См также
Часть 1,
Часть 2 ,
Часть 3 и
Часть 4 Продолжаю публиковать части моей статьи в "Практическом налоговом планировании" (авторов у статьи трое, публикую только то, что написано непосредственно мной). Многого из того, что я публикую в блоге - в журнальном варианте статьи нет.
--------------------------------------------------------------------
В другом случае вина главного бухгалтера была доказана после того, как следствие обнаружило на его компьютере электронные бланки однодневок, а в столе - их печати. Экспертиза установила, что именно эти печати использовались на "первичке", которую бухгалтерия отражала в учете. Помимо того, что директор и главбух были наказаны за уклонение от уплаты налогов, последний получил приговор еще и за использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ). (с) ПНП №11 за ноябрь 2010 г.
Вот это как раз пример использования косвенных доказательств для привлечения к ответственности бухгалтера. Само по себе нахождение бланков однодневок в компьютере у бухгалтера, и печатей у него в столе - совершенно прямо не доказывает что это именно бухгалтер подделывал документы. Печатями в столе у бухгалтера мог воспользоваться кто угодно, не обязательно только бухгалтер, то же касается и компьютера - документы в компьютер мог записать совершенно посторонний человек, в том числе чтобы свалить вину на бухгалтера. Это всего лишь косвенные доказательства, не доказываюшие вину бухгалтера. Вину бухгалтера могло бы доказать наличие на этих печатях отпечатков пальцев бухгалтера, а также показания свидетелей, которые видели как бухгалтер сам распечатывал документы со своего компьютера, либо запись телефонных переговоров, в которых бухгалтер бы упоминал об этих бланках и печатях - это были бы прямые доказательства.
Тем не менее, это лишний пример того, что я уже писал выше - сегодня очень часто и умысел и сговор доказываются именно косвенными доказательствами, и не смотря на все протесты адвокатов (если конечно адвокат достаточно профессионален чтобы в этом разбираться, что тоже редкость) эти косвенные доказательства ложатся в обвинительное заключение, и дело уходит в суд, где как мы знаем 99% обвинительных приговоров.
Еще один пример - суд признал, что преступление совершено по предварительному сговору, поскольку именно главный бухгалтер подписывал платежные поручения, кассовые документы и налоговую отчетность, за что получал часть неучтенной прибыли. Дополнительным аргументом для признания между ними сговора были их близкие отношения. (с) ПНП №11 за ноябрь 2010 г.
Близкие отношения - это не просто не доказательство, а даже и не аргумент вовсе. Собственно как и подписание бухгалтером платежек, кассовых документов и отчетности - это его должностные обязанности и о сговоре никак не свидетельствуют. Главным и единственным в данном случае доказательством может быть только четко доказанное получение бухгалтером части неучтенной прибыли. Других доказательств в данном примере просто нет - всё остальное это не более чем "субъективный фон", направленный на принятие судьей определенного решения. К сожалению, в настоящее время реальные доказательства очень часто подменяются именно таким "субъективным фоном", и что самое неприятное - это спокойно проходит в суде, где как обычно получается обвинительный приговор.
--------------------------------------------------------------------
Продолжение следует. Статью полностью читайте в "Практическом налоговом планировании" № 11 за Ноябрь 2010.
(с) Буханов Д.А.
-------------------------------------------------------------------
Все аналогичные статьи этой рубрики собраны
--> здесь <-- Если у вас возникают какие бы то ни было вопросы по полицейским проверкам, не важно касаются они написанного выше или нет - можете их задавать прямо в комментариях ниже. Ответы на них я буду публиковать в виде отдельных постов с тегом "Теория и практика", таких же как этот.
Если вопрос конфиденциальный, присылайте его на мои личные адреса. Контактную информацию вы всегда сможете найти на сайте-визитке:
WWW.BUKHANOV.COM