Размышляя в очередной раз о Декарте, задался вопросом о причинах важности когито - для него и для нас. Источник этой важности в принципе очевиден - в когито закладывается фундамент личного существования, краеугольный камень - и нейтрализуется сомнение. Когито гарантирует мое существование, существование моего Я. Но как оно это делает? Через - якобы
(
Read more... )
Я, видимо, всегда считал, что "личность" -- своего рода "фантом", но немного из других соображений.
Вы как-то просили задавать вопросы -- давайте-ка я попробую выступить в этом не очень привычном для себя "амплуа".
1) О каком "риске" Вы говорите? То есть каков возможный сценарий "разоблачения"?
Пояснение: я пока не могу уйти дальше такой мысли, что если "меня" нет, то и "разоблачили" кого-то другого; это чем-то напоминает известную мысль Эпикура, что "смерти нет".
2) Коль скоро ставятся под сомнение какие-то одни совершенно привычные вещи, то не резонно ли в первую очередь подвергнуть сомнению собственную онтологию? То есть признать зыбкость таких категорий как "причинность", "существование" и так далее? И потом уже попытаться осмыслить старые вопросы в новых терминах.
Reply
2. не резонно ли в первую очередь подвергнуть сомнению собственную онтологию?
--по-моему, именно этим и занимается Декарт.
Можно признать зыбкость любых категорий - но только поставив рядом с ними другие, менее зыбкие. Я пока не вижу, какие категории были бы менее зыбкими, нежели существование и причинность.
Reply
Reply
--а может уничтожаться? может я привел пример неудачный - и хочу у вас попросить самого придумать пример, когда Я уничтожилось, а на его месте возникло другое... Или такого вообще, в принципе придумать нельзя?
В случае с пришельцем, поселившимся у меня в мозгу - я теряю в этом случае всякую самостоятельность - и в этом мне кажется отличие от ситуации с миром, от которого я просто завишу.
--наполненные новым смыслом
--так мы как раз сейчас в разговоре и наполняем их смыслом - таким, каким найдем нужным - как раз и подвергаем сомнению старые смыслы и создаем новые. именно для этого и ведется разговор. и мне кажется ваш призыв такой - мы с вами пришли в баню, разделись, вынули мочалки - и вдруг вы остававливаетесь и говорите мне, а что деннетт - давай ка лучше в мыльную не пойдем, а вместо этого хорошенько помоемся.
Reply
Reply
--это плохо, что НИЧТО не мешает. трудно разговаривать.
Reply
Почему Вас смущает то, что внутри меня нет препятствий ни для того, ни для другого? Вам видится в этом отрицание какого-то важного для себя постулата, или базисного убеждения? Если да, то какого именно?
Или тут речь даже не о каком-то тезисе, а о нравственной установке? Хотелось бы на это пролить какой-то свет.
Reply
--необязательность ваших слов. к ним можно не прислушиваться, если их ничего не сдерживает, не ограничивает. они ни к чему не имеют отношения.
Reply
У меня одна из любимых поговорок как раз про то, что "я -- человек обязательный" :)
> они ни к чему не имеют отношения
Это не так: я же как раз Вам пытаюсь объяснить, что они имеют отношение, но сразу к нескольким вещам! Если Вам нужна "привязка" к одной, то это делается при помощи "команды", которую даёте Вы (на это надо только отважиться), а я далее принимаю на себя "обязательство" и следую Вашим указаниям. Такой подход Вас устраивает?
Я на всякий случай оговорю, что тут нет никакого "принуждения". Наоборот: я вижу принуждение в том, когда меня самого заставляют "выбирать".
Reply
Reply
Reply
Leave a comment