Убиенный экзарх митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл

Feb 29, 2016 22:37

Владимир Дергачев

Экзарх Прибалтийский, митрополит Сергий (в миру Дмитрий Николаевич Воскресенский) родился в Москве 26 октября 1897 года, погиб 29 апреля 1944 года близ Вильнюса.

В 1907-1917 гг. учился в Московском Духовном училище, окончил Духовную семинарию и Духовную академию. В 1922 году был послушником  настоятеля Московского Данилова монастыря. В 1923 году учился в Московском университете, но был исключен как «чуждый элемент» и арестован за антисоветскую пропаганду. В 1925 году принял монашество.

Настоятель православного храма в Орехово-Зуеве (1930), Воскресенского храма в Сокольниках (1932 - 1933). Епископ Коломенский и Бронницкий (1933 - 1934), Дмитровский (1936).

Редактор «Журнала Московской Патриархии» (1931 - 1935).  В 1935 году отец Сергий арестован, но освобождён благодаря ходатайству матери.

К 1939 году остался в числе четырёх епископов Московского Патриархата на территории СССР, другие десять прибывали на покое или были арестованы, расстреляны, находились в ссылке.

Литва, Латвия и Эстония после занятия советскими войсками в июле 1940 года вошли в состав СССР. В Прибалтике проживало полмиллиона православных, объединённых в несколько сот приходов (в Латвии -164, Эстонии -164 и Литве -72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская православная церковь была в юрисдикции Московского патриархата, а Эстонская и Латвийская провозгласила автономию под юрисдикцией Константинопольского патриархата, но воссоединились под давлением  верующих с русской церковью.
В конце 1940 года в Прибалтику в качестве  полномочного представителя Московского патриархата направлен архиепископ Сергий (Воскресенский), ставший с  24 февраля 1941 года митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии.

Владыка Сергий остался в Риге, оккупированной германскими войсками. Существует несколько версий  этого поступка, включая желание остаться в трагическое время с паствой. Но в любом случае владыка оказался между двух огней. Многие представители местного духовенства воспринимали его как большевистского агента. Немецкая администрация его арестовала в первый день оккупации Риги 1 июля 1941 года, но выпустила на поруки.  Потребовались очень большие усилия владыки, чтобы занимая последовательную антикоммунистическую позицию, получить доверие местного духовенства, как и германских оккупационных властей.

Уникальное явление и единственный случай из истории Великой Отечественной войны. На оккупированной территории Прибалтики и северо-Запада России  действовал экзархах Московской патриархии (!) во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским).

Возможно, владыка проявил дипломатические способности и убедительно объяснил немецкой администрации, что уход (возвращение) прибалтийских  православных церквей в юрисдикцию Вселенского патриархата, экзарх которого находился в Лондоне (то есть у врагов Третьего Рейха) нецелесообразен. А, исходя из геополитических целей Берлина  на Востоке,  местные православные  церкви должны оставаться под юрисдикцией Московского патриархата [1].

С началом войны понадобились сильные священники-миссионеры из-за множества просьб из оккупированных районов о присылке духовенства и открытии церквей. Толпы беженцев, испытывающие страдания военнопленные, многие раненые в госпиталях нуждались в исповеди, причащении и утешении. В августе 1941 года митрополит организует Внутреннюю Православную Миссии в Латвии и Внешнюю (Псковскую Православную Миссию).

Владыка Сергий незамедлительно принял под свое духовное покровительство северо-западные районы России, оккупированные  группой армий «Север» и направил в Псков православную миссию для возрождения  религиозной жизни. Таким образом, его влияние распространялось практически на всю территорию рейхскомиссариата Остланд.

Существует неподтверждённое мнение, что в случае взятия Москвы владыка мог рассчитывать на титул предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Московского. Оценить действия  владыки можно только в контексте своего времени. Непреложным остаётся его антисоветизм. Как считает профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов:

«С 1941 по 1944 годы Сергий Воскресенский последовательно выступал с призывами к православному духовенству и христианам поддерживать германскую армию, подчеркивал, что только разгром большевизма в Советском Союзе поможет сохранить русскую православную церковь. Молебны о даровании победы германской армии в храмах Прибалтики и Псковской миссии служились с 1941 года» [2].

Владыка сохранял  номинально каноническое подчинение Московскому патриархату, несмотря на  усиливающееся неудовольствие немецких властей. После избрания Сергия (Страгородского) Московским патриархом публично выступил против формального опротестования его назначения и предложил делать другой упор в пропаганде, так как советская власть вынуждена искать опоры в церкви, что означает идейное банкротство большевизма.

Экзарх провел совещания духовенства в городах Пскове и Дно, Псковско-Печерском монастыре. Остались свидетельства очевидцев, что владыка Сергий ненавидел немцев, никогда не упоминал их в своих проповедях. И к концу 1943 года потерял поддержку оккупационных властей.

29 апреля 1944 года Экзарх выехал из Вильнюса в Ригу с шофером Петром Кулаковым и супружеской парой. Отец Сергий торопился на похороны своего друга, оперного певца.

Петр Яковлевич Кулаков (1908 - 1944) окончил авиационное училище, участник советско-финской войны, инструктор летного дела, старший лейтенант, кавалер боевого ордена Красного Знамени.  5 декабря 1941 года, забрав сожительницу, перелетел на самолете к немцам в Гатчину [3]. В некоторых публикациях  ошибочно указывают, что водитель Экзарха Кулаков был майором и Героем Советского Союза.

