Кто убил Пушкина и сжёг дворянские усадьбы?

Feb 16, 2016 22:41

Владимир Дергачев


Фотография Владимира Дергачева, 1968 год

«И где мне смерть пошлет судьбина!
В бою ли, в странствиях, в волнах?»
Александр Пушкин (1829)
К посещению Пушкинского заповедника я основательно подготовился и заготовил для экскурсоводов два вопроса «Кто убил Пушкина?» и «Кто сжег усадьбу Михайловское в 1918 году?». Если по второму вопросу, я по наивности  думал, что усадьбу разграбили и спалили  немцы, так как в том году здесь невдалеке проходила линия фронта, то первый вопрос был, можно сказать,  провокационный. Так как со школьной скамьи я уже знал, что Пушкина убил царизм, но сомневался. И вот  я задал эти вопросы экскурсоводу. Молодая девушка, студентка-практикантка из Ленинградского государственного педагогического институт имени Герцена ничего не могла сказать по второму вопросу, а на первый ответила так, как её учили в вузе и как наставлял методист турбазы, отвечающий за содержание  экскурсий, что можно и что нельзя говорить.  Одним словом,  великого поэта убил царизм. Тогда я спросил её, а кто, в таком случае, убил Есенина и Маяковского? В итоге экскурсия была скомкана, а студентка пожаловалась начальству турбазы, которое быстро выяснило, что я не организованный турист и фактически прибываю здесь на птичьих правах. Так я стал, можно сказать  персоной нон грата на турбазе, так как своими расспросами  мог  отрицательно воздействовать на туристов. Узнав, что я путешествую автостопом и следующие пункты моего маршрута Псков и Изборск, мне предложили отправиться туда бесплатно вместе с туристической группой на автобусную экскурсию, но при условии, что на турбазу я не вернусь. Этот компромисс устраивал  обе стороны.


Фрагмент из моей «исследовательской» статьи на пушкинскую тему

Призрак Черной речки появился в тот день, когда Пушкин впервые увидел Натали на московском балу, после его возвращения из южной ссылки. В первой половине апреля 1830 года Пушкин пишет Н.И. Гончаровой (матери Натальи Николаевны): «…если она согласится отдать мне руку, то я буду видеть в этом только свидетельство спокойного равнодушия её сердца…». В 1831 году состоялась свадьба, Александр Сергеевич женился в возрасте 30, Натали исполнилось 18.

Их было три сестры Гончаровых. Младшая Азинька, как её любовно звали в семье Пушкина, была страстная поклонница и почитательница таланта поэта.  Екатерина была старше Натали на четыре года. Она увлеклась Пушкиным и не могла ему простить отсутствия взаимности.  В январе 1838 года, за месяц до роковой дуэли на Черной речке, в Петербурге обвенчались французский поданный, будущий убийца Пушкина, Дантес и Екатерина Николаевна Гончарова. Дантес волочился за Натали  и, не важно, было ли что между ними или нет, но это, в конечном итоге, привело к дуэли. Пушкин бросил вызов иностранцу, чтобы отстоять честь своей семьи.

Любопытно, что многие женщины -  исследователи  жизни поэта обвиняют в гибели поэта его жену. Как писала Марина Цветаева, «…голая красота, рознящая как меч. И - сразила».

После убийства поэта супруги Дантес-Геккерны покинули Россию и поселились во Франции, где прожили безвыездно до конца дней своих. Перед смертью Пушкин просил Натали: «Носи по мне траур два года. Постарайся, чтобы забыли о тебе. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона». В действительности, Наталья Николаевна  вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского через семь лет, 18 июля 1844 года, была любящей женой и заботливой матерью. Распространено мнение, что Натали была ветреной женщиной в свои восемнадцать лет. Конечно, были другие молодые дамы по натуре, например жены декабристов. Но они вошли в историю, как исключение.  В течение шести лет замужества  Натали родила  пятерых детей, и времени на флирт было ограничено.

