Владимир Дергачев
Константин Богаевский Гора святого Георгия. 1912. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Русский художник-пейзажист Серебряного Века Константин Федорович Богаевский (24 января 1872 - 17 февраля 1943) почти всю жизнь прожил в Феодосии. Родился в семье мелкого служащего.
Во время очередной русско-турецкой войны в безлунную январскую ночь 1878 года в Феодосийский порт вошла турецкая эскадра. Загремели орудия, в городе началась паника и эвакуация в первую очередь стариков, женщин и детей. Богаевские - мать с двумя малолетними сыновьями, Александром и Константином, ставшим знаменитым художником, был отправлены под защитой древнего монастыря в Топлах, где прожили почти три года. Здесь шестилетний ребенок увидел другой мир с гостеприимными дубравами и солнечными полянами, наполненными пением птиц, с кристально чистой холодной водой в каменном фонтане монастыря. Как вспоминал впоследствии художник, эти детские впечатления положили отпечаток на его дальнейшее творчество
[1].
С 1881 года Константин воспитывался в семье фабриканта Ивана Егоровича Шмита.
Учился в местной классической гимназии, а так же рисованию у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Айвазовского, но безуспешно. В 1891 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Но учеба в Академии, о которой молодой Богаевский мечтал, чуть не закончилась его отчислением. Его восприятие лирического русского пейзажа Исаака Левитана и Федора Васильева вошло в противоречие с методикой преподавания Ивана Шишкина. И Богаевский, не дожидаясь позорного часа отчисления, покидает Петербург и возвращается в Феодосию, где его ждало неожиданно известие. Преподаватель Академии художеств Архип Куинджи звал его продолжить учебу в его мастерскую
[2]. Учеба продолжалась до 1895 годы с выездом на этюды на Волгу и за рубеж в Германию, Францию и Австрию, где Богаевский познакомился с современным европейским искусством.
С 1900 года молодой художник выставляется в Петербурге, Венеции, Мюнхене, Париже и Москве, создает серию картин по мотивам крымских пейзажей. Под влиянием Волошина Богаевский пишет «Киммерийский цикл» картин, не привязанных к конкретной местности. Художник писал: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли - величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…».
В 1904 - 1906 годы Богаевский служит в Керченской крепости и после демобилизации женится на Жозефине Дуранте, строит в Феодосии мастерскую, в которой работал до конца жизни.
Творчество Богаевского в основном посвящено древней Крымской Киммерии.
Константин Богаевский Берег моря 1907
Богаевский вновь путешествует по Германии, а затем по Италии и Греции. После поездки в Европу художник пишет классические пейзажи под впечатлением от немецких (Дюрер), итальянских (Мантенья) и французских (Клод Лоррен) мастеров эпохи Возрождения. Богаевский особо развивал романтическую тему дальних странствий, начатую одним из величайших мастеров классического пейзажа французским художником Клодом Лорреном (1600 - 1682).
Отплытие царицы Савской Лондонская национальная галерея, 1648.
Константин Богаевский Корабли. Вечернее солнце. 1912. Государственный Русский музей
«В картине "Корабли" роскошная природа озарена лучистым солнцем, и это ослепительное освещение определило оптимистичное звучание полотна. Просветленность неба, его лучезарность - источник жизни на земле, явленной здесь в ее самом великолепном обрамлении. Красота изображенной природы, напоенной светлым, романтическим духом лорреновских полотен, приобрела роскошно-декоративный оттенок. Бронзовые солнечные блики ритмично разбежались по древесным кронам и горам. Благодаря "бронзовой" освещенности море кажется расплавленным металлом, тяжело и ритмично бьющимся о скалы. Это светлое и оптимистичное полотно Богаевского - одно из лучших его произведений, написанных на тему искусства Клода Лоррена. Оно исполнено в стилизованной манере, но средствами живописи XX века. Декоративность пейзажного образа - лишь оболочка, сквозь которую прорывается романтический пафос преображения мира: реальность возвышена до грандиозной космической картины…
Здесь возникает существенный вопрос о природе творчества Богаевского. Критика пыталась дать на него исчерпывающий ответ, но лишь вносила необъяснимую путаницу понятий. Сергей Маковский видел истоки творчества Богаевского в искусстве Клода Лоррена, Максимилиан Волошин - в произведениях Пуссена и Мантеньи. Очевидно, поэтому одни исследователи относят творчество художника к неоклассицизму, другие - к неоромантизму, третьи - к декадансу, четвертые - к символизму. Мнений много, и все они не беспочвенны» (В. Манин
www.art-catalog.ru).
В 1910 году живописец избран членом Московского Товарищества Художников, участвует в выставках «Мира искусства». В 1912 году выполнил знаменитое панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве.
Художники Серебряного века русской культуры: К. В. Кандауров и К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, М. Цветаева, Е. О. Кириенко-Волошина. Впереди: В. Я. и Е.Я. Эфрон. 1912 год.
В 1914 - 1918 годы Богаевский вновь служит в армии под Севастополем. После революции остался в Феодосии, в 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с намерением создать художественный образ города будущего.
В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936-1939 году работал в Тарусе. Творчество Богаевского заняло особе место в наследии художников Киммерийской школы живописи.
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья - Максимилиан Волошин и Константин Кандауров.
Живописец, график, театральный художник Константин Васильевич Кандауров (1865 - 1930, Москва) происходил из дворянской семьи. Был женат на художнице Ю. Л. Оболенской . Писал пейзажи, натюрморты и жанровые композиции. В 1887-1897 - художник-исполнитель Большого театра, затем до 1926 года художник Малого театра. Был дружен со многими известными представителями художественной жизни Москвы и Петербурга первой трети двадцатого столетия - А. Н. Толстым, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинским, А. Я. Головиным, К. С. Петровым-Водкиным, Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и другими. Неоднократно бывал в Крыму, где гостил у М. А. Волошина и К. Ф. Богаевского. Занимался организацией художественных выставок «Мира искусства» и многих других. Имел коллекцию живописи и графики. Максимилиан Волошин называл Кандаурова «Московским Дягилевым».
