Владимир Дергачев
Русский советский писатель Юрий Николаевич Тынянов родился 6 (18) октября 1894 в Режице Витебской губернии. Его отец врач по профессии был совладельцем небольшой кожевенного заводика. С конца 19 века до 1941 года уездный городок Режица являл собой типичное еврейское местечко. В «светлом» европейском настоящем население этого уже латвийского Резекне сократилось с 1991 по 2011 года с 43 до 32 тыс. жителей. Латыши называют город «сердцем Латгалии».
Юрий Тынянов в 1912 году окончил Псковскую гимназию с серебряной медалью и в 1919 году - историко-филологический факультет Петроградского университета. В студенческие годы увлекся творчеством Александра Пушкина.
В 20-е годы Тынянов - преподаватель Отделения истории словесных искусств Института истории искусств, выступает как литературовед и литературный критик. История начала 19 века была в центре притяжения Тынянова - ученого и писателя, дебютировавшего как автор профессиональной прозы, в том числе романов «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1929).
В конце 20-х годов у писателя прогрессирует рассеянный склероз, которым он страдал с молодости. Но он продолжает литературную деятельность, выходит роман «Пушкин» (1936, две части) и другие произведения. Из-за инвалидности роман был не завершён и после возвращения из эвакуации в Москву Тынянов умирает в декабре 1943 год в возрасте 49 лет.
Илья Эренбург вспоминал: «Я был на его похоронах. После Сталинградской победы многое менялось на глазах. Звание и форма определяли положение человека. Тынянов был не ко двору и не ко времени. Газеты даже не сообщили о его смерти. Гроб стоял в маленькой комнате на Тверском бульваре, и веночки были из бумажных цветов - попроще, поскорее.
Я стоял и думал: мы хороним одного из самых умных писатели наших двадцатых годов…» (Люди, годы жизнь, книга пятая).
Писатель похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
Мое знакомство с творчеством Юрия Тынянова состоялось в конце 60-х годов, когда я, будучи
лейтенантом Советской Армии, в гарнизонной библиотеке обнаружил дефицитные для того времени его «Сочинения в трех томах», изданные в 1959 году московским издательством «Художественная литература» тиражом 150 тыс. экземпляров. Это было единственное издание такого рода после смерти писателя, осуществлённое во времена «хрущевской оттепели».
Я увлекался в те годы историей декабристов, поэтому мне поразили уже первые строки исторического романа «Смерть Вазир-Мухтара»: «На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой…» и далее «Людям двадцатых годов досталась тяжелая смерть, потому что век умер раньше их». Своеобразная стилистика не оставляла читателя равнодушным к действующим лицам романа.
Ранняя смерть не позволили Тынянову осуществить свои литературные планы. Главное произведение жизни - роман «Пушкин» - не был завершён, поэтому «Смерть Вазир-Мухтара» считается вершиной его прозы. Изданный впервые в 1928 году роман посвящен последнему году жизни Александра Грибоедова до его трагической гибели в Персии, куда он был назначен послом. При этом почти не уделяется внимание автору гениальной и запрещенной цензурой комедии «Горе от ума», в центре повествования - дипломат Грибоедов и его окружение. Много страниц в романе посвящено Персии, а также чиновничьей российской бюрократии.
Необычное название романа объясняется просто - «вазир-мухтар» на персидском языке «полномочный представитель». Писатель, вероятно, этим подчеркивал неординарный случай для царской дипломатии. Чрезвычайным и полномочным послом в важную страну назначается относительно молодой статский советник - гражданский чин V класса в российской Табели о рангах.
***
1829 год. Россия победила в войне с Персией. Грибоедов, как триумфатор, привозит в Санкт-Петербург Туркменчайский мирный договор между Российской империей и Персией, завершивший русско-персидскую войну 1826 - 1828 годов. Подписанный в деревне под Тебризом договор подтверждал территориальные приобретения по Гюлистанскому договору 1813 года, также к России отходили территории Восточной Армении - Эриванское и Нахичеванское ханства.
Договор укрепил позиции России в Закавказье и подрывал позиции Великобритании в Персии и на Среднем Востоке. Русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Персии.
