Владимир Дергачев
https://fofoi.ru/wp-content/uploads/2015/02/pervay1-e1424440883593.jpgКопия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла.
Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана гениальным Леонардо да Винчи. Он даже разработал проект, но подумав, уничтожил его, опасаясь разрушительных последствий подводной войны. Впервые действующий образец вёсельной подводной лодки создал голландский инженер в 1620 году для короля Англии Якова, она успешно прошла испытания в Темзе.
В России попытку построить подводную лодку предпринял при Петре Великом крестьянин-самоучка Ефим Никонов. На галерном дворе в Петербурге в присутствии царя была испытана действующая модель, но со смертью императора проект «потаённого огненного судна» забросили.
Для постройки судна были привлечены бочары, что и определило бочкообразную форму первой субмарины. В строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа, её раззмеры были шесть метров длинной и два шириной.
Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Подлодка работала на весельной тяге, и весь экипаж состоял из четырех человек, изобретатель сам руководил всем процессом погружения.
Никонов решил соорудить шлюзовую камеру, через которую из находящейся под водой подлодки мог выйти водолаз и нанести повреждения вражескому кораблю. Для водолаза конструктор изобрел скафандр с герметичным шлемом и грузами на спине. Осенью 1724 года в окрестностях Петербурга на Карельском перешейке на озере Разлив в присутствии императора Петра I состоялись первые испытания «потаенного судна». Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула. Весной 1725 года, после ремонта судна, конструктор снова попытался испытать его в воде, но обнаружилась течь и погружение отменилось.
После смерти Петра I подлодкой Никонова перестали интересоваться. Коллегия Адмиралтейства свернула работы, изобретателя разжаловали из мастера в работники, а в 1728 году сослали в далекое Астраханское адмиралтейство. Говорят, что упорный изобретатель и там без финансовой поддержки, на одном своем энтузиазме совершил несколько удачных погружении на «потаенном судне».
Фотография Валентины Балакиревой
Впервые подводную лодку применили в боевых целях во время войны за независимость Соединенных Штатов Америки. Субмарина «Черепаха» попыталась атаковать британский флагман, но была обнаружена и подорвана миной.
Русский ученый-инженер польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий (1843 -1938, Париж), уйдя с военной службы, на своей даче в Одессе на Малом Фонтане разработал и реализовал в 1878 году проект боевой одноместной подводной лодки. Она приводилась в движение силой ног человека и предназначалась для постановки мин под вражеские корабли. Первое удачное испытание прошло на одесском рейде, где с помощью субмарины была подорвана баржа.
Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году. Она вмещала 4 человека и имела два гребных винта. Модель испытана на Серебряном озере в Гатчине в присутствии наследника российского престола великого князя Александра Александровича (с 1881 года - император Александр III), в ходе которых изобретатель взорвал миной плотик-мишень, а после причаливания преподнёс молодой цесаревне букет её любимых орхидей. Царским указом было построено пятьдесят небольших подводных лодок, предназначенных для обороны морских крепостей.
В начале 1890-х годов Джевецкий предложил ряд усовершенствованных проектов подводных лодок с механическим двигателем. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с Алексеем Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году ему была присуждена первая премия. Джевецкий также изобрёл «подводный минный аппарат», значительно отличавшийся от ранее существовавших. В 1907 году по его проекту построена подводная лодка «Почтовый» с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода.
Подводная лодка Джевецкого в Центральном военно-морском музее в Петербурге.
Фото Н. Михайлова.
https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633794401_1_-p1010973.jpg В 1899 году на международной конференции в Гааге Россия при поддержке Германии, Франции, Италии, Японии и США, предприняла попытку ограничить создание подводного оружия, которая была сорвана Великобританией. Впервые подводные лодки были применены в русско-японской войне. Экипажи их набирались на добровольной основе из числа офицеров и матросов надводных кораблей.
До 1906 года подводные лодки числились миноносцами. Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Первой в мире подводной лодкой с дизельным двигателем стала российская «Минога», построенная в 1906-1909 годах.
http://rusdarpa.ru/wp-content/uploads/2015/04/-1-e1428444240535.jpg «Минога» участвовала в Первой мировой войне, совершила 14 боевых выходов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли. В 1918 году после ремонта на Балтийском заводе перевезена по железной дороге в Саратов, откуда своим ходом дошла до Астрахани и приняла участие в Гражданской войне на стороне молодой Советской власти в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. В 1925 году субмарина отправлена на металлолом.
Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых тонн. Действия германских подводных лодок на морских коммуникациях поставили Англию на грань поражения в войне.
В Одессе в парке Победы Стефану Джевецкому в 2004 году установлен памятник в дни проведения 41-го Международного конгресса моряков-подводников.
https://dumskaya.net/pics/b1/picturepicture_153052858195078165225816_20985.jpg Путешествие в курортный район Санкт-Петербурга на Карельском перешейке. Сестрорецк Сестрорецк. Первая российская подводная лодка Сестрорецкий Разлив. Шалаш, укрывавший вождя всемирного пролетариата, и последствия для товарищей Карельский перешеек. Климатический курорт Зеленогорск Карельский перешеек. Корабельная роща. Жемчужина лесоразведения Дачный поселок Комарово. «Будка» и могила Анны Ахматовой. Часовня святителя Луки, лауреата Сталинской премии. Дачный финский поселок Куоккала. Некоронованная столица русской демократии Дачный поселок Куоккала. Усадьба «Пенаты» художника Ильи Репина. Жизнь в двух шагах от границы с Большой Родиной 1940 год. Последний месяц «Зимней войны». Бои за Выборг.
Герой-красноармеец Иван Аляев Выборг и пейзажный парк Монрепо (Мой покой) поздней осенью Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья