Владимир Дергачев, фотографии Анны и Антона Дергачевых
Фонд Митораджа вместе с галереей Контини пожертвовали работу скульптора Игора Миторая Помпеям, где скульптура «Дедал» установлена рядом с храмом Венеры. Франко-польский скульптор Игор Миторай (1944 - 2014) родился в Польше, с 1968 года жил во Франции и Италии. Один из выдающихся скульпторов современности, которому удалось возродить величие античной эпохи. Его произведения украшают площади и улицы городов Европы, Японии и США. В 1986 году его работам был отведен отдельный зал на Венецианской биеннале.
Внушительная и колоссальная скульптура «Дедал» приветствует посетителей самого известного археологического объекта в мире. Дедал - персонаж древнегреческой мифологии, выдающийся художник и инженер, построивший лабиринт на острове Крит.
Вид на руины храма Юпитера с двумя триумфальными арками. На заднем плане - Везувий
Главный храм Юпитера возвышался в центре северной стороны форума. Здание сооружено в 150 году до н. э. (возможно на месте этрусского храма). При раскопках была найдена голова статуи Юпитера времён императора Суллы (80-е годы до н. э.). В подвалах находилась сокровищница, а по сторонам от лестницы - две триумфальные арки.
Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. Его основу составляла площадь размером 38 на 157 метров, способная вместить всё население города. Площадь была окружена зданиями различного предназначения.
Базилика, расположенная к югу от площади, была построена в 120-78 годах до н. э., имеет размеры 25 на 55 м. Центральная её часть обрамлялась 28 коринфскими колоннами диаметром 1,1 м и высотой около 10 м. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней. На стенах оставлено множество граффити, одно из них гласит: «О, стена, удивляюсь, как ты до сих пор не рухнула под тяжестью такого количества надписей».
Храм Аполлона является древнейший храмом Помпеи, датированный 575-550 годами до н. э. Он сохранил характерную черту греческой архитектуры - колоннаду по всему периметру храма. Храм окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов.
Статуя Аполлона
«Кентавр». Произведение современного искусства франко-польского скульптора Игора Миторая
Самые большие и хорошо сохранившиеся Стабиевы термы построены в III веке до н. э. В термах находился бассейном 15x8 метров и комнаты для натирания маслом и песком (для борьбы). Вошедший в мужские бани попадал в раздевалку со сводами, украшенными фресками (амуры, вакханки, трофеи), мраморными сидениями и нишами для хранения одежды. Далее следовали теплые бани, слева от которых находился зал с бассейном с холодной водой. За ним был зал с бассейном горячей воды и ёмкостью с холодной. Женские бани включали в себя парилку, наподобие сауны. Между банями были печи с горячей и очень горячей водой.
Самые изящные термы предназначались в основном для гостей города. На стенах сохранились фрески, например «Атланты».
Центральные термы были заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершён бассейн.
Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками.
Термы с большими окнами с видом на море располагались так же за Морскими воротами на искусственной террасе и были разграблены уже в древности. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х годов. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий.
Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен и в результате способен вместить до 5 тыс. зрителей. При необходимости амфитеатр накрывали навесом, об этом свидетельствуют сохранившиеся кольца. Несколько нижних рядов предназначались для знатных горожан, а два балкона над боковыми входами - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями.
Застывшие во времени. Шокирующая выставка тел жертв извержения вулкана в Помпеях
В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и соседних поселений. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий, в которой сохранилось 5 ручных мельниц. Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук. Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум», который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).
Прилавок термополия
Лупанарий Помпей, также известный как Lupanare Grande, был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году. Это двухэтажное здание с пятью спальнями на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кабинетах нижнего этажа - каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах. Сохранились надписи, оставленные на стенах жрицами любви и их клиентами. Учитывая, что богатые римляне не посещали борделей из-за доступности рабских любовниц, граффити рассказывают истории простых людей того времени. В некоторых случаях посетители отвечали на вырезанные в стенах сообщения, создавая длительные диалоги. Все это пригодилось исследователям для уникального взгляда на историю Помпей.
Помимо главного лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 монет (ассов). Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.
Здание лупанария в Помпеях
Рабочее место труженицы лупанария
Фрески на стенах лупанария в Помпеях (подлинники хранятся в Секретном кабинете Археологического музея Неаполя - старейшем в мире музее эротического искусства).
Туалет
Последний день Помпеи Пешеходная прогулка в последний день Помпеи Другие публикации на Портале и журнале «Ландшафты жизни» о Римской империи:
Римская империяВечный город РимМалая Азия. Римская провинция АзияМалая Азия. Эфес или Вожделенный городМалая Азия. Зарождение христианства «Via Egnatia». Великая информационная магистраль римской эпохи Священный Дион. «Деньги не пахнут». Гимн римским туалетам Путешествие из славян в римские провинции Малой АзииРимская провинция Памфилия Античный Сиде. Рай для влюблённыхАнтичный Перге. Город великого геометраАнтичный Аспендос. Страна скакунов и театра Малая Азия. Ликия. Страна благоденствия. Мира Малая Азия. Затонувшие античные города Добавиться в друзья