Ротенбург. Как «Волшебный напиток» спас город

Dec 09, 2015 21:25

Фотографии Антона Дергачева, комментарий Владимира Дергачева


Исторический праздник «Волшебный напиток» проходит  ежегодно на Троицу в Императорском зале и с историческим шествием в красивых средневековых костюмах. Этот праздник,  посвященный чудесному спасению города в 17 веке, местные жители проводят ежегодно с 1881 года.

Приводим повторно еще одну версию этого события.  В 1631 году протестантский Ротенбург был осажден и после длительной осады захвачен объединенными войсками Католической лиги. Командующий войсками фельдмаршал граф Тилли был настолько взбешён упорным сопротивлением горожан, что приказал разграбить и уничтожить непокорный город.

Но бургомистру Ротенбурга Георгу Нушу удалось заключить с победителями пари. Граф Тилли обещал пощадить город, если бургомистр или кто-нибудь из членов Городского совета залпом выпьет 3,5-литровый кубок доброго франконского вина.  И бургомистр совершил этот патриотический поступок, чтобы спасти город. «Подвиг» вошел в историю Ротенбурга под названием «Мастерский глоток».

Правда, скептики утверждают, что в приложение к винному кубку  была заплачена солидная контрибуция.   В праздничные дни попасть на этот праздник в Ротенбург можно за 3 евро.















В начале сентября проходит праздник Вольного Имперского города Ротенбург-на-Таубере. Граждане в костюмах средневековья разыгрывают историческое действо с пальбой из пушечек, фейерверками и пасторальными танцами. Сказочно красиво.

Ежегодно проводится профессиональный праздник гильдии овцеводов.

Перед католическим рождеством организуется рождественский рынок. Музей немецкого Рождества, включая магазин «Рождественская деревня», расположен в  пяти старинных городских домах. Идея музея возникла у местного предпринимателя, открывшего в 1977 году  в городе  магазин елочных игрушек. В экспозиции музея представлены многочисленные Санта-Клаусы, Щелкунчики, елочные игрушки и прочие рождественские украшения.

По экспонатам можно изучать историю Рождества Христова. Его впервые отметили 25 декабря 354 года в Риме. В Германии Рождество впервые официально праздновалось в 813 году в Майнце, хотя сам термин появился в 1170 году в поэме баварского поэта.  До 14 века рождественские торжества были исключительно религиозной церемонией. Лишь в 17 веке Рождество начали праздновать дома, а к 19 веку оно стало неотъемлемой частью немецкой культуры.

Первые упоминания о елке, украшенной Гильдией пекарей Фрайбурга, относятся к 1419 году. Как и их предки-язычники, немцы украсили дерево яблоками, вафлями, орехами и имбирными пряниками. Позже на дерево стали вешать бумажные цветы, конфеты, сыры и колбаски, чтобы доставить радость детям. С развитием технологий появились стеклянные, бумажные, хлопковые, проволочные и оловянные игрушки.

Вплоть до второй половины 16 века в Германии праздновали день святого Николая Мирского. По легенде, он в 4 веке  одаривал бедных жителей малазийского городка Миры подаркам в ночь на 6 декабря.

По теме: Николай Чудотворец. На родине покровителя моряков, купцов и детейОднако позднее в протестантских землях образ святого Николая заменили младенец Иисус и рождественский Дед, а традиция дарить детям подарки перешла со  Дня святого Николая (6 декабря)  на 25 декабря, символизируя собой дар волхвов маленькому Иисусу. Рождественский Дед был добродушным старичком с длинной белой бородой, одетым в красный тулуп с белым капюшоном и  с мешком подарков.

К исконно немецким символам Рождества можно отнести всевозможные пирамиды, подсвечники и люстры, которые жители Рудных гор мастерили к празднику. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами.

В музее представлена крупнейшая в мире частная коллекция Щелкунчиков (орехоколов) в количестве 458 штук, в том числе самый крупный  высотой 3,8 метра. Экспозиция рассказывает о пятисотлетней истории этой игрушки. В Тюрингии Щелкунчики известны с 1735 года.  В 1851 году была издана иллюстрированная книга сказок Гофмана (1776-1822) «Щелкунчик и Мышиный король». Рождественская сказка сделала популярным главного героя, а массовое производство позволило покупать Щелкунчиков всем слоям населения. Орехоколы делались преимущественно из твердых пород дерева, металла, иногда - из фарфора или слоновой кости. Со временем Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой.

***
Фестиваль пьес Ганса Сакса (шуточные представления в средневековых костюмах) проходит ежегодно по пятницам с мая по октябрь. За пределами Германии этого немецкого поэта знают не все. Поэтому можно ознакомиться с фрагментами стихотворения Ганса Сакса «Горько-сладкая супружеская жизнь».

Подробно: Нюрнберг. «Брачная карусель»
Или с фрагментами стихотворения о вредном пороке «Короткая беседа о пьянстве»:
«Гуляя вечером погожим,
Я встретился с одним прохожим,
Который был весьма хмелен;
Горланил и ругался он
На радость малым ребятишкам:
Сбежалось их десяток с лишком
Глазеть, как он бредет, мыча
И плащ по грязи волоча….»

Поэт пристыдил пьянчужку, на что он ответил:

«Мне жить тогда в пустыне надо, -
Сказал он. - Ведь вино - отрада
И богачей и бедняков.
Обычай у людей таков,
И выпивка в чести повсюду;
Так что ж, я всем перечить буду?”
“Разумный счастлив не вином:
Он ищет радостей в ином.
Не видит в том себе почета,
Что кружкой чокнется с ним кто-то.
Сдается мне, что сам ты рад,
Когда тебя вином поят”.
Он молвил: “Ни при чем тут радость:
Потом во рту такая гадость
И мучат рези в животе...
Да как откажешь? Живо те,
Кто угощал, тебя ославят,
Стыдиться пред людьми заставят...»

«Позор, мой друг, ты видишь в том,
Что не захочешь быть скотом, -
Сказал я. - В этом нет позора,
И не грозит с друзьями ссора,
Когда ты ловко и умно
На приглашенье пить вино
Ответишь вежливым отказом».
Он молвил, не моргнувши глазом:
«А я со всяким пить готов».
«Тогда не стоит тратить слов, -
На это возразил ему я. -
И если ты, беды не чуя,
Намерен пьянствовать и впредь,
Тебя лишь можно пожалеть.
Не впрок тебе увещеванья,
Но неизбежно наказанье:
Узнаешь с некоторых пор
Болезни, бедность и позор!
Тогда, пей воду ли, вино ли,
В желудке вечно будут боли,
А в голове сумбур и шум.
Тогда ты схватишься за ум,
Поймешь, что поведеньем глупым
Себя ты сделал полутрупом,
Что молодость растратил зря,
Обогащая шинкаря,
Что сам ты бед своих виновник...
Захочешь запереть коровник,
А уж; коровы-то в нем нет
Даю тебе благой совет:
Одумайся, пока есть время!
Трудись и не якшайся с теми,
Кто к пьянству любит подстрекать.
Лишь перестав вино лакать,
Ты избежишь удела злого, -
Запомни Ганса Сакса слово».
(Сакс, Ганс. Избранное. - М.: «Художественная литература», 1989, с. 265 - 268.)

Или еще краткие вирши  на злободневные темы:

За честным мужем и жена
Сама становится честна.

Известно - каждый поп и инок
Дом Божий превращает в рынок.

Давненько в мире так ведется:
Кто прост, тот к гибели несется!

Добро и ласку обнаружа,
Вы переделаете мужа.

Жена худая - злое зелье,
А добрая жена - веселье.

Чтоб мир в семье был укреплен,
Воспитывать должны вы жен.

Не надо верить без разбору
Услышанному разговору.

Не столь уж хороши мы сами,
Чтоб укорять других грехами.

Гони природу - все равно
Войдет не в двери, так в окно!
Сию природу в нашу плоть
С рожденья вкоренил Господь:
До гроба к женам оттого
Влечет мужское естество.
Не стало бы без вожделенья
Земному животу продленья!
Источник: http://www.wisdoms.ru/pavt/p210_2.html

Германия. Романтическая дорога
Бавария. Ротенбург-на-Таубере. Франкский Иерусалим. Побратим Суздаля
Ротенбург. Как «Волшебный напиток» спас город
Ротенбург. Прогулка по средневековому городу
Ротенбург. Прогулка по крепостной стене

Бавария. Романтическая дорога к альпийским замкам
Бавария. Замок Хоэншвангау
Бавария. Нойшванштайн. Лебединый замок
Бавария. Нойшванштайн. Лебединый замок в анфас и профиль
Бавария. Нойшванштайн. Мост Марии
Людовик Второй. «Сказочный король» с трагической любовью и смертью

Ротенбург, Бавария, Германия

Previous post Next post
Up