Дачный поселок Комарово. «Будка» и могила Анны Ахматовой.

Dec 19, 2021 18:56

Часовня святителя Луки, лауреата Сталинской премии
Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой (кроме первой)


https://www.linguacontact.ru/wp-content/uploads/2020/10/komarovo-e1588151023251.jpg

Дачный поселок Комарово (до 1948 - Ке́лломяки) входит в состав Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга. Численность населения по переписи 2021 года 1,3 тыс. человек. На территории посёлка у залива находится памятник природы Комаровский берег, а в трех километрах  расположено Щучье озеро (природных заказник)

В Комарово имеется дачное садоводство «Дружба»  и  Академический городок, в котором проживали многие известных деятели науки и искусства. Был в поселке  и Писательский городок, где под застройку членам Союза писателей давали участки, выделенные Литфонду. При советской власти, с 1945 года, работал Дом творчества писателей «Комарово». В нём часто останавливались Анна Ахматова. При строительстве детского неврологического санатория «Комарово» часть дач вместе с лесом была снесена.

В Комарово находится особняк Бормана (начало XX века)- памятник архитектуры федерального значения. Владельцем особняка был Георгий (Жорж) Борман - российский предприниматель, потомственный почётный гражданин, директор кондитерского товарищества «Жоржъ Борманъ». После войны  в усадьбе жили  руководители Ленинграда (кроме Григория Романова). В настоящее время здесь  находится резиденция губернатора Санкт-Петербурга.

История. Как и большинство посёлков, расположенных на Карельском перешейке поблизости от железной дороги, Келломяки бурно развивался в начале XX века благодаря дачному буму. Железнодорожная платформа открыта в 1901 году, а в 1903 году преобразована в станцию. Поблизости был холм, где между сосен подвесили колокол, звон которого созывал рабочих к обеду. Строители прозвали это место «Колокольной горкой», по-фински - «Келломяки». К 1916 году в посёлке уже насчитывалось около 800 дач, на его территории проживало 10 тыс. русскоязычных жителей, самых разных национальностей: карело-финнов, финнов-ингерманландцев, русских и других.  Среди известных людей, отдыхавших до революции в Келломяки, были балерина Матильда Кшесинская, Карл Фаберже, Жорж Борман и архитектор Гавриил Барановский, автор торгового дома «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и здания Русского географического общества в Гривцовом переулке, построенном в 1907-1909 годах.

В начале XX века в дачном посёлке  действовала добровольная пожарная дружина,  имевшая помещение для любительского театра «Риц», в котором заезжие театральные труппы давали представления. В 1908-1917 годы функционировала православная церковь Святого Духа,  уничтоженная пожаром. С 1909 года в посёлке имелась  русская четырёхклассная школа, которой после убийства Петра  Столыпина присвоили  его имя. В 1917 году была также открыта финская народная школа, в здании которой в 1920-1939 годах размещались военные.

В обширном общественном саду росли  яблони, груши и сливы. Среди предприятий была лесная товарная биржа и основанный в 1903 году торфяной завод с лесопильным цехом и мельницей. В посёлке были две ткацкие мастерские, одну из которых в 20-е годы основал проживавший здесь Генеральный консул Финляндии в Ленинграде.

К началу Советско-финляндской войны 1939 года в Келломяки постоянно проживало 167 семей. В 1920-е годы имущество бывших русских хозяев, покинувших свои дома, распродавалось на аукционах, многие дачи были разобраны и перевезены в другие районы Финляндии. Без хозяев осталось около 800 дач, почти 600 из них были проданы.

С 1922 по 1936 годы в финском посёлке продолжал жить академик, первый Нобелевский лауреат России Иван Павлов. Из выступления академика в декабре 1929 года в первом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова: «Введён в Устав Академии [наук] параграф, что вся работа должна вестись на платформе учения Маркса и Энгельса - разве это не величайшее насилие над научной мыслью? Чем это отличает от средневековой инквизиции? <…> Нам приказывают (!) в члены Высшего ученого учреждения избирать людей, которых мы по совести не можем признать за учёных. <…> Прежняя интеллигенция частию истребляется, частию и развращается. <…> Мы живём в обществе, где государство - всё, а человек - ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы».

До 1939 года посёлок Келломяки входил в состав волости Териоки Выборгской губернии. Гражданское население посёлка было полностью эвакуировано финскими властями в целях безопасности в период обострения отношений с СССР в октябре 1939 года.

После Зимней войны, весной 1940 года посёлок Келломяки принял первых советских переселенцев из Ленинграда. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны советское население его покинуло. С сентября 1941 по июнь 1944 года здесь дислоцировались финские воинские части.  По окончании войны посёлок Келломяки вновь принял советских переселенцев. На его территории  находится  братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В октябре 1945 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О постройке 25 дач для действительных членов Академии Наук СССР». Одна из дач предназначалась Президенту Академии Наук СССР, учёному-ботанику В. Л. Комарову, скончавшемуся 5 декабря 1945 года (похоронен в Москве). Поэтому в ходе послевоенного переименования населённых пунктов Карельского перешейка, развернувшегося в 1948 году, посёлок был назван в честь академика Комарова.


В советское время в Комарово жили на дачах Дмитрий Шостакович, Анна Ахматова, президент АМН СССР Николай Аничков, академик АН СССР, ректор ЛГУ Кирилл Кондратьев, народный артист СССР Николай Черкасов, композитор Василий Соловьёв-Седой, писатели фантасты Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие. Здесь на даче отдыхали писатель и киносценарист Юрий Герман с сыном Алексеем, будущим кинорежиссёром, а затем Евгений Шварц. Сразу после войны, до перевода в Москву, в Комарово часто приезжала знаменитая балерина Галина Уланова.

Русский поэт и прозаик Глеб Горбовский писал: «Комарово… Нет в его окрестностях ни среднерусской смиренной мягкости, ни черноземной хлебной распахнутости степной, ни прикавказской знойной величественности, зато отчетливо ощущается нечто нордическое, сползшее с отрогов скандинавской возвышенности во времена глобальной ледниковой подвижки, нечто от северной суровой ясности, от прохладно-голубого взгляда на мир далеких викингов: сосны, граниты, озера, запах морской воды, пронизывающий макушку европейского материка, его бахромчатые, изрезанные фьордами выступы, разносимые при помощи северных, а в обратную сторону - балтийских ветров».

Комарово стало известно во всём бывшем СССР в 1980-х благодаря одноимённой песне Игоря Николаева и Михаила Танича в исполнении Игоря Скляра: «На недельку до второго

Я уеду в Комарово …». Но ни настоящих скал, ни пучины, о которых поётся в песне, здесь нет.

Как и прежде посёлок остаётся дачным для выдающихся деятелей искусства, науки, литературы, кино. В последние годы посёлок, известный памятными местами,  подвергся хаотичной застройке.

Каждый год, в июне, в ближайшую субботу ко дню рождения Анны Ахматовой, в Комарово проводится традиционный литературно-музыкальный вечер памяти поэтессы («Ахматовский вечер»). К 2020 году это «подношение памяти великой поэтессы» прошло уже 14 раз.


«Будка» Анны Ахматовой




В Комарово расположено кладбище, открытое в 1904 году, его основу составляет Комаровский некрополь, приобретший мировую известность. На нём погребены: художник Натан Альтман  и поэтесса серебряного века  Анна Ахматова,  композиторы Вениамин Баснер и Виктор Резников, писатели  Вера Панова, Иван Ефремов  и Юрий Рытхэу, ученые  - нейрофизиолог  Наталья Бехтерева, филолог Дмитрий Лихачёв,  океанолог Михаил Сомов,  лауреат Нобелевской премии по физике  Жорес Алфёров, кинорежиссер  Иосиф Хейфиц и другие деятели культуры, науки и искусства.


Могила Анны Ахматовой




Статьи в ЛЖ об Анне Ахматове, первом муже и сыне:

Анна Ахматова. Парящая в небесах
Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы
Тверская земля. Бежецк. Отчизна Льва Гумилёва. «Некрасивых мест на земле нет»
Память. Лев Гумилев. К столетию со дня рождения
Лев Гумилев. Последнее пристанище
Воспоминания о Евразийском Союзе в Таврическом дворце (Международный научный конгресс Межпарламентской Ассамблеи СНГ «Наследие  Льва Гумилева и судьбы народов Евразии»)
Могила академика Дмитрия Лихачева и его супруги.



По теме: Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут

***
В последние годы  в Комарово на средства прихожан  у местного кладбища возведена  деревянная часовня святителя Луки.  Этот человек удивительной судьбы,  причисленный к лику святых.  Валентин Войно-Ясенецкий (1877 - 1961) родился в  Крыму, в Керчи.  Успешный врач, доктор медицинских наук  в разгар антицерковной кампании, принял монашеский  сан. Он врачевал еще во время Русско-японской войны и параллельно стал заниматься научной разработкой принципов  лечения гнойных заболеваний и анестезии. Талантливый доктор был репрессирован  и провел в лагерях и ссылки долгие годы.


Первый раз его обвинили  во вредительстве летом 1921 года, когда он в Ташкенте  лечил раненых и обожжённых красноармейцев. Стоявший во главе ташкентского ЧК латыш Яков Петерс решил сделать суд показательным и сам выступал на нём общественным обвинителем.  Когда чекист спросил: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» Отец Валентин ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?». Обвинение провалилось, вВместо расстрела  был приговорён с коллегами врачами к 16 годам тюрьмы. Но уже через месяц их стали отпускать на работу в клинику, а через два - совсем освободили.

После долгого следствия в  1923 году комиссия ГПУ вынесла решение о высылке епископа в Нарымский край, местом ссылки был назначен  Енисейск, откуда освобождён в 1925 году и вернулся в Ташкент.

В  1929 году было сформировано новое  уголовное дело, в 1931 год сослан в Северный край, вначале в Котлас, затем в Архангельск. Оттуда его вызывали в Москву, где особый уполномоченный коллегии ГПУ безрезультатно  предлагал хирургическую кафедру в обмен за отказ от священнического сана.

После освобождения в ноябре 1933 он ездил в Москву, где встречался с митрополитом Сергием, но отказался от возможности занять какую-либо архиерейскую кафедру, потому что надеялся основать НИИ гнойной хирургии. Войно-Ясенецкий получил отказ наркома здравоохранения, но сумел добиться публикации  в 1934 году «Очерков гнойной хирургии».

24 июля 1937 года арестован в Ташкенте в третий раз. В вину епископу вменялось создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», убийство пациентов на операционном столе и шпионаж в пользу иностранных государств.

В начале Великой Отечественной войны из сибирской  ссылки отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину: «Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Телеграмму вместо Москвы передали в крайком. В  сентябре 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя. Он делал несколько операций в день, что в его возрасте приводило к неврастении. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу (в Красноярске не осталось ни одной церкви).

В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В своем ответном слове при награждении он выразил недовольство своими многолетними ссылками, а позже заявил: «Такие награды дают уборщицам. Ведущему хирургу госпиталя и архиерею полагается орден».

В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах», профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 тысяч рублей. Из них 130 тысяч рублей он передал на помощь детским домам. Лука Крымский стал первым и единственным священнослужителем - лауреатом Сталинской премии.

В начале 1947 года он назначен консультантом Симферопольского военного госпиталя, где проводил показательные оперативные вмешательства. Также он стал читать лекции для практических врачей Крымской области в архиерейском облачении, из-за чего курсы  были ликвидированы местной администрацией. В 1955 году ослеп полностью, что вынудило его оставить хирургию. С 1957 года диктует мемуары,  избран почётным членом Московской духовной академии. В постсоветское время вышла автобиографическая книга «Я полюбил страдание…». Святитель отошел в царство небесное в 1961 году - в день Всех святых, в земле Российской просиявших.
18 марта Святая Церковь празднует обретение мощей  архиепископа Симферопольского и Крымского  Луки, которое состоялось в 1996 году, в том же году он  был причислен к лику святых.  В настоящее  время мощи Святителя Луки  хранятся  в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Часовня святителя Луки в Комарово.






Путешествие в курортный район  Санкт-Петербурга на Карельском перешейке. Сестрорецк
Сестрорецк. Первая российская подводная лодка
Сестрорецкий  Разлив. Шалаш, укрывавший вождя всемирного пролетариата, и последствия для товарищей
Карельский перешеек. Климатический курорт Зеленогорск
Карельский перешеек. Корабельная роща. Жемчужина лесоразведения
Дачный поселок Комарово. «Будка» и могила Анны Ахматовой.  Часовня святителя Луки, лауреата Сталинской премии.
Дачный финский поселок Куоккала. Некоронованная столица русской демократии
Дачный поселок Куоккала. Усадьба «Пенаты» художника Ильи Репина. Жизнь в двух шагах от границы с Большой Родиной 

1940 год. Последний месяц «Зимней войны». Бои за Выборг.
Герой-красноармеец Иван Аляев

Выборг и пейзажный парк  Монрепо (Мой покой) поздней осенью

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья




Путешествия, Россия, Анна Ахматова, Санкт-Петербург, История

Previous post Next post
Up