Последний день Помпеи

Nov 03, 2018 09:39

Владимир Дергачев


Карл Брюллов «Последний день Помпеи» (1833).

Это главное произведение художника создано в Италии, куда в 1822 году он отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года и прожил там 13 лет. Ему покровительствовал богатый русский меценат Анатолий Демидов, заказавший грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина была подарена Николаю I, передана в Эрмитаж и стала достоянием Отечества.


По теме: Анатолий Демидов. Меценат, временно женатый на племяннице Наполеона
24 августа 79 года н. э. извержение вулкана Везувий унесло жизни двух тысяч жителей античного города Помпеи, расположенного у его подножья. В 1748 году произошло открытие трагедии Помпеи, что стало сенсацией и нашло свое отражение в искусстве. Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Чувства, которые испытал 28-летний художник стали для него судьбоносными. Родилась идея полотна на историческую тему, посвященную трагедии народа.

В левой части картины на втором плане на ступеньках большого здания гробницы прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней - автопортрет Брюллова (с ящиком красок на голове), переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

В правой части картины на первом плане изображен юноша, умоляющий мать бежать от всепоглощающей стихии. Это Плиний Младший, спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».
В историческом полотне отражена не только трагедия жителей Помпеи, но и падение старого, античного языческого мира римлян, и наступление нового мира христианской эпохи. Как отмечают искусствоведы, художник показал себя как новатор, «используя два источника света - горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию» [1].

Карл Брюллов работал над полотном шесть лет (1827 - 1833). Полотно произвело сенсацию в Европе, выставлялось в Милане и на парижском Салоне, где Брюллов получил золотую медаль французской Академии художеств. В Санкт-Петербурге картина была выставлена 11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств. Здесь собрались столичная элита, члены Академии, художники и любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей. Раньше такого успеха ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась 60 лет, а в 1897 году была передана в Русский музей.

Подробно о картине: Лекция «Под воспаленным прахом»
Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.
Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! -
написал о картине поэт Евгений Боратынский. Александр Пушкин также посвятил ей стихи:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. А Николай Гоголь посвятил картине большую статью.

***
Древнеримский город Помпеи расположен на юге Италии недалеко от Неаполя. Был погребен под многометровым слоем пепла во время катастрофического извержения Везувия 24 августа 79 году. В наши дни город представляет собой огромный археологический музей под открытым небом, с 1997 года внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. При раскопках погибшего города выросли новые Помпеи, где расположены отели для туристов.

Юхан Кристиан Клаусен Даль «Извержение Везувия» (1826)


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3d/I.C.Dahl_Vesuv.jpg/1280px-I.C.Dahl_Vesuv.jpg

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. С конца VI века до н. э. Помпеи находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. В 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. Около 310 года до н. э. Помпеи стали союзниками Рима.

Город участвовал в восстании италийских союзных городов 90-88 годов до н. э., после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне. Около 2 тыс. римских ветеранов были размещены со своими семьями в юго-восточной части города.

Предвестником катастрофического извержения вулкана Везувий стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, но большинство зданий было восстановлено. Очередное извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года, длилось около суток. Везувий породил гигантское раскалённое облако из камней, пепла и дыма высотой свыше 30 км, выделив при этом тепловую энергию, многократно превосходящую при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. Римские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены. Сила извержения была такова, что пепел долетал даже до Египта и Сирии. Из 20 тыс. жителей Помпеи в зданиях и на улицах погибло около 2 тыс. человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно. Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь людям пытавшийся приблизиться к берегу на судне.

Систематические археологические раскопки в Помпеи начались в 1860 году, когда археологами были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города. В процессе раскопок выяснилось, что всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла найдены улицы, дома с обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись.

Последнее извержение Везувия произошло в 1944 году. В наши дни на вершину вулкана (высота составляет 1281 м) по пешеходной тропе взбираются туристы. После землетрясения 1980 года, в Помпеи ведутся практически одни реставрационные работы, около 20% города еще не раскопано.


http://pompeii.ru/urbanistica/img/urbanistica02.jpg

Реставрация античных памятников


Фотография Антона Дергачева

Помпеи были обнесены крепостной стеной длиной 3220 метров со сторожевыми башнями и въездными воротами. В центре города находилось здание Муниципалитета, где заседал городской совет. Основу экономики Помпей составляла корпорация фуллонов, ткачей и красильщиков. Одним из важнейших ремёсел было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских и 9 красильных. Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания.