Существует несколько версий, что убийство совершили нацисты или переодетые в немецкую форму партизаны, или засланная из-за фронта диверсионная группа. Русские газеты в Ковно и Риге писали, что Экзарх и его попутчики были  расстреляны наемными убийцами Сталина. К этому времени владыка был неудобен многим. Отпевание Экзарха Сергия состоялось при большом стечении прихожан в кафедральном Рижском Христорождественском соборе. Похоронен владыка на Покровском кладбище Риги [4].

В одной из проповедей отец Сергий произнес следующие слова: «Теперь русскую землю своими грязными сапогами топчут все, но придёт час, и уже наступает это время, когда все, кто дерзнул попрать её, преклонятся перед ней, будут просить прощения, ибо русский народ непобедим». Но кто эти «все», знал только владыка.

***
Непосредственно руководил Псковской православной миссией священник Кирилл (Зайц).


Протопресвитер Кирилл Иванович Зайц (фотография 1924 года) родился в 1869 году в Рижском уезде Лифляндской губернии в латышской семье (настоящее имя его - Карл Янович Закис), происходившей от потомков польских колонистов-миссионеров.  В 1891 году окончил Рижскую Духовную семинарию и после рукоположения в сан священника служил в Латгалии, где проявился его талант священника и миссионера. Отец Кирилл был также неплохим иконописцем. Около 1900 года он оканчивает Высшие курсы миссионеров в Санкт-Петербурге и в дальнейшем пастырь принимает активное участие в деятельности Витебского комитета Епархиального Православного миссионерского общества. В 1911 года его назначают противокатолическим и противосектантским миссионером в Двинск ( Даугавпилс). Являясь замечательным проповедником, отец Кирилл много разъезжает по приходам Латгалии. В годы Первой Мировой войны он поддерживает духовно свою паству в условиях военных действий, когда  Латгалия оказалась в прифронтовой полосе.

В 1917-1918 годах отец Кирилл принимает активное участие в работе Всероссийского Поместного Собора, возводится в сан протоиерея. В годы Гражданской войны, в 1918 году уезжает в Польшу и до 1922 года служит настоятелем кафедрального собора в Гродно, отошедшем к Польше. Затем отцу Кириллу, «как ранее не проживавшему в Польше», было предложено покинуть страну, и он переезжает на родину, в Латвию. С 1923 года  отец Кирилл избирается  членом Синода Латвийской Православной Церкви,  служит в кафедральном Рижском Христорождественском соборе, а в 1929 -1933 годы - настоятелем кафедрального Рижского собора.  Одновременно был редактором православных журналов до их закрытия латвийскими властями. Активный деятель и духовный руководитель Русского Студенческого Христианского Единения в Риге.

После провозглашения в 1936 году автономии Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха протоиерей Кирилл Зайц был полностью отстранен от церковной службы как сторонник Московского Патриархата. С 1936 по 1940 гг. он проживал на хуторе Яунземе где работал в своей усадьбе.

В конце 1940 года экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским) протоиерей Кирилл вновь назначен настоятелем кафедрального Рижского собора. С началом войны вновь  понадобились сильные священники-миссионеры . В конце ноября 1941 года протоиерей Кирилл утверждается экзархом во главе Внешней (Псковской) Православной Миссии. Почти три года он руководил работой по восстановлению церковной жизни на Северо-Западе России с полной отдачей сил, совершив настоящий подвиг в деле восстановления порушенных и закрытых церквей.

Во время посещения Пскова митрополитом Сергием (Воскресенским) в 1943 году отец Кирилл был возведен в сан протопресвитера с предоставлением права совершать литургию по архиерейскому чину. Проповеди его собирали множество народа. Целеустремленный и убежденный церковный деятель отец Кирилл оставался очень скромным, простым и неприхотливым в быту.

В феврале 1944 года он эвакуировался из Пскова в Ригу, где стал начальником Внутренней Православной Духовной Миссии на территории Латвии и Литвы. Арестован 18 августа1944 года в городе Шауляй по обвинению в измене Родине. В январе 1945 года протопресвитер Кирилл Зайц был приговорен Военным трибуналом Ленинградского военного округа по делу руководства Псковской Православной Духовной Миссии к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с полной конфискацией имущества. Допросы начальника Миссии чекисты вели особо жестокими методами. Отправлен по этапу в Карагандинский лагерь (Карлаг), где 79-летний пастырь скончался от сердечной недостаточности в октябре 1948 года. Определением Военного трибунала Ленинградского военного округа от 8 августа 1956 года приговор отменен. Посмертно реабилитирован [5].

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской
Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псковско-Печорский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Псковско-Печорский монастырь. Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой

Псковская миссия. Враги советской власти, помогавшие духовно выжить населению и военнопленным на оккупированных территориях
Убиенный экзарх, митрополит Сергий и репрессированный протопресвитер Кирилл
Мученик за веру, князь Константин Шаховской. Священник и Просветитель 
Парижский Богословский институт. Духовный центр Русского Зарубежья 
Служение молодых православных священников на оккупированных землях  
Чем отличается проповедник и миссионер от агитатора и социального работника?
Почему Гражданская война закончилась в 1941 году войной Отечественной?

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Российский демографический полюс депопуляции

[1] М.В. Шкаровский Феномен Экзархата Московской Патриархии в Прибалтике
[2] http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html
[3] http://feodorovna.ucoz.lv/publ/pskovskaja_dukhovnaja_missija_materialy_o_pskovskoj_dukhovnoj_missii/
[4] https://www.miloserdie.ru/article/pskovskaya-missiya-vtoroe-kreshhenie-rusi/
[5] Составлено по материалам священника Андрея Голикова (Рига) и М.В. Шкаровского (С.-Петербург)

Великая Отечественная война, Православие

Previous post Next post
Up