иосифовичу исполнилось уже 73 года, немолода была и его супруга, а рассчитывать на пенсию лишенцы не могли. А тут еще мальчишки дразнили!
В 1960 году на месте дома Генедля выстроили трехэтажное здание из белого кирпича под № 14/12 по Конюшенной улице, а на месте дома Дробиш разбили небольшой скверик.

Продолжение

Павловск, Конюшенная улица, Прогулки по Павловску, Музей истории города Павловска, Сергей Выжевский, Вильгельм Дробиш

Previous post Next post
Up