Юлия Оболенская «Автопортрет» (на фоне коктебельского пейзажа).
Астраханская картинная галерея
Волошин и Богаевский в мастерской писателя. Коктебель. 1930 год.
***
Богаевский остался в родном городе во время оккупации. И погиб при бомбардировке Феодосии советской авиацией 17 февраля 1943 года. Вот как описал эти ужасные события в своем дневнике феодосийский школьник Владимир Борисенко: «17 февраля 1943 года. Среда. Сегодня день особенный, траурный день... Дома читал газету „Голос Крыма“... Чтение было прервано сильной зенитной стрельбой. Дети подняли сильный крик. Всего было сброшено три бомбы. Одна на базар, другая около тюрьмы, а третья на Войковой. На базаре результаты оказались особенно ужасными. Было убито около сорока человек. Вокруг разбитого балагана стояли целые лужи крови…».
«19 февраля 1943 года. Пятница. Мы видели, как хоронили Богаевского... которому 17-го оторвало голову на базаре».
Художник действительно погиб такой ужасной смертью (говорят, что его голову даже найти не смогли). Ему было 72 года, до освобождения Феодосии оставалось всего два месяца… Похоронен в Феодосии на старом городском кладбище.
При советской власти о гибели Художника писали скупо. Шел по улице и вдруг на него упала с неба бомба, взяла и упала. Из-за ложной скромности не указывалось, что бомба была советской. И не понятно, какой стратегический объект бомбили летчики у феодосийского базара.
***
Художник был женат на Жозефине Густавовне Дуранте (1879 -1969) из рода старейших и влиятельнейших феодосийский купеческих фамилий. Род берет начало от генуэзца Фердинанда Дуранте, а по другим воспоминаниям от Данте. Купеческая семья Дуранте владела несколькими домами в Феодосии, а так же 15 тыс. десятин земли на Керченском полуострове, занималась торговлей хлебом. Они играли значительную роль в общественной, экономической, культурной жизни дореволюционной Феодосии. Четыре представители семьи неоднократно избирались на должность городского головы и занимали другие ответственные посты в местном самоуправлении. За заслуги семьи присвоено звание Потомственных почетных граждан, одна из улиц города была названа Дурантевской (ныне Богаевского).
Иван Айвазовский на своей картине «Айвазовский в кругу друзей» (1893) среди наиболее значительных деятелей Феодосии изобразил отца Жозефины Дуранте Густава Антониновича (1836-1906), потомственного почетного гражданина Феодосии, купца 1 гильдии, владельца экспортной конторы по торговле хлебом, крупного землевладельца Таврической губернии, владельца имения «Кенегёз» при селении Куч-Эвли-Кенегез. Он был гласным Феодосийской городской думы и земского собрания, председателем правления Феодосийского ссудно-сберегательного товарищества, а так же итальянским консулом в Феодосии в 1897-1902 году. У католика Густава Дуранте и лютеранки Паулины Килиус (1850 ? - после 1931) было семеро детей.
Сын, Дуранте Антоний Густавович (1881-1937), гласный Городской думы Феодосии. После Гражданской войны работал управляющим имения "Кенеиз", ранее, принадлежащего семье. Арестован органами НКВД в конце 20-х. Расстрелян в 1937 году.
Сын, Дуранте Леонард Густавович (1885), потомственный почетный гражданин Феодосии. Агроном. Офицер белой Русской Армии. В ноябре 1920 эмигрировал в Турцию, а затем Италию, проживал в Генуе, судьба неизвестна. В Крыму остались жена и дочь.
Сын, Джулио (Юлий) Дуранте (1889-1921, Феодосия) был потомственным гражданином Феодосии, окончил Генуэзскую коммерческую академию. Почти постоянно проживал в имени «Кинегиз». Участник 1-й мировой войны, подпоручик. Расстрелян большевиками в 1921 году.
Во время наступления советских войск немцы вывезли Жозефину Густавовну на самолете в Германию. После разгрома гитлеровской Германии она попала в зону репатриации союзников и попросила отправить ее к итальянским родственникам. Но ее репатриировали, и десять лет она отбыла в сталинских лагерях. Во время хрущевской оттепели была освобождена и реабилитирована. Вначале она поселилась в Старом Крыму, затем друзья добились для нее однокомнатной квартиры в Феодосии. Она умерла в 1969 году, в возрасте 90 лет.
Крым. Киммерия. Раскаленные рубежи природы, времени и духа Феодосия. «Богом данная» Феодосия в пространстве русской культуры Судак. Сурож. Сагдея. Генуэзская крепость Крымский Парадиз Кырым. Солхат. Старый Крым. Первая столица крымского ханства Киммерия. «Родина духа». «Вулкан страстей». Поэтические и воздушные крылья Коктебеля Иван Айвазовский. Гений морских симфоний Максимилиан Волошин. Пан Коктебель. Поэтическая геофилософия Максимилиан Волошин и палачи Тавриды Константин Богаевский. Гений пассионарного героико-романтического пейзажа Александр Грин. Алые паруса любви и надежды Нина Николаевна Грин. Ангел хранитель Восточный Крым. Морской «Зубр». Сверхсекретный подземный атомный «вулкан» [1] Ольга Воронова Над Понтом Эвксинским. Константин Богаевский. - М.: Советский художник, 1982. .
[2] Ольга Воронова Над Понтом Эвксинским. Константин Богаевский. - М.: Советский художник, 1982. .