Помпеи испытывали проблемы с водоснабжением. Грунтовые воды находились на глубине почти 39 метров, поэтому колодцы были немногочисленными. Почти в каждом доме находился бассейна для сбора дождевой воды. Был сооружен акведук (большей частью подземный), доставлявший в Помпеи воду из горных источников в количестве около 6500 м³/день. Акведук вёл к резервуару, расположенному в наивысшей точке города (42 м над уровнем моря). К водопроводу были подсоединены дома только самых богатых горожан, остальные набирали воду из фонтанов, расположенных в разных частях города. Из резервуара вода поступала потребителям по трём свинцовым трубам (диаметром 30 см): первая предназначалась для фонтанов, вторая для терм и третья для частных владений.

В городе с население в 20 тыс. жителей около 80 года до н. э. был сооружен большой Амфитеатр на 20 тыс. зрителей, где шли бои гладиаторов. В настоящее время он является древнейшим известным амфитеатром. Античные драмы шли в малом театре Одеон и Большом театре. Большая палестра предназначалась для гимнастических упражнений и спортивных мероприятий. Она представляла собой площадь 130 на 140 м, окружённую с трёх сторон портиком с ионическими колоннами. В центре находился бассейн (37 на 4 м) с глубиной до 3 метров. В южной части - туалеты, очищаемые водой бассейна. Северная стена рухнула при катастрофе 79 года и была восстановлена археологами.

В городе функционировал крытый продовольственный рынок Мацеллум.

В процессе раскопок частично идентифицированы дома горожан, в то числе Дом Хирурга, Трагического поэта, Позолоченных Амуров. В доме Геркулеса (Парфюмера) сад предназначался для выращивания растений, из которых производились духи и благовонные масла. В руинах Доме моралиста археологи нашли надписи:
Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
Уважать женщин и избегать непристойных речей,
Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».
Посетим несколько вилл богатых патрициев.

Дом Фавна - самая роскошная вилла в Помпеях (40 на 110 метров). В нем находился неглубокий бассейн для сбора дождевой воды с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.


http://lifeglobe.net/xf/photoset/634/6.jpg

На пороге главного входа в дом Фавна выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй).


Фотография Антона Дергачева

В гостиной сохранилась знаменитая мозаика, изображающая битву Александра Македонского с Дарием III.


Автор: Ruthven. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=41293

Реконструкция Дома Фавна


Вилла Диомеда. По краям террасы, окружавшей парк, возвышались башенки, с которых можно было любоваться морем. В центре парка находился бассейн, возле него - летняя беседка для обедов на открытом воздухе. В подвалах под галереей устроен винный погреб. На вилле найдено 20 тел погибших при извержении, в том числе женщин и детей, из них 18 в подвале.


http://ermakvagus.com/Europe/Italy/Pompeii/New%20folder%20(6)/ricostruzione.jpg

Вилла Мистерий построена во II веке до н. э.


Автор: ElfQrin, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45294723

Вилла названа по получившим широкую известность фрескам в одном из залов, где изображается посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания.


Фрагмент росписи зала Дионисийских мистерий. Сцена бичевания


Другие виллы


Здесь и далее фотографии Анны и Антона Дергачевых










Оригиналы большинства произведений древнеримского искусства (фресок, мозаик), обнаруженных на виллах, выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. В самих домах находятся копии.











В начале улицы Меркурия установлена триумфальная арка Калигулы (правил в 37-41 годах н. э.), рядом с ней найдена конная статуя императора.


http://pompeii.ru/urbanistica/img/urbanistica05.jpg






Последний день Помпеи
Пешеходная прогулка в последний день Помпеи

Другие публикации на Портале и журнале «Ландшафты жизни» о Римской империи:

Римская империя
Вечный город Рим
Малая Азия. Римская провинция Азия
Малая Азия. Эфес или Вожделенный город
Малая Азия. Зарождение христианства
«Via Egnatia». Великая информационная магистраль римской эпохи
Священный Дион. «Деньги не пахнут». Гимн римским туалетам

Путешествие из славян в римские провинции Малой Азии
Римская провинция Памфилия
Античный Сиде. Рай для влюблённых
Античный Перге. Город великого геометра
Античный Аспендос. Страна скакунов и театра
Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия. Мира
Малая Азия. Затонувшие античные города

[1] Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова. https://www.culture.ru/materials/75604/drevnerimskaya-tragediya-stavshaya-triumfom-karla-bryullova

Добавиться в друзья






Римская империя, Музеи мира, Италия, История

Previous post Next post
Up