Творческая жизнь поэта связана со столичным Петербургом, а могила находится в Святогорском монастыре. Это обстоятельство часто объясняют происками царизма. А между тем, Пушкин в стихах и завещании просил похоронить его на фамильном кладбище Ганнибалов-Пшкиных в Святогорском монастыре:
«И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать» (1829).
Частица жизни поэта связана с имением его матери, Надежды Осиповны, селом Михайловское. Здесь прошла ссылка, и многочисленные увлечения, благодаря одному из них родился шедевр:
«Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное движенье,
Как гений чистой красоты».
Пушкин всей душой любил этот глухой, но изумительный уголок России с его хмурыми лесами и серебристыми озерами, зелеными лугами и северным небом. После смерти матери имение досталось её детям - Александру, Льву и сестре. Старший брат и сестра  собирались продать свою часть, но Александр Сергеевич выкупил имение.

Говорят, Пушкина-поэта преследовали царские чиновники. В первой южной ссылки наместник Бессарабии вице-губернатор Инзов, дабы легче наблюдать за крамольным поэтом, поселил его в собственном губернаторском доме.

Вероятно, нет более жестокой эпиграммы, написанной поэтом, чем эпиграмма на новороссийского губернатора  Воронцова:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец».

А ведь некоторое время Пушкин увлекся женой графа Воронцова:
«Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?» (1825)
Естественно, что губернатор не мог ему простить этого и злоупотребил властью, чтобы избавиться от любви обильного поэта.

***
Советское пушкиноведение  немало поработало, чтобы представить императора Николая Первого  гонителем Александра Пушкина, притеснителем его творчества, чуть ли не виновником его гибели. Но факты рисуют  иную картину. По возвращению из южной ссылки в Москву, Александр Сергеевич был принят в Кремле  царем Николем Первым.
  • На что, Вы жалуетесь? - спросил царь.
  • На цензуру.
  • Отныне я буду твоим цензором, - сказал Николай.
Смогла ли тогдашняя цензура пропустить повесть «Капитанская дочка» с ее главным героем Емелькой Пугачевым? А царь пропустил, сказав, что Пушкин великий поэт и немного либерал, иногда заблуждается, но за это его можно простить. Царь взял Пушкина на службу, дал жалованье, открыл для него исторические архивы, выдал 20 тыс. рублей на издание «Истории пугачевского бунта», тему весьма щекотливую для самодержавия. (Капустин Т.А. Николай Первый - Вопросы истории, 1999, № 11-12).

***
На второй вопрос, подготовленный мною для Пушкинского заповедника,  «Кто сжег усадьбу Михайловское в 1918 году?»  пророчески ответил сам великий поэт: «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный». В последующих постах, я расскажу об этом более подробно.

Русское пограничье и «Дранг нах Остен».
Западный форпост Земли Русской

Изборск. «Откуда есть пошла Земля Русская?». Где начинается Родина
Псков. Сторожевой оплот воли и силы Земли Русской
Псково-Печерский монастырь. Устоявший на грозных ветрах истории
Архимандрит Алипий. Гвардии рядовой.
Тот, кто брюхом силен, не победит сильных духом

Немецкая оккупация. Псковская православная миссия
Российский демографический полюс депопуляции

Пушкинский заповедник. «Приют сияньем муз одетый»
Кто убил Пушкина и сжёг дворянские усадьбы?
Михайловское. Приют «спокойствия, трудов и вдохновенья»
Тригорское. «Приют свободного поэта, непобежденного судьбой!»
Крепость Воронич, где «славной старины не все следы истреблены...»
Псковская вотчина для царских вельмож, фаворитов и любовников
Тайна русского ландшафта, насыщенного исторической памятью
Пушкинские музы вдохновенья и «жена 1825 года»
Святогорский монастырь. Немецкие оккупанты, защитники православия 

Путешествия, Россия, Александр Пушкин, История, Российская империя

Previous post Next post
Up