Александра Грибоедова благосклонно принимает царь и в качестве награды ему вручают орден Анны второй степени с алмазами и четыре тысячи червонцев. Весь Петербург ему рукоплещет, публика ждет от автора «Горя от ума» новых блистательных литературных побед. Но Грибоедов пребывает в душевном смятении. После ареста по делу декабристов и проявленного малодушия, он не может творить. Чужой для всех, он поддерживает дружбу лишь с «самым забавным из всей литературной сволочи» Фаддеем Булгариным.
Поэтическое вдохновение его покинуло, но дипломат Грибоедов разработал проект преобразования Закавказья не силой оружия, а экономической мощью. Он ищет поддержки у министра иностранных дел Нессельроде.
В историчном романе просматривается преемственность с «Горе от ума». Главный герой Грибоедов - трагическая личность, он рад служить царю и отечеству, но ему «прислуживаться тошно». Служение государству не избавляет от реалистичного критического, а иногда скептического взгляда на существующие порядки.
Многие советские критики ругали писателя за отсутствие глянцевого образа патриота-державника. Александру Грибоедову ничто человеческое не чуждо - включая чужих жен и любовниц, тем более, если ЭТО обоюдно желанный процесс. Отсюда такие пассажи: «Стыдно сказать, он забыл имена московских любовниц; окна светились не для него, бордели его юности были закрыты». «Леночка опустилась на диван, сливы её блестели».
***
Тынянов - мастер устного рассказа и в эпоху телевиденья мог бы стать знаменитым в этом жанре как его друг Ираклий Андроников, ссылавшийся на Тынянова как на неподражаемый образец.
***
Среди критиков романа встречается имя Нобелевского лауреата Александра Солженицына, не обладавшего изящным литературным языком. Отмечая талант Тынянова, Солженицын критикует вольное использование исторических документов. Хотя и у нобелевского лауреата в произведениях о репрессиях встречаются фантастические, непроверенные цифры.
Солженицын А.И. «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова: из литературной коллекции. - Новый мир, 1997, № 4. С. 199.
***
Русский дипломат и поэт Александр Сергеевич Грибоедов (1795, Москва - 1829, Тегеран) родился в обеспеченной дворянской семье с польскими корнями. Он менее известен как драматург, пианист и композитор. Чаще его называют автором одной книги «Горе от ума», ставшей энциклопедией крылатых фраз.
Грибоедов окончил словесное отделение Московского университета, учился так же на нравственно-политическом (философском) и физико-математическом (естественном) отделении. Владел в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским, хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. Среди его немногих произведений наибольшую известность получила пьеса в стихах «Горе от ума» (1824), в которой показано непримиримое противостояние двух мировоззрений - приверженцев старого, закосневшего быта и молодого свободолюбия.
В январе 1826 года Грибоедов был арестован в северокавказской крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам, но освобожден из-за отсутствия доказательств.
В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность, принял участие в заключение выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен полномочным послом в Персию. По пути провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился на княжне Нине Чавчавадзе.
Иностранные посольства в Персии располагались в Тевризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы. Поэтому по прибытию, русская миссия отправилась представляться шаху в Тегеран. 30 января 1829 года толпа из взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в русском представительстве, кроме секретаря Ивана Мальцова.
Тело посла Грибоедова, погибшего в возрасте 34 лет, было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. На могиле вдова Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».
После трагедии персидский шах срочно направил в Санкт-Петербург своего внука улаживать
дипломатический скандал. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю Первому знаменитый алмаз «Шах», обрамленный множеством рубинов и изумрудов, украшавший в средневековье трон Великих Моголов.
Подробно об алмазе:
Виджаянагар. Великая империя алмазов, поглощённая царством обезьян Ландшафты литературы
Анна Ахматова. Парящая в небесах Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики Иван Бунин. Певец пограничья природы Темные аллеи души человеческой Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа «Пушкин в жизни» и ненормативная лексика великого и могучего русского языка Велимир Хлебников. «Колумб новых поэтических материков». Председатель Земного шара Велимир Хлебников. Революционер литературы. Жизнь после смерти Юрий Тынянов. Прерванный полет Андрей Платонов. Мелиоратор сталинской эпохи. «Талантливый писатель, но сволочь» Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи