Начиная с сегодняшнего дня я каждый день буду выкладывать по кусочку из статьи в журнале "Практическое налоговое планирование", которая вышла в текущем - ноябрьском номере журнала. Кроме меня над данной статьей работали еще два автора, поэтому я буду выкладывать только те части, авторство которых полностью принадлежит мне. Надеюсь будет полезно.
Все написано применительно к экономическим и налоговым преступлениям. Многого из того, что я публикую в блоге - в журнальном варианте статьи нет.
------------------------------------------------------------------------------------------
Чем организатор отличается от подстрекателя?
В соответствии со статьей 33 УК РФ Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
Иными словами в разрезе налоговых статей УК РФ, подстрекателем может быть например учредитель организации, который угрожая директору увольнением (угроза), уговаривая его резко снизить налоговую нагрузку (уговор), обещая повышение ему зарплаты если он снизит расходы на налоги (подкуп), склонил генерального директора компании к совершению налогового преступления. При этом сам учредитель являясь подстрекателем, может для совершения самого преступления больше ничего и не делать (так обычно и бывает на практике), т.е. не быть ни организатором ни исполнителем налогового преступления. При этом доказать что учредитель подстрекал директора обычно очень и очень сложно, т.к. такие разговоры обычно происходят наедине и никак не фиксируются.
В свою очередь директор, поддавшись на подстрекательство учредителя, как раз чаще всего становится организатором преступления - т.е. он организует своими действиями и указаниями уклонение от уплаты налога, дает соответствующие распоряжения бухгалтеру, заключает договоры, подписывает платежки и т.п. Ну и соответственно исполнители - это те сотрудники, которые отдавали себе отчет, для чего директором даются такие указания, и не смотря на это, понимая что это приведет к уклонению от уплаты налога - все равно выполняли его указания. Другое дело, что надо доказать что сотрудник понимал весь умысел начальника в целом, и отдавал себе отчет о последствиях - это сделать на практике также очень сложно, так как это уже вопрос умысла конкретного лица, который в налоговых преступлениях доказать было всегда очень трудно. Но это уже другая история.
В принципе, подстрекателями могут также признаваться различного рода юристы, финансовые директора, те же самые бухгалтеры, которые например придут с идеей "супер законного метода" налоговой оптимизации к директору, и начнут его уговаривать его применить. Или прямо будут уговаривать директора уменьшить уплату налогов, чтобы к примеру не разориться, повысить показатели, переждать кризис и тому подобное.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Продолжение завтра. Статью полностью читайте в "Практическом налоговом планировании" № 11 за Ноябрь 2010.
(с) Буханов Д.А.
-------------------------------------------------------------------
Все аналогичные статьи этой рубрики собраны
--> здесь <-- Если у вас возникают какие бы то ни было вопросы по полицейским проверкам, не важно касаются они написанного выше или нет - можете их задавать прямо в комментариях ниже. Ответы на них я буду публиковать в виде отдельных постов с тегом "Теория и практика", таких же как этот.
Если вопрос конфиденциальный, присылайте его на мои личные адреса. Контактную информацию вы всегда сможете найти на сайте-визитке:
WWW.BUKHANOV.COM