«Большой золотой треугольник». Китай. Россия. Северная Корея. Антироссийский проект

Aug 12, 2016 18:51

Владимир Дергачев


Вид  с вершины китайской наблюдательной башни «Три границы». Справа - река Туманган (Туманная)  с мостом «Дружба»  на российско-корейской  границе, слева - озеро Хасан.



Международный проект развития региона «Туманган» в нижнем течении и устье пограничной реки Туманная  обсуждался с 1988 года по инициативе Китая. Корейский  автономный  национальный район провинции Цзилинь граничит с КНР и Россией, но не имеет выхода к Японскому морю, от которого его отделяет  60 км российской земли. Первоначально в реализации проекта были заинтересованы Республика Корея, Япония, США и Монголия. Намечалось создание свободной экономической зоны «Малый Туманган», охватывающий территорию в треугольнике Раджин (КНДР),  Хунчун (КНР) и порт Посьет (Россия). В дальнейшем режим преференций расширялся в рамках проекта «Большой Туманган» в треугольнике  Чхончжин (КНДР),  Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия).


Проект был заморожен, но вновь реанимирован в 1995 году, когда  в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, представители России, Китая, КНДР, Южной Кореи и Монголии подписали пакет соглашений «О содействии экономическому развитию бассейна реки Туманная». Намечалось формирование международного транспортно-логистического  узла между Восточной Азией и Европой, создание современной транспортной инфраструктуры и экспортно-ориентированной экономики. Проект был рассчитан на 20 лет с объемом инвестиций в $30 млрд.

В Российской Федерации в 90-е годы разрабатывался проект «Большого Владивостока» в сотрудничестве с Японией и власть осознавала опасность  мощной конкуренции СЭЗ «Туманган»  для портов в Находке и Владивостоке.

Северная Корея выдвинула идею создания в рамках международного проекта «Туманган» свободной торгово-экономической зоны  «Раджин Сонбон» на основе развития портов (Раджин, Унган и Чундзин). Мощность грузооборота портов должна была увеличиться в будущем до 100 млн. т. Это не устраивало Китай, который собирался осуществить дноуглубительные работы на реке Туманган (Туманной) и построить крупные морские порты.

Пограничная северокорейская провинция Хамгён-Пукто (2,5 млн. человек) с административным центром в приморском городе Чхонджин граничит с Китаем и Россией. На территории провинции, всего в 130 километрах от границы с Россией, находится северокорейский ядерный полигон Пунгери.

В 1993 году из провинции выделился город прямого подчинения Насон (Наджин-Сонбон, 150 тыс. жителей) с незамерзающим морским портом и железнодорожными станциями Сонбон и Наджин Корейских государственных железных дорог. Город, граничащий  с китайской провинцией Гирин и Приморским краем России, получил статус свободной экономической зоны (особого города с преференциями для бизнеса). Однако первоначальные планы по созданию  «второго Гонконга» северокорейцам реализовать не удалось.

В 2013 года в торгово-экономической зоне Насон состоялась торжественная церемония открытия участка железной дороги с совмещённой колеей 1520/1435 мм, между станциями Хасан (Россия) -  Туманган - Наджин (КНДР). В порту Насон компания «Российские железные дороги» построила пирс, который по двухстороннему соглашения сдан в аренду России на 49 лет при ежегодной оплате 600 тыс. евро. С 2014 года через порт южнокорейские компании (сталелитейная, судоходная и транспортная) начали поставки в Южную Корею российского угля. До порта уголь поставляется по железной дороге из России через приграничную станцию Хасан. Причалы в порту арендуют так же китайцы для внешнеторговых грузов.

К корейской пограничной с Россией станции Туманган ходит пассажирский поезд из Пхеньяна, в его составе курсирует беспересадочный  вагон Пхеньян - Москва, предназначенный для северокорейских граждан, направляющихся на работу в Россию.

В 2015 году Северная Корея представила новый план развития СЭЗ Насон, в реализацию которого предполагается вложить $16 млрд. Намечено создание нескольких технопарков, где будут размещены сталелитейный завод, предприятия по производству оборудования для легкой промышленности, фабрики по производству стройматериалов и мебели. В зонах развития  будут сосредоточены производство компьютеров, телевизоров и бытовой электроники, а также предприятия по производству и переработки экологически чистой сельхозпродукции. Финансовые и коммерческие услуги в зоне Насон планируется развивать в центре международной торговли. В порте Наджин планируется создать новые портовые мощности. Будет развиваться туристический бизнес, намечено создание нескольких зон отдыха и спорта. При реализации проекта предполагается сотрудничество с Китаем, Россией и Южной Кореей.

Вероятно, так будет выглядеть особый северокорейский  город с международным конгресс-центром.


Фотография из Интернета

Китай в недавнем прошлом обращался к России с предложением арендовать часть российской территории вдоль пограничной реки Туманной для выхода к Японскому морю.  Российская власть на это  не пошла, резонно опасаясь, что создание китайского крупного транспортно-логистического портового узла перераспределит транзитные грузы Транссиба и морских портов во Владивостоке и Находке  на новое направление.

Власти китайской северо-восточной провинции Цзилинь (Гирин) так же выступили с инициативой создания международной туристической зоны вдоль реки Туманная (Тумыньцзян) в приграничном районе с Россией и КНДР. Инициатива проекта принадлежит властям города Хуньчунь. Туристическая зона с режимом беспошлинной торговли и безвизового въезда будет включать часть китайского города Хуньчунь, а также по десять квадратных километров площади территории России и КНДР. Строительство инфраструктуры зоны  планируется  проводить совместно тремя странами-участницами проекта. При этом необходимо учитывать что,  территория российско-китайской границы является сейсмически опасной зоной. Последнее крупное землетрясение было зафиксировано  в феврале 2010 года (6,5 баллов по шкале Рихтера).

Яньбянь-Корейский автономный округ (2,2 млн. человек, в том числе свыше 1,2 млн. корейцев) китайской провинции Гирин граничит с КНДР и Россий. Столица округа город Яньцзи переживает экономический бум. Благодаря приграничной торговле численность населения увеличилась до 400 тыс. человек и  Яньцзи называют маленькой Кореей в Китае.


Фотография из рекламного проспекта.

Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего. Приморье
Путь на Дальний Восток (воспоминания)
Владивосток. Оплот России на Дальнем Востоке 
Владивосток. ТИГ(воспоминания)
Находка. Главные восточные морские ворота России
«Географы» Генерального штаба Российской империи
Владимир Арсеньев. Уссурийский буфер. Запорожская Сечь для китайцев
Корейцы на русском Дальнем Востоке
Дальневосточная экспедиция. Иман. Дальнереченск. Форпост на Уссури
Китайский остров Даманский
Цитадель Хутоу. «Нож у горла советского Приморья». Последнее сражение Второй мировой войны. Китайская версия
Россия. Китай. Северная Корея. На стыке трёх границ
Хасан. Вооружённый конфликт. В эту ночь решили самураи…
«Большой золотой треугольник». Китай. Россия. Северная Корея. Антироссийский проект
Приморье. Кавалерово. Дальнегорск. Руины российского капитализма
Приморье. Мыс Бринера. «Два брата». Дальневосточный Чернобыль
Морской круиз в Уссурийскую тайгу
Уссурийская горно-таёжная станция. Коварный не только для женщин китайский лимонник
Во времена антиалкогольной компании. Сбывшаяся мечта советских командировочных
Будет ли русский Дальний Восток Желтороссией (Белохиной)?
Откуда исходит главная угроза российскому Дальнему Востоку?

Россия, Приморье, Дальний Восток

Previous post Next post
Up