Регионы не справляются с мусором

Oct 25, 2016 11:01

Руководство многих российских регионов не успело подготовиться к началу реформы системы сбора и утилизации отходов. Регионы просят перенести реформу.




Напомню, изначально запуск реформы был запланирован на 2016 год, но после ряда обращений из регионов по согласованию с Минстроем было принято решение сдвинуть сроки и начать процесс не позднее 1 января 2017-го. Если коротко, суть реформы в том, что услуга по вывозу и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО, или, проще говоря, мусора) выводится из графы "Содержание общего имущества в многоквартирных домах" в квитанциях за услуги ЖКХ в раздел коммунальных услуг и указывается отдельной строкой в квитанции.

Кроме того, меняется и система оказания этой услуги: в каждом субъекте федерации должен появиться единый региональный оператор, который будет заниматься вывозом и утилизацией мусора. Тарифы на эту услугу будут устанавливать регионы, исходя по своему усмотрению либо из площади квартир, либо из количества проживающих в них людей. В Минстрое считают логичным второй вариант, "ведь мусор образуют не метры".

Однако сейчас становится ясно, что начать реформу в срок не удастся: регионы элементарно не успели подготовиться. Они обращаются в правительство и просят перенести сроки ещё раз - минимум на 6 месяцев. Кроме того, в Госдуму внесены поправки к закону "Об отходах производства и потребления", предусматривающие перенос старта реформы на 2018 год. Автор этих поправок, депутат Олег Шеин (СР), отмечает, что федеральное законодательство в сфере обращения с ТКО, на которое должны опираться при разработке собственных нормативных актов регионы, "требует углубленного изучения". Также он подчёркивает, что не все регионы приняли свои программы по реализации реформы и определились с региональными операторами, им требуется на это дополнительное время. Депутат считает, что на начальном этапе нельзя торопиться с вводом изменений без должной подготовки, т.к. это может создать "предпосылки для срыва выполнения в регионах с требуемым качеством деятельности по обращению с отходами".

Точку зрения Шеина поддерживают не только региональные власти, но и профессиональное сообщество, в т.ч. те, кто впоследствии займётся непосредственной реализацией проекта. Глава ассоциации ЖКХ "Развитие" Алексей Макрушин сообщает, что его организация также направила обращение на имя вице-премьера Дмитрия Козака с просьбой о переносе начала реформы: "Переносить введение новых правил надо, но снова откладывать надолго всё же не стоит - поэтому целесообразно ввести новый механизм с 1 июля 2017 года, когда в очередной раз будут пересмотрены тарифы на коммунальные услуги." Он отмечает, что регионам не хватает времени: требуется провести конкурсы по определению операторов, заключить с ними соответствующие соглашения, приобрести нужную технику и т.д. - по его мнению, "до нового года сделать это невозможно".

Исполнительный директор ассоциации организаций в сфере обращения с отходами "Чистая страна" Руслан Губайдуллин уточняет, что на 12 октября согласованные с Росприроднадзором территориальные схемы обращения с отходами были утверждены только в 45 регионах, хотя по плану все согласования со всеми регионами должны были закончиться к 26 сентября.

Замглавы Минстроя Андрей Чибис подтверждает наличие проблем: "Действительно далеко не все регионы провели необходимые работы и готовы к запуску новой системы обращения с отходами. Некоторые субъекты не смогли вовремя утвердить схемы обращения с отходами и, как следствие, тарифы, хотя необходимые для выбора регоператора документы были выпущены вовремя, проекты конкурсной документации размещены в открытом доступе." По словам Чибиса, в министерстве контролируют ситуацию и возможность переноса сроков не исключается.

Председатель Общественной палаты экономического развития, конкурентоспособности и предпринимательства, член Совета РО "ОПОРА РОССИИ" по Красноярскому краю, руководитель "Центра общественного контроля в сфере ЖКХ" - "ЖКХ- Контроль" Юрий Муравьёв в беседе с "Давыдов.Индекс" отметил, что перенос сроков начала реформы необходим для регионов: "В настоящее время управляющая компания заключает договор на вывоз ТКО, потребитель чётко не знает стоимость услуги вывоза мусора, потому что она спрятана в квитанции в строке "Содержание". <...> Выделение услуги "Вывоз мусора или утилизация отходов" в отдельную строку позволит чётко понимать, сколько это стоит. Жители многоквартирных домов зачастую не осознают, что вывоз мусора - это достаточно дорогая услуга.

Регионам трудно запустить новый механизм работы по утилизации ТКО с начала 2017 года, потому что они организационно не готовы. <...> Сегодня к системе сортировки мусора не готовы ни сборщики, ни жители домов. Также в настоящее время не определён тариф на вывоз мусора. <...> Процедура установки и согласования тарифов проходит довольно долго, и регионы просто не успеют к январю 2017 года её провести. К переходу на новую систему утилизации мусора нужно готовиться, потому что нет гарантий, что в 2018 году регионы справятся с поставленной задачей. Сегодня нужно выделить несколько экспериментальных городов, где будет обкатан новый механизм утилизации отходов, и только после этого его можно будет запустить во всей России."

По мнению депутата Курганской городской Думы, члена комиссии по ЖКХ, сопредседателя и исполнительного директора Курганского регионального отделения "Деловой России" Алексея Блинова, реформа системы вывоза и утилизации отходов должна запускаться постепенно и не раньше конца 2018 года: "Вопрос сортировки и утилизации мусора является важным. В связи с этим реформа организации сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО) должна постепенно запускаться в регионах. <...> Учитывать вывоз отходов сложно, для этого необходимо пересматривать норматив, отталкиваясь не от площади квартир, а от числа проживающих, потому что мусорит всё-таки человек, а не квадратный метр. В 100-метровой квартире может жить один человек, а в 40-метровой могут проживать до 10 человек. Возникает логичный вопрос, где будет больше мусора? Нормативы по вывозу мусора были разработаны еще в советские времена и с тех пор не пересматривались. <...> На данный момент управляющие компании убирают большие объёмы мусора, соответственно больше тратят на эту статью расходов. Я сам был директором управляющей компании и знаю, что вывоз мусора сегодня - это самая дорогая статья расходов.

Регионы действительно сегодня не совсем готовы к изменениям в организации сбора и утилизации отходов, в связи с этим просьба об отсрочке реформирования оправдана. Неготовность регионов объясняется техническими и социальными вопросами. Во-первых, полигоны, на которые вывозят мусор, не имеют лицензий. <...> Сегодня нужно просчитывать стоимость транспортировки мусора на лицензированный полигон. А это долгая процедура, сопровождающаяся рядом важных согласований. Поэтому к реформированию не готовы не столько власти, сколько бизнес, который занимается вывозом и утилизацией. Во-вторых, в современной действительности, в условиях экономического кризиса, граждане России негативно воспримут появление новой строки "вывоз мусора" в квитанциях. Возрастёт социальная напряженность, потому что люди понимают, что будет увеличение оплаты в квитанциях. Поэтому до 2018 года, до выборов президента вводить реформу по утилизации мусора не актуально."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
Регионы не успели вынести мусор
2016: платим за мусор по-новому
Новый «мусорный» закон не поменял ситуацию в регионах
Регионы и отходы. Как это будет
Мусора идут в прибыль

Минстрой, регионы России, реформы, ЖКХ, мусоропереработка, мусор

Previous post Next post
Up