Рассказ о том, как работает крупнейшая в мире система проката городских велосипедов и чем она может быть полезна туристу.
Пятый день увлекательного путешествия шести туристов по стране фуа-гры и шампанского был посвящён изучению столицы государства. Однако, как оказалось, изучать в Париже нечего - всё уже изучено до нас. Поэтому я воспользовался свободным временем, чтобы просто покататься на велосипеде. Рассказ об этом поучительном занятии под катом.
В парижском музее искусств и ремёсел (том самом, где висит маятник Фуко и происходит кульминация одноимённого романа Умберто Эко) недавно появился новый экспонат. Никаким музейным канонам он, разумеется не соответствует, поскольку не успел обрасти мхом истории даже на миллиметр. Но тут случай особый - всего за шесть лет этот самый экспонат сумел радикально изменить город, казалось бы, видевший в своей истории всё. Речь об общественном велосипеде Velib.
Сеть Velib была открыта в Париже летом 2007 года и очень быстро стала крупнейшей в мире системой совместного использования велосипедов. Сегодня Велиб - это 1800 прокатных станций, круглосуточно готовых предоставить желающим любой из двадцати тысяч своих байков.
Каждый второй велосипедист, которого вы увидите в Париже, будет рассекать на Велибе.
Сами велосипеды максимально универсальные и простые. Три скорости, массивная рама, корзина, звонок, фары. Вот и всё. В целом, для городских улиц такие подходят почти идеально. Разве что на бордюры прыгать неудобно.
Суточный абонемент Velib стоит 1,7 евро, недельный - 8, годовой - 29 евро. Для регистрации понадобится кредитка с чипом. Во время действия абонемента на карте будет заблокировано 150 евро. Первые полчаса проката будут бесплатными, вторые обойдутся в 1 евро, третие - в 2, все остальные - по 4. Тарификация, как нетрудно догадаться, ориентирована на то, чтобы люди совершали небольшие поездки и не задерживали возврат велосипедов. А при длинных вояжах меняли их на попутных станциях, как почтовых лошадей. При должной сноровке в таком случае можно ограничить свои траты ценой абонемента. Хотя если вы не привыкли обращать внимания на суммы, в которых нет хотя бы трех-четырех нолей, можете спокойно уехать с велосипедом в какой-нибудь парк, чтобы посидеть там в тишине пару-тройку часиков.
Запуск Velib поставил сразу несколько рекордов. Один из них - по числу украденных и сломанных велосипедов. Первые пару лет гопота из парижских предместий вовсю отрывалась на беззащитных байках. Примерно 80% велосипедов первого призыва бесследно исчезло. Когда заканчивались велосипеды, вандалы портили парковочные стойки и терминалы. Но организаторы проекта не паниковали, а спокойно пополняли парк и ремонтировали станции. И были правы - со временем воровство пошло на убыль. Сейчас Velib продолжает нести ежедневные потери, но это уже капля в море.
При этом разумеется по городу, наряду с легальными катаются многие тысячи "освобожденных" велосипедов. Такие несложно определить - хозяева бросают их где попало, часто даже без замка. А вообще парижские велибы сегодня можно встретить и на Балканах, и в Северной Африке, где они, хм, служат благой цели популяризации двухколесного транспорта и рекламируют незабываемый отдых во Франции. Так что как ни крути, а от проекта получилась сплошная выгода.
Еще пара советов. Velib - это сеть для людей со смартфонами. Конечно, можно приобрести и бумажную карту с указанием станций, но если вы не ориентируетесь в Париже, как рыба в воде, это будет только потерей времени. Увы, офф-лайн навигация для велосипедистов пока оставляет желать лучшего. В радиусе трех сотен метров от Эйфелевой башни, к примеру, расположены четыре станции проката, но ни одного указателя к ним турист не найдет. Зато со смартфоном проблем никаких - ставите официальное приложение для для iOS и Android или одно из множества альтернативных, и вперед. Можно на лету находить свободные велосипеды и места, где их можно оставить, планировать сложные маршруты и обнаруживать достопримечательности в стороне от магистральных туристических троп.
Довольно часто приехав в пункт назначения, можно не увидеть там свободных парковочных стоек. Паниковать в этом случае не нужно. Если вы прислушались к предыдущему совету, то с помощью телефона легко вычислите в окрестностях станцию, на которой свободные места есть. Другой вариант - отметиться на терминале и получить 15 бесплатных минут на парковку, а также подсказку, куда за это время можно доехать. Наконец, способ для самых ленивых - это просто встать рядом со станцией и подождать, пока одно из мест не освободится. Кстати, онлайн-карта свободных мест на стоянках здорово помогает ориентироваться в Париже даже тем туристам, которые велосипедом пользоваться не собираются. Хотите узнать, где в городе сейчас проистекает самая бурная жизнь? Посмотрите на карту. Если вы видите, что в каком-то районе вечером нет свободных мест на велопарковках - значит там сейчас очень весело.
Ну и последнее - про то, где кататься. Положа руку на сердце, до голландского или немецкого уровня парижские велодорожки пока не дотягивают. Но тому есть объективные причины. Во-первых, активно развивают их не так давно. А во-вторых, выделить велосипедистам отдельное пространство в стесненном сверх меры историческом центре Парижа часто просто нереально. Не сносить же для этого Лувр в самом деле. Поэтому большую часть расстояния приходится преодолевать по обычным улицам, держась справа в общем потоке. Но надо отметить, что при всей плотности и внешней безалаберности парижский трафик достаточно лоялен к велосипедистам.
Впрочем, пора переходить от теории к практике. Итак, какие плюсы может извлечь турист, решивший отправиться в путешествие во Францию и прокатиться по Парижу на велосипеде? Начнем с самого очевидного - можно увидеть намного больше, чем доступно пешеходам и уж тем более беднягам, запертым в экскурсионных автобусах. Париж, который открывается велосипедисту, удивляет и поражает.
В нём можно встретить людей, застывших в странных позах: