Часть 1. Ям - Ижора Часть 2. Чудово
Часть 3. Вышний Волочек
Часть 5. Новгород Великий
Крестцы. Фото Елены Кшеминской с сайта www.kresttsy.ru
источник ГазпромНефть
Компания, которая не имела, мне кажется, ни одной заправочной станции между Москвой и Санкт -Петербургом в 2009 году летом, во время моей предыдущей поездки по этой дороге (возможно, и было там несколько, но крайне немного), теперь располагает самой обширной сетью АЗС. Каждая вторая заправочная станция, кажется уже принадлежат этой "знаменитой марке". Нет, они удобны и современны.
АЗС ГазпромНефть фото с сайта
http://www.gazprom-neft.ru/ Но по существу, их массовое появление свидетельствует о разложении всякой конкуренции среди тесной группы людей, занятых продажей нефти и нефтепродуктов. Те, кто назначают цены на бензин, вообще перестали стесняться. Странно, что хоть некоторые заправочные станции на дороге еще не называются Роснефтью и Газпромнефтью.
В поселке Крестцы Новгородской области находится администрация невского подземного хранилища газа, управляемого ООО "Газпром - ПХГ".
Крестцы
Местечко - райцентр, обозначаемый двумя словами - "Самая" и "Глушь". В середине 1990-х Крестецкий район - сердцевина одного из самых неухоженных участков дороги, а проезд через 2/3 территории поселка представлял собой череду из ухабов, ям и асфальтовых волн, вызывавших в автомобилях колебания различной амплитуды. Сюда ведет железная дорога, но по ней нет регулярного сообщения.
На перекрестке стоит указатель "Окуловка 54" - это удаление до ближайшей станции Октябрьской железной дороги, откуда можно уехать поездом.
Выезд из поселка Крестцы в направлении ж/д ст. Окуловка
источник Крестцы впервые упоминаются в 1393. Название, вероятно, связано с пересечением здесь дороги из Новгорода Великого на Москву с дорогой на Боровичи. На гербе местечка изображены две пересекающиеся дороги земляного цвета. Крестцы упомянуты в Новгородской летописи, как поселение, относящееся к Деревской пятине (единице административного деления Новгородской республики).
Крестцы. Валдайская ул. Фото нач. XX в.
источник В XV веке Крестецкий погост четырежды был подвергнут разорению войсками Ивана третьего. В 1569 Иван IV Грозный в походе на Новгород сжег много селений, в том числе и Крестцы. Между эпизодами разорений в селении развивалась торговля, которая росла с объединением земель вокруг Москвы. Уже Иван III учреждает ямы (Почтовые станции) по дороге из Новгорода в Мосскву, в том числе, ям появляется в Крестцах
Московская ул. Фото нач. XX в.
Источник В начале XVII века Крестецкий погост значится "пустым". В феврале 1609 в Выборге был подписан договор, согласно которому Шведский экспедиционный корпус Якоба Делагарди принял участие в боевых действиях против Польши на стороне Василия Шуйского. Корпус Шведов действительно участвовал во многих войсковых операциях, ощутимо повлиял на изгнание Поляков из окрестностей Москвы, дошедшей до обсуждения перехода Польского царевича в православие с целью последующего возведения на престол (семибоярщина) Фактически благодаря Шведскому участию, польская блокада Москвы была снята.
Несмотря на действенное участие Шведского корпуса из примерно 5000 наемников, жалование с русской стороны выплачивалось нерегулярно, и в июле 1609 финские наемники подняли бунт. Руководителю экспедиции удалось уговорить их продолжить поход, но тогда восстали и дезертировали немцы и французы. После бунтов июля 1609 в корпусе осталось не более 1200 человек. Уходящие назад в Швецию дезертировавшие части по пути промышляли грабежами и насилием. Утверждается, что на обратном пути "шведские солдаты вознаградили себя за все". В частности, Крестцы снова были разорены.
Московская ул. в Крестцах. Наши дни. Фото Кшеминской Елены.
Источник Таким образом, за полтора века (Иван III вступил на престол в 1462, а бунт Шведского экспедиционного корпуса случился в 1609), небольшой населенный пункт Крестцы, не находясь на оккупированной иностранными державами территориям, не находясь даже близко к "русской" границе подвергался разорению шесть (!) раз. Это может несколько поколебать представления о стабильности и постоянстве жизни в этих местах в допетровский период.
Художественная часть
Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников; 17 февраля (1 марта) 1863 - 5 декабря 1927)
Школа №1. фото Владимира Крючека
источник.
Чтимый поэт, прозаик, драматург серебряного века, Федор Сологуб (Тетерников), преподавал здесь математику. В поселке Крестцы сохранилось здание городского 3-х классного училища, в настоящее время там располагается школа №1. Сохранился также дом, где жил Сологуб. О Сологубе замечательно писала
Н.А Тэффи.
Дом, в котором жил Ф. Сологуб фото с сайта
http://www.kresttsy.ru
Велимир Хлебников (при рождении - Виктор Владимирович Хлебников; 28 октября (9 ноября) 1885 - 28 июня 1922)
Земская больница. Фото нач. XX в.
источник Уже парализованного, Хлебникова незадолго до смерти перевезли из Крестецкой больницы в Санталово
Поэт Велимир Хлебников умер в деревне Санталово Крестецкого района 28 июня 1922, похоронен на Ручьевском погосте, близ Крестцов. Не вдаваясь в подробности, которые можно прочитать в биографиях, например
здесь, Хлебников провел здесь совсем недолгое время, умер в деревенской баньке. Похоронен близким другом Петром Митуричем, переехавшим вместе с ним в деревню к своей тогдашней жене, получившей здесь место учительницы.
С недавних пор (в Советское время о Хлебникове не вспоминали), в деревне Ручьи имеется
музей.
10 марта 1917
Народ поднял верховный жезел,
Как государь идет по улицам.
Народ восстал, как раньше грезил.
Дворец, как Цезарь раненый, сутулится.
В мой царский плащ окутанный широко,
Я падаю по медленным ступеням,
Но клич 'Свободе не изменим!'
Пронесся до Владивостока.
Свободы песни, снова вас поют!
От песен пороха народ зажегся.
В кумир свободы люди перельют
Тот поезд бегства, тот, где я отрекся.
Крылатый дух вечернего собора
Чугунный взгляд косит на пулеметы.
Но ярость бранного позора -
Ты жрица, рвущая тенета.
Что сделал я? Народной крови темных снегирей
Я бросил около пылающих знамен,
Подругу одевая, как Гирей,
В сноп уменьшительных имен.
Проклятья дни! Ужасных мук ужасный стон.
А здесь - о, ржавчина и цвель! -
Мне в каждом зипуне мерещится Дантон,
За каждым деревом - Кромвель.
* * *
В 1995 ныне покойным Алексеем Хвостенко и группой "Аукцыон" записан альбом на стихи Хлебникова - "Жилец вершин".
По ссылке можно прослушать небольшой его фрагмент
При Екатерине II Крестцы стали уездным городом (тому же времени принадлежит и герб). В 1922 упразднен Крестецкий уезд, с 1926 город переименован властями в село. В 1938 Крестцы получили статус рабочего поселка. Здесь живет девять с половиной тысяч человек (2010).
Крестецкая строчка. Фото пользователя Liveinternet mol4un.
Источник Крестцы известны художественным промыслом - Крестецкой строчкой. На холсте льна нити ткани по счету подрезались и выдергивались вдоль и поперек, получалась сетка, которая заполнялась определенными узорами.
Шар производства предприятия Зинаиды Альбертовны Джунь
Источник Уже в наше время в поселке Крестцы предприниматель Зинаида Альбертовна Джунь открыла производство елочных украшений, с росписью ручной работы. О ней можно узнать больше из фильма о Крестцах телеканала Культура,
"Письма из провинции",
ч.2,
ч.3, удивительно деликатно снятого, и в любом случае, рекомендуемого к просмотру.
Железная дорога
Семафор в закрытом положении близ станции Крестцы. Наши дни. Фрагмент фото
obolev источник В поселке имеется тупиковая станция железной дороги. Ни пассажирского, ни регулярного грузового сообщения по ней не осуществляется. Железная дорога проектировалась и строилась в контексте Первой Мировой войны. Согласно проекта, через тогдашний уездный город Крестцы должна была пройти стратегическая железнодорожная ветка, соединяющая, в частности Великий Новгород с Орлом, "в параллели" с ходом нынешней Октябрьской железной дороги Санкт -Петербург - Москва.
Опоры так и не возведенного моста железной дороги через Волхов (г. Новгород Великий) Фото
obolev источник
Ветка в Крестцах строилась со стороны Валдая, уже соединенного с железнодорожной сетью. Железная дорога остановилась в Крестцах, не пошла дальше.
Сигнальный фонарь семафора. Станция Крестцы. Фото Кирилла Меньшикова.
источник В атласе 1943 года ветка по прежнему числилась как проектируемая. Напоминанием о проекте являются быки так и не построенного моста через Волхов в Великом Новгороде, просеки в лесах, и орловская железнодорожная насыпь в том же Новгороде, с одноименной улицей.
Станция Крестцы. Фото Константина Меньшикова
Источник Железнодорожная линия протяженностью в 57километров продолжается до райцентра Валдай.
Мост через реку Еглинка. Фото
obolev Источник
Мост через реку Ярынья (Постройка- ок. 1915). Фото
obolev источник Единственный поезд пассажирского сообщения №955/956 Бологое - Крестцы, упразднен несколько лет назад.
Деревянный мост на ж.д. Валдай - Крестцы. Фото
obolev.
Источник Если смотреть спутниковую карту google на максимальном приближении, можно увидеть, как по ветке Крестцы-Валдай ползет одинокий локомотив.
Вид на железную дорогу Валдай - крестцы с моста шоссе Москва - Петербург. Фото Константин Меньшиков.
Источник
Локомотив на железнодорожной ветке Валдай - Крестцы. Скриншот с карты Google
Часть 1. Ям - Ижора Часть 2. Чудово Часть 3. Вышний Волочек
Часть 5. Новгород Великий