тривиальные рассуждения

Feb 01, 2009 11:12

Размышляя в очередной раз о Декарте, задался вопросом о причинах важности когито - для него и для нас. Источник этой важности в принципе очевиден - в когито закладывается фундамент личного существования, краеугольный камень - и нейтрализуется сомнение. Когито гарантирует мое существование, существование моего Я. Но как оно это делает? Через - якобы ( Read more... )

философия

Leave a comment

Comments 101

jack_of_hearts_ February 1 2009, 17:34:02 UTC
И - привычка думать...

Reply

dennett February 1 2009, 18:18:28 UTC
не уловил, что там в троеточии

Reply

jack_of_hearts_ February 1 2009, 18:50:24 UTC
Привычка эта еще раз делает выбор несвободным - и неизначальным.

Reply

dennett February 1 2009, 18:51:30 UTC
почему?

Reply


flying_bear February 1 2009, 17:57:36 UTC
Последняя фраза великолепна. Чеканная формулировка. Спасибо.

Reply

dennett February 1 2009, 18:19:04 UTC
да, вот я теперь и думаю, что выбрать

Reply


в новом амплуа falcao February 1 2009, 18:06:13 UTC
Довольно интересный ход мысли.

Я, видимо, всегда считал, что "личность" -- своего рода "фантом", но немного из других соображений.

Вы как-то просили задавать вопросы -- давайте-ка я попробую выступить в этом не очень привычном для себя "амплуа".

1) О каком "риске" Вы говорите? То есть каков возможный сценарий "разоблачения"?

Пояснение: я пока не могу уйти дальше такой мысли, что если "меня" нет, то и "разоблачили" кого-то другого; это чем-то напоминает известную мысль Эпикура, что "смерти нет".

2) Коль скоро ставятся под сомнение какие-то одни совершенно привычные вещи, то не резонно ли в первую очередь подвергнуть сомнению собственную онтологию? То есть признать зыбкость таких категорий как "причинность", "существование" и так далее? И потом уже попытаться осмыслить старые вопросы в новых терминах.

Reply

Re: в новом амплуа dennett February 1 2009, 18:17:53 UTC
1. Это риск, что сомнение, с которого начинается рассуждение Декарта, окажется оправданным. Привожу пример - человеком овладел злой пришелец, поселился в его теле и могзе, уничтожил его собственную личность и создал иллюзорную личность (с соотвествующими воспоминаниями) - согласитесь, что эту иллюзорную личность можно "вывести на чистую воду", т.е. показать ей, что она не есть самостоятельная линость, а есть только придаток пришельца.

2. не резонно ли в первую очередь подвергнуть сомнению собственную онтологию?
--по-моему, именно этим и занимается Декарт.
Можно признать зыбкость любых категорий - но только поставив рядом с ними другие, менее зыбкие. Я пока не вижу, какие категории были бы менее зыбкими, нежели существование и причинность.

Reply

ускакали деревянные лошадки falcao February 1 2009, 19:04:51 UTC
Попробую продолжить в том же духе ( ... )

Reply

Re: ускакали деревянные лошадки dennett February 1 2009, 19:45:18 UTC
--одно и то же "Я" (коль скоро мы постулируем некое тождество) может меняться
--а может уничтожаться? может я привел пример неудачный - и хочу у вас попросить самого придумать пример, когда Я уничтожилось, а на его месте возникло другое... Или такого вообще, в принципе придумать нельзя?

В случае с пришельцем, поселившимся у меня в мозгу - я теряю в этом случае всякую самостоятельность - и в этом мне кажется отличие от ситуации с миром, от которого я просто завишу.

--наполненные новым смыслом
--так мы как раз сейчас в разговоре и наполняем их смыслом - таким, каким найдем нужным - как раз и подвергаем сомнению старые смыслы и создаем новые. именно для этого и ведется разговор. и мне кажется ваш призыв такой - мы с вами пришли в баню, разделись, вынули мочалки - и вдруг вы остававливаетесь и говорите мне, а что деннетт - давай ка лучше в мыльную не пойдем, а вместо этого хорошенько помоемся.

Reply


ivanov_petrov February 1 2009, 19:06:28 UTC
Ну, вроде бы Флоренский в Столпе это и говорил.

Мысль мне долгое время казалась очень красивой. Совпадение кажимости и реальности и оттуда, из запределеьности - логичнейший выход обратно в мир, но обогащенный новым знанием, уверенностью, доказуемостью... Сейчас мне это кажется просто странным недомыслием и умственной неуклюжестью, вроде как зацепиться за порог и грохнуться в комнату. Там столько странных и неверных предпосылок. чтобы добраться до когито. и столь тухлый вывод... Совершенно битая карта, на мой взгляд.

Reply

dennett February 1 2009, 19:30:07 UTC
а как без когито обосновывать существование личности?

Reply

ivanov_petrov February 1 2009, 21:14:28 UTC
она и с когито не обоснована - но, простите, вот это, на мой взгляд, и называется псевдопроблемой

Reply

dennett February 2 2009, 00:05:12 UTC
тут интересно - вы подвергаете сомнению метод радикального сомнения :)

Reply


onov February 1 2009, 19:24:49 UTC
Можно предположить, что личность есть инструмент создающий реальность из кажимости.
В том числе имеющий возможность создать и реальность самой личности.

Тогда конечно "если мне кажется, что я существую, то я существую, ибо то, что кажется и есть Я" не работает, скорее "если мне кажется, что я существую, то я имею возможность существовать".

Reply

dennett February 1 2009, 19:28:43 UTC
--ичность есть инструмент создающий реальность из кажимости
--вроде бы не надо ничего создавать - кажимость уже есть реальность

Reply

onov February 1 2009, 21:19:57 UTC
Подумав, я понял, что предыдущее предположение не совпадает с моей точкой зрения, поэтому наверное и обсуждать его не стоит.

Совпадающее с моей точкой зрения предположение таково: в амбивалентном мире кажимости личность, неся в себе частицу абсолюта, может создавать реальность.

Извиняюсь за некоторую эзотеричность

Reply

dennett February 2 2009, 00:01:47 UTC
да, но тут идет речь о реальности самой личности. в приниципе, личность, сама по себе не будучи реальной, может создавать реальность - поэтому вопрос о реальности личности отличается от вопроса о реальности того, что она создает.

Reply


Leave a comment

Up